В своей статье «Банкиры приступили к селекции клиентов на "хороших" и "плохих". Прецедент Фараджа» я поднял очень серьёзную тему. Нам постоянно говорят, что банки – институты, оказывающие широкий спектр финансовых услуг физическим и юридическим лицам: открывают и ведут депозитные и иные счета, выдают кредиты, осуществляют переводы денег, обменивают валюту, занимаются управлением активами и иными трастовыми операциями и т. п. Виды и содержание операций, которые осуществляют банки, четко регламентированы лицензиями, которые выдаются центральными банками или иными банковскими регуляторами. Банки могут и даже обязаны заниматься оценкой финансового положения клиента, вести его кредитную историю, также при необходимости контролировать правомочность проведения платежных и расчетных операций с другими физическими и юридическими лицами и еще кое-что по мелочи (в рамках лицензионных полномочий). Сегодня в обиход вошло выражение: «Банк должен знать своего клиента». Конечно, должен. Но знания не должны выходить за пределы финансовой сферы. Все другие характеристики клиента не только не должны интересовать банк, но ему даже не положено вторгаться в другие сферы жизни и деятельности клиента.
Все клиенты для банка должны быть абсолютно равны с точки зрения пола, национальности, вероисповедания, философских и политических убеждений, привычек и даже состояния здоровья. За исключением лиц с психическими отклонениями; лиц, находящихся под следствием или в тюрьме; а также лиц, по которым судами и иными государственными инстанциями приняты решения об ограничении их прав.
И вот в стране, которую у нас в России долгое время представляли как образец банковской системы и демократии, неожиданно разразился скандал. Речь идет о Великобритании. Этим летом один из наиболее респектабельных английских банков Coutts & Co. закрыл счета известного в Англии политического деятеля Найджела Пола Фараджа. Эти историю я описал в упомянутой выше статье. Самое главное: решение о закрытии счетов было принято банком по политическим основаниям. Политические воззрения и политические действия Фараджа не соответствовали идеологии банка Coutts & Co.
Те, кто внимательно следили за этой историей, неожиданно пришли к выводу, что история с Фараджем – не единичный случай. Подобные действия банков имели и имеют место повсеместно, причем как в Британии, так и по всему миру.
В начале этого месяца, как сообщила Daily Mail, британский банк Yorkshire Building Society (YBS) закрыл счет англиканскому священнику Ричарду Фотергиллу за его критику ЛГБТ-идеологии. Священник, который основал евангельскую сеть Filling Station в интернете, 18 июня написал письмо в ответ на ежемесячное электронное письмо от сайта YBS. По словам священника, он написал несколько абзацев против навязывания трансидеологии детям, после чего банк закрыл ему счет. «Я даже не знал, что в наших отношениях есть проблема. Они финансовый дом – они не занимаются социальной инженерией. Я думаю, что они должны сосредоточить свои усилия на управлении деньгами, а не на продвижении идеологии ЛГБТ», – прокомментировал это решение священник.
А вот еще одна история, демонстрирующая, что банкиры в Англии хотят командовать церковью и верующими. Три года назад ведущий британский банк Barclays закрыл банковские счета христианской благотворительной организации Core Issues Trust (CIT). Решение было принято после того, как ЛГБТ-активисты провели кампанию по оказанию давления на банк с целью закрытия счетов христианской организации. В июле 2020 года Barclays закрыл счета CIT, что побудило организацию подать в суд. Адвокаты CIT утверждали, что Barclays незаконно дискриминировал благотворительную организацию. Банк отвечал адвокатам, что он, мол, не допускает дискриминации на основе «любых религиозных, философских или политических убеждений». Но при этом, оказывается, счет любого клиента банк имеет право закрыть без каких-либо объяснений. По прошествии трех лет, незадолго до рассмотрения дела в суде, банк неожиданно предложил CIT 21,5 тыс. фунтов стерлингов для внесудебного урегулирования дела. Но не обещая восстановить банковские счета. Полагаю, что попытка урегулировать вопрос во внесудебном порядке может быть объяснена нынешним скандалом со счетами Фараджа. Общество в Великобритании сейчас находится в сильном возбуждении по поводу неправомерных действий банка Coutts & Co. Судебная тяжба Barclays и CIT неизбежно понизила бы рейтинг банка.
Это примеры из жизни Британии. В феврале-марте прошлого года массовое проявление банковского волюнтаризма было зафиксировано во многих странах Запада. 24 февраля 2022 года началась специальная военная операции России на Украине. Государственные ведомства США и других стран «коллективного Запада» еще не успели ввести санкции против конкретных физических и юридических лиц Российской Федерации (так называемые санкционные списки), а уже многие западные банки стали закрывать или «морозить» счета таких лиц. Такие банки проявили «избыточную» бдительность, оказались «святее папы римского».
Весной прошлого года в социальных сетях было огромное количество жалоб россиян, который на тот момент времени оказались в Европейском союзе. Они рассказывали, что столкнулись с проблемами при обслуживании в местных банках. Инциденты были зафиксированы в Германии, Франции, Испании и Португалии. Кого-то из россиян такие санкционные «инициативы» банков подтолкнули покинуть Европейский союз, кто-то остается там на полулегальном положении, фактически пребывая в режиме выживания. Такое беззаконие сохраняется до сих пор.
Так, в конце марта нынешнего года президент Ассоциации по предотвращению дискриминации и изоляции российских немцев и русскоязычных сограждан в Германии (VADAR), экс-депутат бундестага Ульрих Ойме сделал заявление о нарушении банками Германии прав человека. Банки без объяснения причин присылают уведомление клиентам о том, что прекращают обслуживать их клиентские счета. Причем клиенты – граждане России и даже немцы, которые перебрались в Германию из Советского Союза и Российской Федерации. «Без объяснения причин различные банки Германии присылают уведомление клиентам о том, что прекращают обслуживать их клиентские счета, - пояснил Ойме. - Не существует ни одного решения правительства ФРГ или Евросоюза о введении санкций против частных и юридических лиц на территории Германии в банковском секторе. Поэтому мы можем предположить, что массовое прекращение обслуживания клиентов по принципу «русский» имеет за собой формулу теневой спецоперации, а банки находятся под давлением. Это вопиющий акт дискриминации, нарушающий базовые права человека».
VADAR обратилось к депутатам бундестага с просьбой в кратчайшие сроки потребовать от федеральных министерств юстиции и внутренних дел проверки факта сговора, подверженности банковской системы давлению со стороны внешних сил и дать правовую оценку действиям банков с признаками дискриминации клиентов по национальной принадлежности. Однако никаких сообщений о реакции бундестага на это обращение не было.
Банковская дискриминация творилась и творится также во Франции. Семьдесят шесть человек во Франции в конце августа прошлого года подали коллективный иск к некоторым местным банкам, обвиняя их в дискриминации по национальному признаку. Дело в том, что все они так или иначе связаны с Россией. У некоторых имеется гражданство РФ, другие французы - обладатели фамилий явно русского происхождения. Le Figaro, ознакомилась с иском (в нем десятки страниц) и пришла к заключению, что многие люди попадали «в кафкианские ситуации», а их жизнь «превращалась в кошмар».
В частности, издание рассказывает о мытарствах 26-летней женщины, у которой заблокировали счет, и она оказалась всего с 30 евро в кармане на все про все. Если бы не помощь друзей, а они поддержали в трудную минуту, то ее положение было бы безвыходным. В схожей ситуации очутился и довольно известный во Франции композитор, автор музыки для фильмов Евгений Гальперин. Уроженец Урала в 15-летнем возрасте перебрался во Францию и является ее гражданином. Счетом в одном и том же банке он владеет уже 31 год и никогда не сталкивался с какими-либо проблемами. И вот на тебе! «Я шокирован. До меня дошло, что стал французом второго сорта», - поделился он с журналистами Le Figaro.
Некоторая надежда появилась у тех российских граждан, которые до сих пор остаются в Великобритании. Поскольку история с Фараджем заставила власти страны призвать банкиров к порядку и не заниматься санкционной самодеятельностью. Посмотрим, удастся ли государству Британии поставить банкиров на место, а российским гражданам восстановить свои счета.
Похожий банковский беспредел творится и в Новом Свете. В мае этого года в США по многим СМИ разлетелась статья Райана Хогга (Ryan Hogg) «19 Republican states accuse JPMorgan of closing bank accounts and discriminating against customers due to their religious or political beliefs» («19 Республиканских штатов обвиняют JPMorgan в закрытии банковских счетов и дискриминации клиентов из-за их религиозных или политических убеждений»).
В ней сообщается, что генеральные прокуроры-республиканцы из 19 штатов подписали письмо Джейми Даймону, генеральному директору ведущего банка Уолл-стрит JPMorgan Chase & Co. В нём говорится о закрытии счетов и дискриминации клиентов банка из-за их политических или религиозных убеждений. Особенно вопиющим является случай, когда JPMorgan «внезапно закрыл» расчетный счет некоммерческой организации «Национальный комитет за свободу вероисповедания» (the National Committee for Religious Freedom – NCRF). Примечательно, что счет NCRF был закрыт еще до того, как письмо, информирующее об этом решении, было доставлено в организацию.
В жалобе генеральных прокуроров говорилось, что сотрудник банка в конечном итоге сообщил группе, что JPMorgan восстановит счет NCRF, если организация предоставит список своих доноров, список политических кандидатов, которых она намеревалась поддерживать, и подробные критерии, используемые для определения его поддержки и одобрений.
«Наглая попытка банка навязать критически важные услуги клиенту, проходящему некую невысказанную религиозную или политическую лакмусовую бумажку, противоречит антидискриминационной политике Chase. Что еще хуже, это противоречит основным американским ценностям справедливости и равенства», - заявили подписавшие письмо прокуроры.
В предыдущей своей статье я уже упоминал недавнюю (начало июля нынешнего года) публикацию в Telegraph Чарльза Мура (Charles Moore) на тему волюнтаризма британских банков. Вот любопытный фрагмент из этой статьи: «Вчера меня сразило сообщение, что Bank of England (старейший в стране Банк Англии, получивший в народе кличку «Старая леди с Треднидл-стрит») отныне считает, что не только женщины, но и мужчины, а также люди любых других гендеров могут беременеть. У каждого сотрудника теперь норма – сколько представителей разных меньшинств он сделает клиентами банка в этом году. Гендерное разнообразие и инклюзивность приветствуются. Ставится и другая планка – какой процент сотрудников банка должен быть из числа ЛГБТ-персон. Итак, инфляция бушует, а Старая леди с Треднидл-стрит решила заняться другими делами. Невольно возникает желание закричать ей в ухо: "Эй, старушка, соберись и присматривай за нашими деньгами: это у тебя в приоритете!"»
Гендерная политика банков (не только британских) – не такая уж забавная тема, как это может некоторым показаться. Многие западные банки (кто в открытую, а кто скрытно) продвигают в жизнь ценности ЛГБТ. В том числе дискриминируя тех граждан, которые эти ценности не разделяют. Но это тема отдельного разговора.