В ходе недавней встречи с предпринимателями Дальневосточного федерального округа в Хабаровске Президент России Владимир Путин сообщил, что рост экономики России по итогам 2023 года может оказаться выше спрогнозированных ранее 3,5% и составить более 4%:
«Это удивительный результат. Вроде бы нас со всех сторон душат, давят, а мы стали по объёму экономики в целом первые в Европе, мы обогнали ФРГ и заняли пятое место в мире: Китай, США, Индия, Япония, Россия. В Европе — номер один».
В свою очередь, глава Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик добавил: «Разрыв у нас с Японией такой небольшой, что, если мы этот темп роста сохраним или даже в принципе, что называется, будем ровно двигаться вперёд, мы Японию обгоним уже вот-вот…»
А ведь действительно, вся западная стратегия строилась на том, что санкции, поводом для которых должна была стать СВО, которую Россия вынуждена была начать из-за постоянных провокаций подзуживаемого Вашингтоном и Лондоном Киева, обрушат российскую экономику.
Всего в отношении России сейчас действует уже почти 19 тыс. различных ограничений (16 тыс. из них были введены с 22 февраля 2022-го). Это больше, чем против Ирана, Сирии, КНДР, Белоруссии, Венесуэлы, Мьянмы и Кубы, вместе взятых.
Рестрикции затронули энергетику, финансовый сектор, банковскую отрасль, авиацию и торговлю. Наряду с этим была заморожена почти половина золотовалютных резервов страны (на $300 млрд), а многие международные компании объявили об уходе из РФ.
Они рассчитывали на обвал на 10-25% в 2022 году, но, по словам Владимира Путина, реальное снижение составило лишь 1,2%, а уже в 2023-м экономика страны сумела не только вернуться на траекторию роста, но и полностью отыграть все санкционные потери. «Те, кто думал, что у нас всё рухнет, очень разочарованы», – заметил российский лидер.
Как отметил глава Минэкономразвития России Максим Решетников, «экономика действительно оказалась существенно крепче и гибче, чем многим казалось ещё в 2022-м и даже в начале 2023-го. Предприниматели проделали огромную работу по перенастройке логистики, цепочек поставок, расчётов, выходу на новые рынки, переориентации экспорта и импорта, увеличению производства и поиску кадров. Ну и, конечно, люди, работники… Экономика чувствует себя неплохо и проходит все вызовы достаточно уверенно».
Уровень безработицы в России достиг исторического минимума в 2,9%. А согласно докладу Международной организации труда, Россия, Мексика и Китай – единственные страны мира, в которых по итогам прошлого года выросла реальная заработная плата.
Для введших же антироссийские санкции они оказались весьма чувствительны. Так, по данным Еврокомиссии, в 2023 году рост ВВП ЕС замедлился почти в шесть раз по сравнению с 2022-м и составил лишь 0,6%, а в десяти государствах объединения вовсе началась рецессия. Их жители весьма ощущают рост цен на энергоносители, продукты питания, закрытие многих производств. «У них у всех проблем выше крыши, несопоставимых даже с нашими проблемами. Оказалось, что их зависимость от нас больше, чем наша от них», — отметил Владимир Путин.
Конечно, проблемы есть и в России: в частности, выросшая инфляция, определённые отрасли ещё находятся в процессе адаптации к новым условиям, работают над импортозамещением деталей и комплектующих, формируют новые производственные цепочки. Но, как видим, работа над преодолением всех этих сложностей идет весьма успешно.
Но что же на Украине, против которой никакие санкции не вводились, более того, как заверяло киевское руководство, «весь мир с нами» (точнее, богатый и «процветающий» Запад)?
Украинские пенсионеры умрут без финансовой помощи от Запада, заявил Зеленский. Он указал на то, что денег на выплату пенсий в бюджете страны на данный момент нет. «Мы не можем не дать пенсионерам пенсию. Я не давлю на жалость, но без пенсии старые люди просто умрут. У нас более 11 миллионов пенсионеров».
Насчет «жалости», то очевидно, что ни Зеленский, ни его забугорные хозяева, готовые уложить на фронте всех украинцев, молодых, здоровых, включая женщин, к пенсионерам её тем паче не испытывают – для них они лишь обуза. Но социального взрыва, если прекратить платить пенсии, другие социальные выплаты, а также зарплаты учителям, медикам, чиновникам, Зе боится.
А нужно, чтобы «свести концы с концами», согласно принятому бюджету на 2024 г., 29 млрд. долл. внешних вливаний. Но давать их «друзьям», которые «с нами», совершенно не торопятся. ЕС никак не может согласовать пакет помощи в €40 млрд., правда, рассчитанный на 4 года («Ты проживи сначала эти 4 года» – так и хочется сказать киевскому режиму, перефразируя Горбатого из культового сериала).
И ведь, казалось бы, если вся проблема в «заартачившейся» Венгрии, то что мешает ЕС помочь «кто сколько сможет» напрямую, а не через структуры Евросоюза (и пусть венграм будет «стыдно»). Но, похоже, Венгрия просто классический «плохой следователь».
Похожая ситуация и за океаном, где демократы с республиканцами с сентября никак не могут договориться о новом пакете помощи Украине на $60 млрд. (тут и прямые финансовые вливания на «поддержание штанов» киевского режима, и оплата поставляемых вооружений, включая те, которые изымаются из запасов Пентагона).
По последней информации, лидеры обеих палат Конгресса США достигли договорённости по проекту временного финансирования правительства до 1 марта (т. е. «полноценный» бюджет не готов), а это значит, что для Киева, по меньшей мере до этого момента, денег не будет.
«Соединённые Штаты прекратили поставки оружия и военной техники Украине в связи с отсутствием бюджетных средств на такие программы. Мы не прорабатываем и не планируем на данном этапе выделять новые пакеты военной помощи», – констатировал представитель Совета нацбезопасности Белого дома Джон Кирби.
С «матчастью» же у ВСУ совсем плохо. Как признают сами же прокиевские ресурсы и западные аналитики, после последних ударов российских ВКС украинское ПВО обескровлено, значительная часть РЛС и пусковых установок уничтожена, запасы ракет израсходованы. А новых поставок пока не ожидается. Скоро российские летчики получат режим «чистого неба». Поставки истребителей F-16, в которых в Киеве видели очередное «вундерваффе», как сообщено, переносятся на полгода.
Не лучше дела у укрвояк и на суше. «Летом у нас было в десять раз больше боеприпасов, причем лучшего качества... Сейчас нам привозят снаряды со всего мира, разного качества, и мы получаем всего 15 штук на три дня. На прошлой неделе мы получили партию, в которой было очень много некондиции», – жалуется британской Times украинский сержант Тарас с позывным Физрук. Аналогично обстоит дело и с военной техникой.
Российский же ВПК только набирает обороты. По данным, которые озвучил министр обороны Сергей Шойгу, с начала СВО выпуск танков увеличился в 5,6 раза, БМП – в 3,6 раза, бронетранспортёров – в 3,5 раза. В прошедшем году в Сухопутные войска РФ было поставлено 1530 новых и модернизированных танков, 2518 БМП и бронетранспортёров. Воздушно-космические силы (ВКС) РФ за год получили 237 самолетов и вертолетов, 86 единиц зенитного ракетного вооружения и 67 радиолокационных станций
Также, как сообщил Шойгу, с февраля 2022 года производство БПЛА выросло в 16,8 раза, артиллерийских снарядов – в 17,5 раза. Как подчеркнул глава военного ведомства РФ, на сегодняшний день фронтовые подразделения ВС РФ обеспечены боеприпасами «в объёме выполняемых ими задач». Постоянно появляется информация о новейших системах вооружений, которые разрабатываются и начинают поступать в войска.
Для сравнения: помимо танков «советского дизайна», которые США собирали у всех своих союзников, Киеву с большой помпой было поставлено лишь около 100 относительно современных танков западных образцов, причем 31 американского «Абрамса» на поле боя никто не видел. По имеющейся информации американцы запретили их использовать, дабы избежать конфуза, такого как с немецкими «Леопардами-2» и британскими «Челленджерами». Обещают ещё 187 давно списанных «Леопардов-1», но на их восстановление из состояния хлама у некогда могучего немецкого ВПК уйдет около 2 лет.
Впрочем, воюет не железо, воюют люди. The New York Times признаёт, что многие подразделения, поредевшие из-за большого количества убитых и раненых, пополняются лишь частично и, как правило, за счет старых и плохо обученных новобранцев. Военнослужащий ВСУ на условиях анонимности сообщил изданию, что 3 из 10 новых солдат похожи на алкоголиков, что, учитывая, с каким «энтузиазмом» украинцы принимают мобилизацию, неудивительно.
Сообщается, что за год добровольно вступило в ВСУ лишь около 1 тыс. человек. В России примерно 1,5 тыс. человек заключает контракт с министерством обороны каждый день. За 2023 год число добровольцев составило 486 тыс. человек.
Перспективы при таких раскладах совершенно понятны. Бывшая замминистра обороны Украины Анна Маляр вынуждена признать: «Цель россиян сейчас не крупное наступление, а максимально нас истощить. Чтобы мы не могли создать запасы боеприпасов, не могли подготовить технику и морально сломались. Они действуют так, чтобы мы не успевали восстанавливаться». При этом сами россияне «экономят свой личный состав», используя тактику штурмов малыми группами, на которые ВСУ вынуждены расходовать много снарядов.
Одновременно РФ приступила к формированию новых соединений. По мнению Маляр, так россияне готовятся к следующему этапу военных действий. И мы догадываемся, каким он будет.
Что же, совершенно закономерный результат, когда одно государство настойчиво и последовательно укрепляло свой суверенитет, не слушало ничьих «добрых советов» и рекомендаций, руководствовалось своими интересами, развивало собственную экономику, включая ВПК, а другое – всю свою политику строило на холопстве перед Западом.
И судя по тому, как украинцы всеми способами уклоняются от «долга» защищать свой холопский статус, подыхать за интересы «панов», по крайней мере в душе, они это отлично понимают.