Перейти к основному содержанию
Противодействие беспилотникам – задача, требующая нестандартных решений

Противодействие беспилотникам – задача, требующая нестандартных решений

Постоянное наращивание противником группировки беспилотной ударной авиации с явным прицелом на нанесение массированных воздушных ударов побуждает к принятию полностью адекватных масштабу этой угрозы упреждающих мер

Малая истребительная авиация - одно из них

Постоянное наращивание противником группировки беспилотной ударной авиации с явным прицелом на нанесение массированных воздушных ударов побуждает к принятию полностью адекватных масштабу этой угрозы упреждающих мер

Налёты противника на Москву и на другие российские административные и военно-промышленные центры с использованием беспилотников становятся повседневной реальностью. По информации Министерства обороны России, 10 августа

«…над территорией Калужской и Московской областей, а также города Севастополя пресечены попытки киевского режима осуществить террористические атаки беспилотными летательными аппаратами. Два БПЛА летящих в направлении города Москвы, уничтожены средствами ПВО в небе над Малоярославским районом Калужской области и над территорией Одинцовского района Московской области. Вблизи города Севастополь дежурными средствами ПВО были поражены два БПЛА, еще 9 подавлены средствами радиоэлектронной борьбы и не достигнув цели потерпели крушение в акватории Черного моря. В результате пресеченных террористических атак пострадавших и разрушений нет».

В то же время малоэффективность нынешних атак БПЛА не должна порождать атмосферу самоуспокоенности. Тем более что враг активно работает над увеличением их ударных возможностей и массированности применения. Поэтому было бы более правильно рассматривать нынешнее время, как возможность для максимальной подготовки к будущим ударам противника.

Прежде всего, отметим очевидный факт. Чем ближе к Москве и другим крупным городам с их густонаселенной застройкой, тем опаснее могут быть последствия таких налетов, причём даже сбитый беспилотник может в таком случае стать причиной серьёзных разрушений и человеческих жертв.

В связи с этим вполне очевидно, что ликвидация вражеских средств воздушного нападения должна происходить как можно дальше от крупных населённых пунктов. От границ подконтрольной режиму Зеленского территории до Москвы как минимум 700 километров? Иными словами, пространства и времени вполне достаточно для уничтожения двигающихся с относительно небольшой скоростью объектов на дальних подступах.

Сплошное радиолокационное поле ПВО на западном направлении в России создается уже достаточно давно и, вероятно, находится в высокой степени готовности. Низковысотные и малоразмерные цели также не должны быть для нас неразрешимой проблемой, особенно в век загоризонтной радиолокации и самолётов дальнего радиолокационного обнаружения. Согласно заявлениям российских официальных лиц, нашим загоризонтным РЛС типа «Контейнер» не составляет труда засечь c территории РФ на расстоянии свыше тысячи километров американские «малозаметные» истребители F-35 над Персидским заливом. Ещё в начале 2020 года радарный комплекс "Контейнер" с большой долей вероятности отслеживал полёты минимум шести считающихся «невидимками» американских истребителей F-35 вдоль границ Ирана в момент катастрофы с украинским гражданским самолетом.

И в декабре того же года последовало вполне однозначное подтверждение приведённой выше информации непосредственно от производителя данной техники. Заступившая 2019 году в на боевое дежурство в Мордовии первая загоризонтная радиолокационная станция (РЛС) «Контейнер» подтвердила свое умение выявлять за тысячи километров от российской границы истребители стран НАТО, созданных с применением «стелс»-технологий, сообщили в пресс-службе АО «РТИ» – радиолокация, технологии, информация: «РЛС полностью доказала свою значимость и эффективность по контролю за перемещением в воздушном пространстве на расстоянии свыше нескольких тысяч километров от государственной границы. За прошедший период времени средствами РЛС «Контейнер» были обнаружены и определены траекторные параметры самолетов стратегической, разведывательной и тактической авиации, в том числе полеты малозаметных истребителей стран НАТО».

Вполне очевидно, что система радиолокации, способная за тысячи километров обнаруживать такую «иголку в стоге сена», как истребитель-«невидимка» F-35, в том числе и на этапе старта, то есть на предельно низкой высоте, тем более способны работать по неуклюжим и хорошо заметным на радаре достаточно крупным БПЛА противника дальнего радиуса действия.

Главный конструктор «Контейнера» Михаил Петров ранее отмечал, что новая РЛС может обнаружить стелс-самолеты на расстоянии в 3 тыс. км. По его словам, одна из сложнейших задач, которую решает аппаратура комплекса при обработке сигнала, – это выделение ряда целей, в том числе бомбардировщиков, крылатых ракет, палубной авиации, на фоне земной поверхности и помех.

Радиолокационная станция загоризонтного обнаружения нового поколения типа «Контейнер», как сообщал командующий 1-й армией ПВО-ПРО генерал-лейтенант Андрей Дёмин, может обнаруживать массовый взлет гиперзвуковых крылатых ракет или авиации на расстоянии более 2 тыс. км от российских границ. Станция, как подчеркивается, поможет вскрыть попытку массового взлета в направлении России крылатых ракет, авиации и в перспективе – гиперзвуковых крылатых ракет.

А ещё в декабре 2019 г. в Минобороны РФ сообщили, что вдоль рубежей РФ создадут сплошное радиолокационное поле, которое позволит своевременно фиксировать пуски крылатых ракет, а также полеты боевой авиации и других воздушных целей. Надо полагать, что истекшие три с лишним года не прошли даром, особенно на фоне фактической войны с «коллективным Западом». И задача по созданию сплошного радиолокационного поля, как минимум на западном направлении, решена.

И это уже не говоря о возможностях штатных самолетов ДРЛО А-50, которые изначально способны обнаруживать на дальностях в сотни километров не только низколетящие истребители, но также надводные и наземные цели. Что же касается дальнейшего совершенствования этих самолётов, в том числе для обнаружения более миниатюрных беспилотников, то в министерстве обороны этот вопрос в стадии решения.

Летающие радары А-50 (самолеты ДРЛОиУ), участвующие в спецоперации, необходимо модернизировать для повышения эффективности решения задач, заявил министр обороны России Сергей Шойгу на селекторном совещании с руководящим составом ВС РФ: «На рассмотрение выносится два вопроса. Первый касается выполнения Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Г.М. Бериева государственного контракта на ремонт и модернизацию самолета А-50. Данные летающие радары применяются в специальной военной операции. Своевременная модернизация парка этих авиационных комплексов значительно повысит эффективность группировок войск в решении стоящих перед ними задач».

Таким образом, проблематика, связанная с возможностью своевременного обнаружения беспилотников противника на самых дальних подступах к центральному военно-экономическому району РФ, в том числе к городам Москва и Санкт-Петербург, не представляется неразрешимой и в значительной степени уже решена.

Остаётся вопрос наличия адекватного количества и качества активных средств поражения БПЛА противника. С этим ситуация объективно, наверняка, более сложная. Во-первых, потому, что бороться с копеечными беспилотниками с помощью тяжёлых зенитных ракет комплексов С-300/400 стоимостью в миллионы рублей за единицу – дело очень дорогостоящее и потому бесперспективное. Никаких ракет не хватит, да и цели у этих ЗРК совсем другие – те же ударные самолеты НАТО, например.

Закрыть все опасные направления, поставив «под каждым кустом» ЗРПК «Панцирь» (или даже артиллерийские системы «Шилка» и «Тунгуска»), тоже вряд ли получится. При их небольшой дальности поражения целей, таких систем понадобится чудовищное количество, причём чем дальше от центров, тем больше будет прикрываемого пространства что еще больше усложнит их задачу, которую необходимо прикрывать. Вариант же использования в качестве как перехватчиков БПЛА современных истребителей, с учётом крайней дороговизны их эксплуатации и необходимости практически постоянного нахождения в воздухе – едва ли реалистичен, ибо таким способом можно только угробить моторесурс всей боевой авиации в считаные месяцы.

Проблема противодействия активными средствами беспилотникам противника может потребовать нестандартных решений. Оптимальным средством для перехвата БПЛА на дальних подступах видится малогабаритный воздушный аппарат типа лёгкого истребителя периода Второй мировой войны, оснащённый самыми простыми приборами навигации, целеуказания и бортовым оружием уровня авиационного пулемета.

Классический легкий истребитель Як-3 времен Великой Отечественной войны

Такие машины должны быть максимально недорогими и подходящими для массового производства. Пилоты для таких охотников за БПЛА могут не менее массово обучаться в авиашколах системы ДОСААФ России, тем более что им не потребуется уровень лучших асов для борьбы с такой относительно простой целью, как БПЛА.

В отличие от тяжёлых истребителей, подобные самолёты смогут практически постоянно находиться в воздухе в режиме дежурных смен, действуя на перехват противника немедленно после получения данных о его приближении от РЛС ПВО. В отличие от наземных зенитных систем типа «Панцирь» и «Шилка» с их ограниченным радиусом действия, такие самолёты, способные пролетать сотни километров, не придётся расставлять в небе «плечом к плечу».

Кроме того, в случае создания такой малой истребительной авиации, которая станет просто незаменимой в условиях массированных атак БПЛА противника, подготовленный для нее профессиональный летный состав впоследствии мог бы стать широким кадровым резервом для полноценной боевой авиации ВКС РФ.

Оцените статью
4.5