Перейти к основному содержанию

Арктический шельф: политико-правовые успехи России нуждаются в закреплении

Освоение арктических недр – прерогатива России, однако его темпы и эффективность определяются рядом взаимосвязанных технологических, экономических и политико-экономических факторов.

США и их союзники не жалеют усилий в борьбе за контроль над природными богатствами северных широт

В феврале с. г. на своей 57-й сессии Комиссия ООН по границам континентального шельфа (КГКШ) признала обоснованность российского суверенитета на арктическом шельфе. В подготовленном ею 63-страничном резюме говорится, что Россия получила одобрительные рекомендации по большинству своих претензий в отношении прав на морское дно в центральной части Северного Ледовитого океана, что составляет примерно 1,7 млн кв. км. Около 300 тыс. кв. км заявки (в части подводного хребта Гаккеля) пока не прошли научный порог для рекомендации, однако менее чем через неделю, 14 февраля, Россия представила дополнительные доказательства в пользу континентальной природы прилегающих к шельфу геологических структур (хребет Ломоносова и хребет Менделеева) на дне Северного Ледовитого океана.

Рекомендации КГКШ (февраль 2023 г.)

Рекомендации КГКШ (февраль 2023 г.)

Таким образом, подготовленная РФ научно обоснованная доказательная база была в целом принята уполномоченной международной структурой. Даже в вашингтонской НПО «Центр Вудро Вильсона» отмечают качественную проработку российской заявки в КГКШ на расширение внешних границ, её соответствие правилам и процедурам, закреплённым в Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.)

Временная граница континентального шельфа РФ в районе хребта Гаккеля, котловин Нансена и Амудсена. Источник 

В соответствии с более ранними рекомендациями КГКШ, для доработки прежней заявки (2001 г.) Россия организовала с 2002 по 2019 г. 10 геолого-геофизических экспедиций в Северном Ледовитом океане с использованием научно-исследовательских и атомных ледоколов. В ходе экспедиций соответствующая заявка РФ стала более доказательной, получив почти 100-процентное подтверждение, что означает де-факто признание российского суверенитета в преобладающей части Арктического шельфа.

«РФ добивается успехов в великой арктической гонке. В феврале 2023 года Москва незаметно добилась крупной победы в юридической битве за морское дно Арктики»,пишет эксперт по военно-морским исследованиям Элизабет Бьюкенен в статье издания War on the Rocks. Стоит особо подчеркнуть полную приверженность Москвы действующим нормам международного права, принципиальный отказ от силовых методов продвижения своих интересов, от военно-политического и иного шантажа (что, конечно же, не означает отказа от защиты национальных интересов всеми доступными и законными средствами).

Несмотря на то что рекомендации комиссии не станут последним словом в дискуссии о правах на арктическое морское дно (предстоит ещё непростой процесс согласования с Канадой и Данией), подтверждение профильной структурой ООН уместности большей части требований российской стороны означает легитимную ей принадлежность колоссальных запасов арктического углеводородного сырья. 

По некоторым оценкам, на северные ледовые широты приходится около 22% мировых неразведанных запасов нефти и углеводородов. Предполагаемые запасы природного газа суммарными объемами 1550 трлн куб. м способны закрыть мировые потребности в течение 14 лет. Кроме того, шельфовые запасы содержат уран, золото, алмазы и редкоземельные металлы, стоимость которых оценивается в триллионы долларов и за которые разворачивается ожесточённая конкуренция (1). 

Освоение арктических недр – прерогатива России, однако его темпы и эффективность определяются рядом взаимосвязанных технологических, экономических и политико-экономических факторов, отмеченных, в частности, в ходе научно-практических конференций по вопросам освоения Арктики, прошедших в 2019-2023 гг. в Москве, Санкт-Петербурге и Мурманске. Ускоренное освоение колоссальных нефтегазовых ресурсов в столь обширном российском регионе пока сопряжено с рядом негативных сдерживающих обстоятельств. «Из-за санкционного давления, которое накладывает определённое ограничение на технологии (в сегменте нефтегазового и смежного оборудования для Арктики импортозависимость РФ экспертами ведомства оценивается примерно в 60-70%. – Прим. ред.), есть некий сдвиг "вправо" со сроками разработки этих запасов», – сообщил заместитель министра РФ Павел Сорокин.

«Кроме характерных для арктической зоны проблем, связанных с коротким арктическим сезоном, с хрупкой экологией, с отсутствием логистических баз, есть проблемы, связанные с секторальными санкциями, объявленными США, Канадой и Европейским союзом. В условиях этих санкций очень остро встал вопрос о локализации производства сейсмического оборудования в России. Для успешной реализации крупных индустриальных проектов требуются государственная программа по морской сейсморазведке на арктическом шельфе, скорейшее принятие закона о введении повышающего коэффициента к налоговым вычетам затрат на геологоразведку в Арктике», – отмечает первый заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот», заместитель председателя Арктического экономического совета РФ Евгений Амбросов. Фрагментарный, мягко говоря, характер носит государственная поддержка создания буровых мощностей, оставляет желать лучшего состояние геологоразведки…

Немаловажной проблемой остаётся снижение себестоимости весьма дорогостоящих добычи и переработки арктического энергетического сырья, которые в противном случае неизбежно будут проигрывать в конкурентоспособности с аналогичной продукцией, происходящей из традиционных нефтегазовых регионов. Сохраняются проблемы с импортозамещением в сфере переработки нефтегазового сырья, причём не только арктического. Возможный импорт соответствующих технологий из Китая, мягко говоря, имеющихся проблем не решит. «Китай может нам заместить позиции на 90 – 95%. Но стоит ли фиксироваться нам на зависимости от КНР?.. Мы можем решить какие-то сиюминутные проблемы с помощью Китая, но стратегически нужно выстраивать совершенно другую схему, которая позволит нам быть технологически независимыми в сфере ТЭК», – говорит президент Союза производителей нефтегазового оборудования К. Радинский. 

Эффективное освоение ресурсов арктического шельфа, которое должно стать закономерным следующим шагом после подтверждения прав России на подводные участки побережья и на морское дно в Северном Ледовитом океане, предполагает решение комплекса сложных проблем организационно-технического, а также, не в последнюю очередь, военно-политического характера. 1 декабря помощник госсекретаря США по вопросам энергоресурсов Джеффри Пайетт поведал о планах сократить нефтяные доходы российского бюджета вдвое к 2030 году. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков не сомневается в том, что санкции продлятся «долгие годы»: «Мы не сомневаемся, что США будут продолжать попытки оказывать давление на Россию, в том числе на всю систему международных торговых и экономических отношений, по сути разрушая существующий формат». Ранее, после начала специальной военной операции на Украине, своими деструктивными действиями англосаксы фактически развалили Арктический совет, являвшийся при всех своих изъянах важной площадкой для обсуждения возникающих проблем и противоречий. А месяц назад, в начале ноября, финансовое ведомство США внесло в санкционный список ООО «Арктик СПГ-2», отвечающее за реализацию одноимённого проекта НОВАТЭКа, реализуемого совместно с французской TotalEnergies, китайскими CNPC и CNOOC и консорциумом японских Mitsui и JOGMEC.

Североморск. Спуск на поду подводной лодки "Архангельск"

Североморск. Спуск на поду подводной лодки "Архангельск"

На фоне непрекращающихся военных манёвров в Африке Пентагон готовится к восстановлению базы в Туле на северо-западной оконечности Гренландии, что предполагает попытки военного давления и силового пересмотра неугодных Белому дому и его сателлитам рекомендательных решений международных структур по спорным вопросам арктического шельфа и морского дна.

Примечание

(1) Целесообразно уточнение линий разграничения в акватории Тихого океана, включая пересмотр небезызвестного соглашения «Бейкер-Шеварднадзе» 1990 года, обеспечившего переход под юрисдикцию США до трети совокупной советской акватории Берингово моря и примыкающей к ней части северотихоокеанской акватории. Ущербный для СССР / России характер соглашения обусловлен не только разведанными в утерянной зоне крупных запасов углеводородов и рыбных ресурсов, но и максимальной приближённостью новых морских границ США к стратегическому участку Севморпути в районе Берингова пролива.

Оцените статью
5.0