О преимуществах евразийских интеграционных проектов с участием России и Китая
Белоруссия стала членом Шанхайской организации сотрудничества. Решение о приеме Минска в ШОС было утверждено на саммите организации, который состоялся 4 июля в столице Казахстана Астане.
Вступление Белоруссии в ШОС является знаковым сразу по нескольким параметрам. Во-первых, численность организации впервые достигла двузначного числа. Теперь в ШОС входят десять государств-участников.
Не менее важны не только количественные, но и качественные изменения. Первоначально ШОС создавалась как достаточно узкая региональная организация государств Азиатско-Тихоокеанского региона. По мере расширения она обретала все более выраженное евразийское измерение. Вступление Белоруссии означает полноценное закрепление ШОС в Восточной Европе.
Для самой Белоруссии вступление в ШОС также является знаковым событием, знаменующим восточный разворот внешней политики официального Минска. Сам этот разворот начался еще четыре года назад, когда после провалившейся попытки «цветного» переворота стала очевидной несостоятельность прежнего многовекторного курса, основанного на балансировании между коллективным Западом, Россией и «государствами дальней дуги» (прежде всего, Китаем). Стало ясно, что подобный курс не только не обеспечивает внешнеполитической безопасности Белоруссии, но делает ее более уязвимой перед внешними угрозами, а государство, пытающееся балансировать, не примыкая однозначно ни к кому, оказывается в положении своего среди чужих, чужого среди своих.
Вступление Белоруссии в ШОС означает и рост координации внешней политики Москвы и Минска – обе столицы теперь делают ставку на международные организации вне коллективного Запада. Очевидно, это будет способствовать и укреплению двусторонних связей. Ранее внешнеполитические разногласия были важным фактором, осложнявшим отношения в рамках Союзного государства.
В качестве приоритетов своего участия в ШОС Белоруссия обозначила развитие экономического сотрудничества и снижение зависимости от доллара как мировой резервной валюты. Об этом, в частности, говорил А. Лукашенко во время своего выступления на саммите: «В качестве приоритетного вопроса Беларусь рассматривает создание механизма двусторонних платежей в национальных валютах и коллективного финансового института ШОС. Мы все говорим, что мы большие, мы великие. Мы действительно великие. Нас более 40% населения, около трети мирового ВВП в долларовом исчислении, а по покупательской способности только в одной организации находятся два мощнейших лидера – Китай и Россия. И все дрожим перед этим долларом. Давайте сделаем определённые шаги, чтобы меньше зависеть от этого доллара».
Кроме того, белорусский лидер призвал принять в рамках ШОС евразийскую хартию разнообразия и многополярности. В этом его поддержал и В. Путин.
Присоединение Белоруссии к ШОС в очередной раз подчёркивает несходство траектории ее политического развития с соседями по постсоветскому пространству – Прибалтикой и Украиной, где возобладал тренд на интеграцию в евроатлантические структуры, сопровождаемый всплеском русофобии и разрывом отношений с Россией.
Белоруссия в начале 1990-х, казалось, имела все шансы пойти той же скользкой дорожкой. Почему этого не произошло?
Во-первых, традиция политической русофобии, основанная на местном этническом национализме, не пустила в белорусском обществе такие глубокие корни, как в государствах Прибалтики и на Украине. Это позволило относиться к соседям на Западе и Востоке более спокойно и прагматично, без идеологических шор и клише.
Во-вторых, формирование в Белоруссии персоналистской модели власти было встречено в штыки на Западе. Республику объявили «последней диктатурой Европы», что также побуждало ее делать ставку прежде всего на отношения с Россией, а также «государствами дальней дуги».
Уже в 2000-е гг. Белоруссия становится активным участником Движения неприсоединения, а также развивает сотрудничество с Венесуэлой во времена президентства Уго Чавеса. Тогда же начинается сближение с Китаем. Белоруссия стала, пожалуй, одной из первых постсоветских стран, рассмотревших потенциал сотрудничества с этой восходящей мировой державой. Поэтому присоединение к ШОС является вполне логичным продолжением этой линии белорусской внешней политики.
Западные комментаторы встретили расширение ШОС с нескрываемым скепсисом и раздражением. Основной смысл этих комментариев свёлся либо к утверждению о незначительности ШОС как международного объединения, либо к тому, что это китайский геополитический проект и в рамках ШОС Белоруссия «уплывет» от России в зону влияния Китая.
Таким образом, Запад будет активно разыгрывать тему российско-китайских противоречий и пытаться столкнуть Москву и Пекин лбами, спровоцировав их конкуренцию на постсоветском пространстве.
Очевидно, что ШОС не является проектом китайского доминирования, хотя Пекин, безусловно, рассматривает его как инструмент продвижения своих интересов. Однако в организацию входят государства, такие как Индия, которые во многих аспектах являются геополитическими оппонентами Китая. Таким образом, ШОС – это подлинно многосторонний формат и механизм согласования порой противоречивых интересов ведущих евразийских игроков.
Что касается постсоветского пространства, то рост экономического влияния Китая здесь несомненен. Однако он не сопровождается продвижением какой-то специфической «прокитайской» повестки, подобной той, которую навязывает Европейский союз. Более того, Китай, очевидно, не ставит своей задачей ущемление геополитических интересов России, которую рассматривает как своего важного партнера по обеспечению стабильности и безопасности в регионе. Это в полной мере касается и Белоруссии, в которой Китай видит важный элемент своих экономических проектов, но не геополитический рычаг, направленный против Москвы.
Заглавное фото: ankasam.org