10 февраля Объединённый комитет начальников штабов США опубликовал Концепцию конкуренции вооружённых сил (документ несекретный).
Основной теоретический посыл директивного документа американских военных состоит в том, что Вооруженные силы США должны «расширить свое мышление» и «обновить свои подходы». Американский военный потенциал будет применяться для упреждающего зондирования систем противника в уязвимых точках. И всё это скрытно, регулярно, методично.
Неявно прослеживается в «Объединенной концепции» стремление избежать войны на два фронта (с Россией и Китаем). Говорится о необходимости применения стратегии обмана.
Для этого нужно:
– учитывать, что у других стран другие концепции ведения войны,
– формировать «конкурентное пространство», которое огромно и аморфно, разбивая его на более понятные для планирования области.
Упоминание в Концепции о «прокси» и «суррогатах» говорит о том, что американская система постоянно работает над формированием зарубежной агентуры.
Читаем далее. «В стратегической конкуренции успех означает сохранение свободы действий для реализации национальных интересов с приемлемым риском и приемлемыми затратами во избежание вооруженного конфликта. Конкурентное преимущество может быть достигнуто путем переноса конкуренции в области, где Соединенные Штаты обладают устойчивым относительным преимуществом по сравнению с противником, вынуждая его принимать ответные меры, которые являются для него относительно дорогостоящими или контрпродуктивными».
Рассматриваемый документ идеологичен, выдержан в духе политического реализма («национальные интересы», «баланс сил» и т. п. ), но есть в нём и влияние т. н. теории либерализма в международных отношениях. Говорится, что «всё ещё существуют общепринятые международные законы, соглашения и нормы (далее – правила), которые определяют, как следует вести себя международным субъектам. Концепция исходит из того, что «сохранение лидерства США международной системе останется приоритетной целью национальной безопасности».
Глава Объединённого комитета начальников штабов. Фото REUTERS
В документе Объединённого комитета начальников штабов выделены четыре сферы, которые в штабной работе накладываются друг на друга: когнитивная, географическая, зональная и тематическая. Когнитивная сфера – это идеология, образование, информация, инновации. Географическая представлена самими Соединёнными Штатами, Латинской Америкой, Европой, Африкой, Южной Азией с Индийским океаном, Арктикой, Центральной Азией, Ближним Востоком и Восточной Азией с Тихим океаном (всё это входит в область интересов ВС США). Зональная сфера очерчена компонентами, связанными с видами вооруженных сил, действующими на суше, в воздухе, в море, в космосе и в киберпространстве. В пределах тематической сферы трактуются такие вопросы, как международный порядок, глобальные рынки, климат, безопасность, медицина, технологии, а также экстремизм. И со всем этим Министерство обороны США имеет дело, всё это является областями интересов военных.
Акцентирован в Концепции интерес Китая к Арктике (Китай определяет себя как «околоарктическая» держава).
Общий вывод документа: «Чем более конкурентоспособны Соединенные Штаты с точки зрения обеспечения доступа в различные части мира; развития оборонно-промышленной базы; укрепления альянсов и партнёрств; стимулирования технологического развития – тем в лучшем положении они окажутся для достижения победы в вооруженным конфликте».
Итак, война. И не для того, чтобы закончить её миром, а для того, чтобы победить. Такова концепция Объединенного комитета начальников штабов США 2023 года.