Перейти к основному содержанию
И всё бы хорошо, да что-то нехорошо…

И всё бы хорошо, да что-то нехорошо…

Вечер 2 апреля на улицах Подгорицы и других городов Черногории был наполнен музыкой, радостными криками и взрывами петард – так местные жители праздновали завершение «эры Джукановича».

К итогам президентских выборов в Черногории

Вечер 2 апреля на улицах Подгорицы и других городов Черногории был наполнен музыкой, радостными криками и взрывами петард – так местные жители праздновали завершение «эры Джукановича».

Новым президентом страны избран малоизвестный в России политик – Яков Милатович. 60% голосов, которые он набрал во втором туре президентской гонки, были обеспечены поддержкой сторонников коалиции «Демократический фронт» и лично Андрия Мандича, который, заняв третье местов в первом туре, призвал всех граждан страны оказать поддержку Милатовичу. С аналогичными заявлениями выступили лидеры других партий и движений. Напомним: в первом туре Джуканович набрал 35,37%, Милатович – 28,92%. Итоговая победа последнего в значительной степени была определена организованностью электората и высоким уровнем явки – 70,5%.  

Черногорское общество сплотилось под лозунгом  "Кто угодно, только не Джуканович!".

Дело сделано. Мило-бритва, уничтоживший суверенность Черногории и поставивший на колени гордый народ, ушел в прошлое. Но почему-то при оценке происходящего в стране вспоминаются строки из «Сказки о военной тайне» Аркадия Гайдара: «И все бы хорошо, да что-то нехорошо».

Самое время разобраться с тем, что нехорошо. А тревожит прежде всего личность Якова Милатовича, за спиной которого высится тень заместителя помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии, откровенного сербо- и русофоба Гарбриэля Эскобара. Причем это только видимый контур. Копнём глубже.

37-летний политик и экономист около полугода занимал должность министра экономики и экономразвития в правительстве Здравко Кривокапича. В сентябре 2022 г. вместе с Милойко Спаичем (еще одним представителем новой генерации политиков) Яков основал движение «Европа сейчас!». Для прекраснодушных обывателей движение позиционирует себя как правоцентристское и при этом альтернативное для граждан, не поддерживающих правящую 30 лет Демпартию социалистов. На самом деле, главная задача, стоящая пред этой командой, – быть максимально сервильными по отношению к Брюсселю и Вашингтону. Если Джукановичу Запад позволял за лояльность строить свои криминальные схемы и лично обогащаться, то теперь даже теневой сектор экономики будет под постоянным контролем внешних игроков.

Кстати, по официальной версии, участником президентской гонки он оказался по воле случая – местный избирком из-за проблем с двойным гражданством отклонил кандидатуру лидера движения «Европа сейчас!» Милойко Спайича. Местные СМИ писали, что из-за «предполагаемого сербского гражданства государственная избирательная комиссия дисквалифицировала Спаича   и дала возможность движению  предложить другого кандидата».  Но теперь это неважно. Главное – другое. 

Милатович – типичный продукт западных лабораторий по выпуску политических менеджеров-транснационалов. Он прошел несколько уровней обкатки и отсева. Дипломированный экономист был стипендиатом американского, австрийского, британского, немецкого правительств. Например, степень магистра экономики получил в Оксфорде, поучился в Университете Иллинойса, в Лондонской школе экономики, в Пекинском университете, в «Академии лидерства» Стэнфордского университета, стажировался в Венском университете. Регулярно получал стипендии высокого уровня, причем не за высокие научные достижения. Так, стипендия Чивнинг (Chevening Scholarship) ориентирована на «студентов с лидерскими качествами» и финансируется за счёт Форин-офиса и его партнёрских организаций. Поощрение от фонда Конрада Аденауэра, непосредственно связанного с ХДС, также выявляет связи с правительственными (и разведывательными) структурами западных стран. Про стипендии от ЕС вообще говорить не приходится – стипендию Европейской комиссии может получить только человек, проводящий ценности этой антинациональной, хотя и загнивающей структуры. 

Трудовую деятельность Яков начал в словенской банковской группе NLB, затем перешел в Deutsche Bank во Франкфурте. C 2014 г. до 2020 г. работал в Европейском банке реконструкции и развития. Именно оттуда после победы оппозиции на парламентских выборах в августе 2020 г. был приглашен на должность министра экономики и экономразвития Черногории. То есть человек, практически не живший в сознательном возрасте в стране и не работавший в ней, был приглашен на очень важную должность. Чем-то это мне напоминает казус Милана Панича. Американский мультимиллионер сербского происхождения, сбежавший из Югославии в 1955 г., был приглашен на должность премьера Союзной Республики Югославии в июле 1992 г. Продержался Панич в этой должности пять месяцев и отбыл в Калифорнию, где проживает и сейчас в возрасте 93-х лет. Конечно, Милатович – продукт другой эпохи, но так похоже....

Как видит будущее страны новый президент? В многочисленных интервью Милатович заявлял: «Приоритетом номер один для Черногории является полноправное членство в ЕС. Но не для формы, а по существу. Как человек, профессионально и академически сформированный в Западной Европе, я считаю, что у меня достаточно опыта и воли, чтобы привести Черногорию в Европейский союз. Но всегда, когда я говорю о ЕС, я также говорю и о региональной экономической интеграции». То есть вектор европейской интеграции охраняется, но для этого стране предстоит выполнять ряд серьезных преобразований, которые самым болезненным образом отразятся на населении страны.  Европейскую повестку Милатович оттенил сербским вопросом. Причем для большинства жителей Черногории он более важный. Однако отношения с Белградом он уровнял со всеми остальными странами Западных Балкан: «Хорошие отношения с Сербией и со всеми странами Западных Балкан занимают одно из первых мест в списке наших приоритетов». Говоря простыми словами – сближения с Сербией не будет. Для Милатовича эта позиция логична:  в 2006 г. на референдуме он голосовал за выход страны из Государственного союза Сербии и Черногории, а в 2017 г. поддержал членство страны в НАТО. 

Что же касается отношений с нашей страной, то Подгорица прочно стоит в рядах недружественных стран. Не исключено, что новый президент может быть даже более деятельным в вопросе контроля за российскими инвестициями и ужесточением визового контроля.

Но что бы ни происходило в высоких кабинетах, какие бы наёмные менеджеры ни получали государственные регалии, народ Черногории был и остается близким России.

Фото: Профиль

Оцените статью
0.0