Политическая нестабильность в Перу, к созданию которой приложили руку спецслужбы США, используется Вашингтоном для укрепления военно-геополитических позиций в бассейне Амазонки и на тихоокеанском побережье.
Свержение в Перу законного правительства Педро Кастильо 7 декабря 2022 года приведёт к тяжёлым последствиям для страны. Для большей части населения Кастильо был «своим»: выходец из простой семьи, работал сельским учителем, потом возглавил один из профсоюзов. Он делал карьеру у всех на виду, вёл скромный образ жизни, политически рискованных деклараций не допускал. Он оказался на президентском посту благодаря упорству, терпению, умению маневрировать в очень непростых социально-политических обстоятельствах перуанской действительности.
Дипломатической миссией США в Перу до последнего времени руководила Лиса Кенна (Lisa Kenna), крашеная блондинка с холодными глазами, с многолетним опытом работы в ЦРУ. Она длительное время была главным помощником Майка Помпео, возглавлявшего вначале ЦРУ, затем Госдеп. Помпео не скрывал, что «по работе» в ЦРУ «приходилось врать, обманывать, грабить». Эти уроки Лиса Кенна блестяще усвоила. Многие её миссии осуществлялись в координации с военной разведкой США (RUMO), чем и объясняется её появление в Лиме.
Свои верительные грамоты она вручила в марте 2021 года и без раскачки взялась за дело – пыталась предотвратить приход к власти Кастильо, кандидата партии «Свободное Перу», к которому Вашингтон относился враждебно, считая его «перуанским вариантом» Эво Моралеса.
Педро Кастильо сумел победить во втором туре, но создать дееспособное правительство ему не удалось. Враждебно настроенные парламентарии несколько раз хотели отстранить его от власти, обвиняя в коррупции и прочих грехах, угрожающих «стабильности и демократии». Реакционные силы в стране настолько обострили ситуацию, что Кастильо решил распустить конгресс. Он призвал сохранять демократические устои, провести выборы для того, чтобы определить новый состав парламента и выработать новую конституцию. Но времени для нормализации обстановки у президента уже не осталось.
За день до переворота посол США Лиса Кенна провела для «сверки часов» встречу с министром обороны Перу Эрнесто Боббио. Далее всё развивалось по сценарию. Посольство США, используя агентуру в парламенте, в близком окружении Кастильо и вооружённых силах Перу, без церемоний отстранило его от власти. Президент, который действовал в рамках своих конституционных полномочий, был обвинён в подготовке мятежа и арестован. Главой государства стала первый вице-президент Дина Болуарте. Она была одной из ключевых фигур заговора. Болуарте, отбросив демагогическую мимикрию, заявила о ненависти к социализму и намерении укреплять отношения с Соединёнными Штатами. С первых же шагов на президентском посту она показала, что полностью подотчётна послу США. Лиса Кенна дотошно контролирует и направляет действия своей подопечной. Так, Болуарте разрешила разведку месторождений лития на юге страны горнодобывающей компании Macusani Yellowcake, дочке канадско-американской Lithium Corp.
Понимает ли Болуарте, что участвует в опасной игре, «хэппи энда» у которой не будет? Должна понимать: в Боливии в такой же роли «временного президента» не так давно оказалась Жанин Аньес, которая провалила «спецзадание» ЦРУ и сейчас, осуждённая за участие в государственном перевороте, находится в тюрьме.
В конце мая Болуарте одобрила законодательный акт, который разрешил въезд американским военным на территорию Перу для обучения вооружённых сил страны и полицейских органов «современным методам» борьбы с подрывными и террористическими организациями. Эту операцию Пентагон окрестил помпезно – Resolute Sentinel 2023 (Решительный страж). В июне в Перу начали прибывать подразделения американского спецназа, ВВС, космических сил США. Без лишней рекламы было усилено представительство DEA – Управления США по борьбе с наркотиками.
Базы США в Перу развёрнуты в крупных городах. Они «прикрыты» гарнизонами перуанской армии. Аргентинская журналистка Тельма Луццани (Telma Luzzani) в своей книге «Охраняемые территории. Как действует сеть военных баз США в Южной Америке» раскрывает методы, используемые американцами: «Постоянное присутствие вооружённых сил США в Перу под предлогом совместных учений, тренировок, визитов и прочего следует истолковывать так: на самом деле они могут и не иметь собственных или эксклюзивных баз, таких как в Гуантанамо, но [вполне легально] действуют в границах перуанских военных баз». Сотни американских военнослужащих пополнят ряды уже имеющегося персонала на базах при 14 гарнизонах, в том числе в Лиме, Кальяо, Куско, Айякучо, Икитос и других.
Оперативные нагрузки на персонал посольства США заметно выросли. Резидент ЦРУ Джастин Дэвис, который оттачивал свои шпионские навыки в работе против Кубы, развил в Перу лихорадочную деятельность, укрепляя и обширную агентурную сеть. По оценкам ЦРУ, после свержения Педро Кастильо в Перу активизировались спящие партизанские ячейки, усилился приток в них свежих, радикально настроенных элементов. Несмотря на репрессии, эмиссары «Сияющего пути» (Sendero Luminoso) вновь стали появляться в горных районах, зондируя готовность крестьянского населения к освободительной антиимпериалистической борьбе.
Перуанский политолог Густаво Эспиноса (Gustavo Espinoza) в статье «Война, которая начинается» констатирует, что американские военные подразделения задействованы в Амазонии, Сьерре, на юге Анд. Здесь и могут начаться столкновения между ВС США и перуанским населением. Политолог задаётся вопросом: «И что там предпримут войска янки? Вступят в бой с теми, кто не сдаётся, кто сопротивляется правительству 7 декабря [организаторам госпереворота], то есть теми, кто недоволен режимом? И как они это сделают? Используя военную тактику и боевое оружие? Будут ли они обучать перуанскую армию сжигать напалмом деревни, как во Вьетнаме, или методам допроса пленных, чтобы заставить их «говорить»? У них имеется опыт в тюрьме Абу-Грейб, который считается самым зловещим секретным центром заключения, разоблаченным в ХХI веке».
Вывод Эспиносы драматичен: «Не должно оставаться сомнений, эта война «чистой» не будет. Грядёт то, что эксперты называют «неконвенциональной войной», и сражаться придётся с врагом, который не показывает своего лица… Будут кровь и смерть, исчезнувшие, подвергнувшиеся пыткам, тюремному заключению, изуродованные. Война будет грязной во всём своём великолепии».
Настроения протеста в Перу набирают силу. В связи с этим администрация Байдена заменяет наиболее «засветившихся» дипломатов, в том числе и Лису Кенну. Новым послом назначена Стефани Сиптак-Рамнат, которая образцом для подражания называет Кондолизу Райс с её стальным характером. До прихода в Госдепартамент Сиптак-Рамнат служила в ВМФ США. В нынешних обстоятельствах, когда Республика Перу фактически оккупирована, для поддержания динамичных дипломатических отношений требуется человек с соответствующим опытом.
Фото: REUTERS/Sebastian Castaneda