В последнее время в Европе и вокруг неё происходит столько громких событий, что иногда многое, что в иных обстоятельствах стало бы настоящей сенсацией, тонет в бесконечном потоке новостей.
Так, в минувший понедельник, 22 января, в лондонской Financial Times вышло интервью Алисы Вайдель (Alice Weidel), лидера немецкой партии «Альтернатива для Германии» (AfD), которая заявила, что выход Британии из Евросоюза был совершенно обоснованным шагом, а сам Brexit представляет собой образец для подражания и может при определённых обстоятельствах быть реализован в Германии.
«"Альтернатива для Германии" будет настаивать на проведении референдума о членстве в ЕС в стиле Brexit, если придет к власти, заявила ее лидер Алиса Вайдель, назвав выход Великобритании из блока "абсолютно правильным"», – пишет FT.
Это модель того, как можно принимать суверенные решения, уточняет Вайдель, оговорившись, правда, что пока это не более чем «план Б» на случай, если не удастся реформировать ЕС и устранить «дефицит демократии», в том числе путем ограничения полномочий «неизбранной исполнительной власти» в лице Еврокомиссии.
«Но если реформа невозможна, если мы не сможем восстановить суверенитет государств-членов ЕС, мы должны позволить народу решать, как это сделала Великобритания, – подчеркнула политик. – И мы могли бы провести референдум по выходу Германии из Евросоюза».
Как отмечает Financial Times, с одной стороны, это совершенно неслыханная идея, нарушающая существующее в Германии негласное табу на обсуждение подобных сценариев. С другой – несмотря на то, что основные партии, представленные в бундестаге, настроены «искренне проевропейски», Вайдель вполне может позволить себе смелые высказывания на фоне значительного роста поддержки её партии, которая, по последним на данный момент опросам, получает 22% голосов избирателей, опережая, таким образом, все три партии, входящие в нынешнюю «светофорную» коалицию Олафа Шольца, под которым с недавних пор ощутимо зашаталось канцлерское кресло.
Но почему для декларации столь радикальных планов Вайдель выбрала именно британское издание? Сразу по нескольким причинам. Во-первых, в ФРГ AfD по-прежнему считают кучкой маргиналов, которым не место в большой политике, и тамошние массмедиа, косплеющие худшие образцы тоталитарного единообразия мнений, просто не стали бы с ней разговаривать.
А во-вторых, где как не на Туманном Альбионе, уже прошедшему по пути Brexit, любому европейскому политику искать поддержку своему желанию освободиться из-под диктата Брюсселя.
И всё же без внимания немецкой прессы громкое интервью Alice Weidel не осталось. Уже к вечеру того же дня в местном политическом таблоиде Bild вышла статья «АдГ планирует «Декзит» (De от Deutschland, по аналогии с британским Brexit).
«Лидер немецких ультраправых приветствует Brexit как модель для Германии», «Германия тоже может выйти из Евросоюза – одна из самых популярных партий ФРГ нацелилась на «Декзит», «По всей Германии тысячи людей выходят на улицы, протестуя против АдГ. Сейчас они активно выступают против ЕС» – таким словами описали произошедшее немецкие журналисты.
Впрочем, применительно к сотрудникам «Бильд» слово «журналисты» было бы явным преувеличением. Стоит ли говорить, что никаких протестов против намерений Вайдель «освободить» Германию в реальности не было. Им просто неоткуда было взяться за столь который срок, прошедший между выходом интервью лидера AfD в Financial Times и его «перепечаткой» в Bild.
И всё же, несмотря на моё резко негативное отношение в нынешнему ЕС, давно уже превратившемуся в подобие либерального концлагеря, хотелось бы поспорить с фрау Вайдель, а заодно пояснить, почему выход Германии из Евросоюза невозможен ни при каких обстоятельствах.
Начнём с последнего, тем более что это очень просто объяснить на конкретных примерах. Для тех, кто в курсе истории создания Европейского экономического сообщества, из которого и «вылупился» нынешний евромонстр, не секрет, что у его истоков стояли Франция, Германия и ещё ряд европейских государств помельче – знаменитый «Союз угля и стали». И без участия обеих названных держав (или даже одной из них), являющихся к тому же главными донорами общеевропейского бюджета, представить себе ЕС решительно невозможно. Это ровно та же история, как если бы США вышли из НАТО (о чём сейчас многие говорят) или Россия объявила независимость от СССР.
Постойте, так ведь 12 июня 1990 года руководство РФ решением Съезда народных депутатов в общем-то именно так и сделало. Как долго после этого просуществовал Советский Союз? То-то же…
Ну а теперь о том, почему со стороны лидера AfD размышления о выходе из ЕС не более чем политическая риторика на грани откровенной провокации. В том же интервью британской газете Вайдель сообщает, что надеется на благоразумие пребывающих нынче в оппозиции христианских демократов, ХДС/ХСС (CDU/CSU), которые в будущем, возможно, согласятся создать коалицию с AfD, несмотря на их категорический отказ от любого сотрудничества с «Альтернативой», существующий на сегодняшний день.
«ХДС не сможет вечно от нас отгораживаться», – заявила глава АдГ.
И пускай до окончания 2029 года (то есть через один избирательный цикл) «альтернативщики» не планируют войти в немецкое правительство (об этом тоже упомянула Alice Weidel), размышлять о коалиции со стоящим твёрдо на проевропейских позициях союзом CDU/CSU, призывая провести Dexit, по меньшей мере экстравагантно. Так что все подобные разговоры – от лукавого.
С другой стороны, даже среди завсегдатаев германской политики растёт недовольство чрезмерным самоуправством Брюсселя, и, таким образом, предложение Вайдель по ограничению всевластия евробюрократов вполне может стать основой для поиска точек соприкосновения.
Тем более что после провального (это ясно уже сейчас) правления Шольца, характеризующегося максимальным безволием и потаканием любым прихотям США и Евросоюза в том числе, и в ущерб интересам самих немцев, предложить измученному избирателю свою традиционную политическую программу, не внеся в неё значительных изменений, ХДС/ХСС уже не смогут. Да и с точки зрения появления новых лиц партии потребуется обновление, причём значительное. А там, глядишь, и риторика в отношении АдГ поменяется.
Для Германии, за последние годы, увы, утратившей, но ещё имеющей шансы восстановить своё влияние и безусловное лидерство в Европе, выходить из ЕС – это, извините за невольный каламбур, невыход, тут уж или распускать или реформировать. Что-то мне подсказывает, что в итоге будет избран второй путь, а Dexit останется лишь пугалом для европейских властей, чтобы те были посговорчивее.
Да и вообще, помните, как в детстве, когда родители призывали нас не водиться с теми, кто, как им казалось, может оказать на нас дурное влияния, они спрашивали: «А если он с крыши спрыгнет, ты тоже спрыгнешь?»
Британский пример плох для немцев уже просто потому, что он британский. И лидеру партии, провозглашающей опору на германские интересы, стоило бы об этом помнить.
Фото: forsal.pl