События на Востоке заставили Блинкена прибегнуть к риторике, уместной в далёкие времена холодной войны
В недавнем интервью украинскому информагентству советник главы офиса Зеленского Подоляк заявил, что «руководство Индии и Китая имеет слабый интеллектуальный потенциал и не понимает современного мира».
Интервью вызвало в Пекине и Дели реакцию ошпаренного кипятком слона, но не было замечено в Вашингтоне по той простой причине, что Подоляк носит на себе отпечатки воспитанника американской школы. В том же ключе следом за Подоляком выступил и госсекретарь Блинкен. Мотивом лекции послужили итоги саммита G-20 в Нью-Дели, где главу американской делегации оснастили белыми тапочками.
В своей речи Блинкен уподобился персонажу фильма «Белое солнце пустыни», изрекшему бессмертное оправдание своему полёту из окна таможни: «У них гранаты не той системы». Объясняя эффект потерянного лица, Блинкен не только констатировал, что «рушится миропорядок, сформировавшийся после холодной войны, но и заверил собравшихся, что сей миропорядок был всеобщей мечтой. После разрушения СССР, по его мнению, «наступили десятилетия относительной геополитической стабильности c радужными ожиданиями мира и безопасности, международного сотрудничества, экономической взаимосвязанности, политической либерализации и торжества прав человека».
Очевидно, развязанные НАТО балканские войны, нападение на Югославию, 20-летняя агрессия против Афганистана, уничтожение сотен тысяч мирных иракцев, конфликты в Сирии и Ливии показались Э. Блинкену и остальному вашингтонскому синклиту мелкими шероховатостями на гладком демократическом фейсе. Почему бы и нет, если ВПК США, к которому имеет отношение госсекретарь, несметно нажился на горе и страдании других народов?
Распаляясь по ходу лекции, Энтони неуклонно катился по интеллектуальному потенциалу к своему подшефному Подоляку, но тут сыграло роль одно особенное обстоятельство. В американском национальном мифотворчестве ни один сюжет не обходится без появления «плохого парня». Для того чтобы подшефные не путались, вспоминая ливийцев, афганцев и прочие страны, пережившие демократические вторжения, и крепко усвоили тему, Блинкен назначил на роль плохих парней Китай и Россию, Лицо Блинкена озарилось, и тут же в его речи они превратились в «авторитарные и ревизионистские державы», возненавидевшие упоительную эпоху дружбы и жвачки.
Ещё вчера эти ренегаты веселились в «мире по-американски», а сегодня вдруг внезапно его разлюбили. И все потому, что их «авторитарные системы» не захотели мириться с благостным распространением украинского кейса на всю Россию или с братским отделением Тайваня от Китая. Не захотели мириться и всё тут. Сотрясли мировую систему.
Это ведь в Азии баламутят светлый омут демократии негодные китайцы, собираясь всерьёз воспротивиться уходу Тайваня из коммунистической тирании в свободный мир. Более того, автократы обнаглели до такой степени, что провели совместное учение неподалеку от Тайваня с российскими ВМФ И ВКС. Это что, спрашивается, намек на военное братство 1953 года? (так неавантажно закончившееся для США).
Блинкен уже знал о том, что Президент Путин встречается с руководителем КНДР Ким Чен Ыном и печально предрекал поломку всей сооружённой США конструкции на Дальнем Востоке. Отчего померк свет демократии в зале университета Хопкинса?
Видно, от того, что перспективы активного сотрудничества между Москвой и Пхеньяном крепнут, а вероятность того, что Северная Корея станет единственным государством в мире, способным без предупреждения поставить США под угрозу ядерного удара, становится ещё более очевидной.
Это, и вправду, смена эпох.
Тут, кстати и ЕС высунулся из-за кулис и заявил, что накажет санкциями Северную Корею за поддержку России. Мол, я тоже умею.
Так новая ситуация в международных отношениях, сложившаяся из саммита G-9 и встречи В. Путина с Ким Чен Ыном, неожиданно высветила весь интеллектуальный потенциал, выстроенной Вашингтоном, всю его внешнеполитическую вертикаль сверху донизу. Королевство кривых зеркал, верных вассалов и лающих на независимые страны подшефных.
Стоило ли тратить свой интеллектуальный потенциал госсекретарю США, ведь страны, которые его подданый объявил неполноценными, вряд ли согласятся измерять глубины современного мира по-американски.