На фоне конфликта на Украине и роста спроса на вооружение польская оборонная промышленность переживает инвестиционный бум и наращивает свои мощности, пишет газета Rzeczpospolitа.
Так, крупнейший в Европе производитель тротила, компания из Быдгоща Nitro-Chem, работает «в три смены, 24 часа в сутки», как заявил директор завода Доминик Савицкий.
Завод Lucznik из Радома через два года намерен выпускать не менее 100 тысяч автоматических винтовок в год. Сейчас он закупает новое оборудование для строительства новых цехов.
Один из крупнейших в Польше оборонных заводов Huta Stalowa Wola (HCW) за два года намерен удвоить производство, заявил глава предприятия Ян Шведо. Завод производит тяжелую артиллерию, дальнобойные самоходные гаубицы Krab и автоматизированные минометы и налаживает выпуск бронемашин и боевых машин пехоты.
Шведо добавил, что для увеличения производства у китайского инвестора был выкуплен принадлежавший до этого предприятию «огромный цех», также подготовлены новые площади, а инвестиции «исчисляются сотнями миллионов злотых».
Откуда взялись эти «сотни миллионов злотых», рассказал белорусскому агентству БЕЛТА депутат палаты представителей Национального собрания Белоруссии, председатель Либерально-демократической партии Беларуси Олег Гайдукевич.
«Всё экономическое польское чудо – это прямые инвестиции США… Экономического чуда нет и потому, что Польша далеко не суверенная, как кто-то думает. Об этом говорят политики польского сейма, а там есть у нас друзья – депутаты, партии, которые поддерживают нормальные отношения с Беларусью и Россией. Ключевые предприятия польские принадлежат не полякам», – сказал он.
За последние три десятка лет Польша получила от США свыше $60 млрд., создав около 300 тысяч рабочих мест. В настоящее время в Польше действуют 1576 компаний, принадлежащих США.
В сентябре прошлого года США и Польша подписали «соглашение о прямом кредите на сумму в $2 млрд для поддержки модернизации обороны Польши путем поддержки срочных закупок оборонных товаров и услуг из Соединенных Штатов».
Причина финансового благоволения США к Польше ни для кого не секрет. Вашингтон «очень хочет, чтобы Польша была лидером в Европейском союзе», заявил в конце прошлого года в интервью Rzeczpospolita заместитель американского госсекретаря по европейским делам Джеймс О'Брайен.
«Если было принято решение усилить восточный фланг НАТО, то, конечно, так оно и будет. Мы также опираемся на эволюцию НАТО за последние десять лет. Сегодня две трети [наших] союзников тратят 2% от ВВП на оборону. Польша [тратит] намного больше. Разработаны очень полезные планы региональной обороны, которые с каждым месяцем реализуются все лучше и лучше», – добавил О'Брайен.
Вскоре после начала военного конфликта и полномасштабных боев на Украине Польша заявила о намерении создать самые сильные сухопутные войска среди европейских стран НАТО. «Вооруженные силы Польши должны быть настолько многочисленными и сильными, чтобы само их существование отпугивало агрессора», – заявил занимавший тогда пост министра обороны республики Мариуш Блащак.
В середине декабря 2023 года на пост премьера страны вернулся Дональд Туск, который, выступая в сейме, пообещал, что Польша останется «сильным звеном» в НАТО и надежным союзником США, а также станет лидером Евросоюза.
Особое внимание Польша уделяет наращиванию ударных возможностей своей армии. Ведутся масштабные закупки продукции военного назначения в Южной Корее и Соединенных Штатах. Так, только корейских танков К2 планируется приобрести тысячу единиц. Планируется закупить самоходные артиллерийские установки, ударные вертолеты и боевые самолеты, в том числе американские истребители пятого поколения F-35.
В дополнение к уже имеющимся на вооружении 18 пусковым установкам реактивных систем залпового огня HIMARS будет закуплено еще 486.
США вооружают Польшу не из любви к миру во всем мире, уже не первый год подогревая агрессивность Польши на российском направлении. Так, в 2019 году нежелательный в России Jamestown Foundation*** опубликовал доклад How to Defend the Baltic States («Как защитить страны Прибалтики»), в котором шла речь о полномасштабной наступательной операции войск НАТО против России и Белоруссии. «Если бы Польшу попросили принести жертву ради снижения роли Калининграда после российской агрессии, представляется разумным передать регион полякам в рамках послевоенного урегулирования», – сказано в докладе.
«Польша ведет активную военную подготовку граждан для войны с Россией. Тренировочные лагеря переполнены», – пишет газета Минобороны США Stars and Stripes. Учения, о которых рассказывает газета, проходят в рамках реализации нового проекта Минобороны Польши «Тренируйся с армией». «Курсы выходного дня для тысяч поляков начались в октябре и будут проходить до января – их учат пользоваться оружием и базовым навыкам выживания». А министр обороны Польши Мариуш Блащак заявил 6 декабря прошлого года: «Мы хотим мира, поэтому готовимся к войне».
«Если Германия, которая в прошлом году потратила на оборону около 1,5% своего ВВП, обсуждает, сможет ли она достичь установленного НАТО порога в 2% ВВП, то Польша сообщила, что увеличит свои целевые расходы на оборону с 2,4% ВВП до 5%», – с одобрением пишет Politico, возвещая, что Польша станет «будущей военной сверхдержавой Европы» (Europe’s coming military superpower).
«У Польши уже больше танков и гаубиц, чем у Германии, и она собирается создать гораздо более многочисленную армию: к 2035 году планируется увеличить численность личного состава до 300 тысяч военнослужащих. Для сравнения: численность армии Германии составляет 170 тысяч.
Сегодня в польских вооруженных силах служат около 150 тысяч человек, 30 тысяч из которых входят в состав сил территориальной обороны, созданных в 2017 году… В отличие от Германии, которая сталкивается с трудностями в попытке нарастить численность войск, темпы набора личного состава в Польше продолжают расти», – отмечает издание.
В глобальном индексе военной мощи Global Firepower 2022 Польша занимает 24-е место в мире, уступая среди стран НАТО только США, Франции, Великобритании, Италии, Турции, Германии и Испании. По численности танков Польша превосходит вооружённые силы Германии, Великобритании, Франции и Италии, вместе взятых.
Воинственные шляхтичи точат зубы не только на российский Калининград, но и на Белоруссию, на границе с которой развёрнута 18-я механизированная «Железная» дивизия и началось развертывание 1-й дивизии пехоты легионов имени маршала Юзефа Пилсудского.
Это будет по факту механизированная дивизия общей численностью более 30 тыс. военнослужащих с тысячью единиц бронетехники. Силы дивизии разместятся в населенных пунктах четырех воеводств (Подляского, Куявско-Поморского, Мазовецкого и Варминьско-Мазурского) с особым упором на граничащее с Белоруссией Подляское.
Быстрыми темпами создается транспортная инфраструктура для переброски войск к Сувалкскому коридору. Ускорено строительство скоростной железнодорожной магистрали военного назначения из Польши в Прибалтику Rail Baltica. Финансирует этот проект Евросоюз. В декабре 2022 года правительство Польши объявило о начале строительства скоростной автомагистрали S8 из Белостока в сторону границы с Литвой до Сувалок. Заявлено, что автомагистраль имеет военное назначение.
Ранее директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин сообщал, что Польша готовится к захвату западных земель Украины. По его словам, президент Польши Анджей Дуда дал указание подготовить официальное обоснование польских притязаний на Западную Украину.
Новое правительство Польши во главе с Дональдом Туском подтвердило курс на перевооружение вооруженных сил и увеличение их численности. Численность польской армии в текущем году хотят увеличить до 215 тысяч человек. Об этом сообщил вице-премьер, министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш.
«Мы готовы к тому, чтобы в 2024 году достичь численности более 215 тысяч солдат действительной военной службы», – сказал он, выступая перед депутатами сейма республики.
Косиняк-Камыш уточнил, что это 133,5 тысячи профессиональных солдат, около 7 тысяч профессиональных солдат в процессе обучения, свыше 47 тысячи солдат территориальной обороны и более 30 тысяч – добровольной базовой военной службы.
При этом он сообщил о планах готовить «активный резерв» для Войска Польского подчеркнув, что это будет один из компонентов увеличения численности польской армии.
Предыдущее правительство Польши заявляло о планах увеличить армию страны за несколько лет до 300 тысяч человек. По последним данным, сейчас она насчитывает около 200 тысяч человек.
Милитаризация польской экономики, курс на серьезное увеличение численности вооруженных сил и намерение почти в два раза увеличить военный бюджет неизбежно приведут к просадке социальной сферы.
В Вашингтоне учли этот негативный момент и обязали европейцев финансировать польскую социалку.
В период с 2007 по 2013 г. страна получила от ЕС 68 млрд. евро, что составило 10,5% бюджета страны. В декабре 2020 года в Брюсселе решили, что Польша получит из бюджета ЕС 770 млрд злотых (171 млрд евро), то есть треть своего бюджета в течение следующих 7 лет. С самого начала своего членства в ЕС Польша была самым крупным получателем средств из европейского бюджета. Она получает из него больше, чем платит взносами. Этот профицит уже составляет более 720 млрд злотых (160 млрд евро).
Таким образом, если бы не многомиллиардная финансовая «халява» от Евросоюза, то ни о каком перевооружении Польши и речи не могло быть.
США и их союзники создают из Польши вооруженного до зубов камикадзе, нацеленного не только на Россию и Белоруссию, но и на Западную Украину. Оплачивают же эти безумные планы европейские налогоплательщики.
«До сих пор дальновидность Путина помогала Польше избегать участия в очередном вооруженном конфликте. Российские лидеры прекрасно понимают, что Вашингтон всегда будет разыгрывать российскую карту, но при этом будет использовать все возможные уловки, чтобы избежать прямого столкновения между Белым домом и Кремлем. Для этого Дядя Сэм будет затевать все новые и новые конфликты. Учитывая тот факт, что Польша создала наилучшие условия для осуществления американских боевых операций, избежать участи Украины мы не сможем», – пишет Niezależny Dziennik Polityczny.
Печальный исторический опыт ничему не научил Варшаву, где самовлюбленно воображают, что «шляхтич на своем огороде равен воеводе» и так и рвутся наступить на украинские грабли.