Уйти, чтобы остаться: вернётся ли Хюндай в Россию?

Невзирая на санкции, южнокорейцы все еще сохранили порядка 75% объема своих продаж в России

Недавно СМИ сообщили, что южнокорейский автопроизводитель Hyundai (который корейцы называют Хёндэ, а русские – Хюндай) подал в Роспатент не менее 17 заявок на регистрацию автомобилей и их компонентов под именами этой и других своих дочерних компаний - KIA (да это не конкурент, а часть корпорации Хюндай) и Genesis (люксовый бренд Хюндай – приблизительно как автомобили Lexus у Тойоты).

Вроде бы хорошая новость, потому как никто не будет регистрировать товарный знак без продажи под ним своих товаров. А может и нет, т. к. по российскому законодательству, если товарный знак не используется дольше трех лет, он может быть аннулирован. Однако после новой регистрации срок в три года возобновляется. Может, поэтому южнокорейский концерн и заботится о перерегистрации марок своих автомобилей, чтобы не позволить другим компаниям производить или продавать их в России?

Известно, что после начала СВО корпорация Хюндай прекратила производство своих автомобилей в России, а в 2023-м и вовсе продала свой завод в Санкт-Петербурге, где выпускали модели Hyundai Solaris/Greta и KIA Rio/Rio X.

На остановившемся в 2022 г. заводе остались запчасти, которых было достаточно для производства порядка 70 тысяч автомобилей, и новые собственники – AGR Automotive Group – решили выпускать и продавать их под брендом Solaris. Неожиданно, да? 

С конца февраля по июнь 2024 г. на бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге было собрано 8 тысяч автомобилей Solaris четырех указанных типов, которые уже продаются.

Так, а что же корейцы? Неужели они своими патентами всего лишь хотят вставить палки в колеса производству новых автомобилей? Или получить роялти за использование своих названий? Насколько вообще важен для Южной Кореи российский автомобильный рынок?

За двенадцать лет с 2012 по 2023 г. количество пассажирских автомобилей, экспортируемых Южной Кореей во все страны мира, постепенно уменьшалось, а средняя стоимость возрастала. Если в 2012-м их было чуть больше 3 млн штук, то в 2016 г. – 2,5 млн, а в ковидном 2020-м – едва 1,77 млн. После чего тенденции стоимости и количества экспортируемых автомобилей совпали в росте с 1,96 млн в 2021-м до 2,7 млн штук в 2023-м со средней стоимостью автомобиля в 23 тыс. долл. США (около 2,1 млн российских рублей).

Естественно, Hyundai c дочерними компаниями KIA и Genesis – не единственные автопроизводители в Южной Корее. Есть еще General Motors Korea, KGM, и Renault Korea, но их доля в экспорте автомобилей незначительна. 

Согласно статистике, экспорт пассажирских (до 10 человек) автомобилей из Южной Кореи в 2023 г. достиг 68,7 миллиарда долл. США. Страна стала четвертым в мире экспортером автомобилей после Германии (177,2 млрд долл.), Японии (110,9 млрд долл.) и Китая (77,7 млрд долл.).

Пятёрка стран-покупателей южнокорейских автомобилей в 2023 г. – это США, Канада, Австралия, Германия и Великобритания.

И всё-таки вернёмся к торговле с Россией. По данным Таможенного департамента Южной Кореи, за последние три года товарооборот между двумя странами упал практически вдвое с 27,34 млрд долл. США в 2021-м до 15 млрд долл. США в 2023 г. 

Если в 2021-м южнокорейцы поставляли в РФ товаров на 10 млрд долл. США (из них автомобили – 40%), то в 2023 г. – на 6,1 млрд долл. (автомобили – 17,8%), а за первые полгода 2024 г. – только на 2,46 млрд долл. США (автомобили – меньше 16,5%). Замечу, что в 2021 г. Россия была на втором месте по покупкам южнокорейских автомобилей (после США), а в 2023 г. – только на шестнадцатом.

В целом, с 2021 по 2023 г. официальные доходы Южной Кореи от экспорта своих автомобилей в Россию упали в четыре раза: с 4 до 1 миллиарда долларов США. 

Однако не все так просто с этой статистикой. Как известно, Россия входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в котором обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Также членами ЕАЭС являются Казахстан и Киргизия. Так вот, если в 2021-м эти две страны вместе покупали у Южной Кореи автомобилей на 0,45 млрд долл. США, то в 2023 г. эти поставки возросли в 5,5 раз - до 2,5 млрд долл. США или на 2 с лишним миллиарда долл. США больше. Неужели так выросло благосостояние казахского и киргизского народов? Или это совпадение?

Думаю, просто южнокорейские автомобили на дополнительную сумму в 2 млрд долл. США транзитом проходят через Казахстан и Киргизию, а затем продаются по всей России, что, кстати, также стало одной из причин роста их стоимости.

Так что, с одной стороны, Хюндай с пафосом ушел с российского рынка, продав свои активы и отказавшись продавать автомобили в РФ вместе с Западом. А с другой – невзирая на санкции, южнокорейцы все еще сохранили порядка 75% объема своих продаж в России. Даже если большая ее часть перепродается через Казахстан и Киргизию. Что называется: санкции – санкциями, а денежки врозь.

После неизбежного снятия антироссийских санкций южнокорейские автопроизводители, конечно, постараются вернуть свои позиции в России. Только когда это будет и получится ли у них? К тому же воспользовавшиеся уходом корейцев китайские производители вряд ли захотят отдавать уже завоеванную часть автомобильного рынка РФ. Но это уже совсем другая история.

Фото: hyundai-avtomir-vrn.ru