Прошло уже больше десяти лет как Крым и Севастополь ушли от захваченной националистами Украины и вернулись в Россию. Однако фантомные боли от бывшей принадлежности Крымского полуострова Украине мучают киевскую власть до сих пор.
Особенно ярко это проявилось после постройки Крымского моста, соединившего полуостров с «большой землёй» автомобильной (в 2018 г.) и железной (в 2019 г.) дорогами.
Сам факт такой российской интеграции Крыма раздражал Украину настолько, что с началом строительства моста в 2016-м, Киев подал иск против Москвы за нарушение Конвенции ООН по морскому праву «для защиты своих прав в прилегающих к Крыму морских зонах в Черном и Азовском морях, а также Керченском проливе».
Международный арбитражный суд в Гааге затягивал рассмотрение вопроса, насколько возможно, как это обычно и делают суды. Однако пока он не смог дождаться от Киева признания принадлежности Крымского полуострова и новых регионов России. Хотя это автоматически сняло бы возможность рассмотрения данного иска, поскольку украинские регионы, примыкающие к Азовскому морю, по международному праву превратились бы в российские.
Таким образом, через восемь лет после инициации процедуры суду пришлось начать рассмотрение дела и с 23 сентября по 5 октября 2024 г. заслушать в Гааге аргументы сторон относительно якобы несоблюдения Россией экологических стандартов при строительстве моста, его негативного влияния на судоходство, а также на сохранность археологических и исторических объектов у берегов Крыма.
Естественно, глава российской делегации, посол по особым поручениям МИД РФ Геннадий Кузьмин сразу же заявил суду: «Все претензии Украины являются безосновательными, выходят за рамки вашей юрисдикции и должны быть отклонены в полном объеме». Тем более что Азовское море и пролив являются внутренними водами России, а «Украина неоднократно официально признавала внутренний и исторический статус Азовского моря и Керченского пролива как в договорах, так и в политических декларациях».
С точки зрения России, такой подход абсолютно логичен, потому что и Крым, и все другие территории вокруг Азовского моря, включая бывшие украинские области, – это российские регионы. К тому же, энергетическая и продуктовая блокада Крыма украинскими националистами, начавшаяся в 2015-м, фактически превратила его в остров, остро нуждавшийся в скорейшем энергетическом и транспортном объединении с Россией, которое было надежно обеспечено строительством Крымского моста.
Однако представительница Киева Оксана Золотарева развернулась не на шутку. Сначала потопталась по гордости россиян, указав, что «над Херсоном и Запорожьем реет украинский флаг». Плюс воинственно пообещала, что «в недалеком будущем настанет день, когда над Мариуполем и Бердянском снова будет развеваться украинский флаг», а «промышленность на востоке Украины снова будет загружать суда в Бердянске и Мариуполе сталью с «Азовстали» и другими товарами с Украины».
Тут можно, конечно, согласиться, что суда будут загружаться товарами, только не украинскими, а российскими. А украинский флаг ещё пока (!) висит и в Харькове, и в Одессе, и в Киеве, но все понимают, что «в недалеком будущем» его снимут и заберут с собой убегающие на Запад бандеровцы. Если успеют, конечно.
Затем украинской стороной были озвучены страдания беззащитных «азовских анчоусов, дельфинов и чувствительной экосистемы Черноморского бассейна». Кроме того, оказалось, что «Россия поспешно залила Керченский пролив тоннами бетона», а сам Крымский мост «используется в мерзких целях, одна из которых превратить Азовское море в то, чем его хочет видеть Россия: закрытое российское озеро».
Мало того, найденные при строительстве моста «бесценные объекты культурного наследия» рассматриваются не как «совместное наследие человечества», а как «трофеи только Российской Федерации». А вот про блокаду Крыма националистами «вы всё врёте!», и стрелки были переведены на СВО: «Настоящей блокадой была та, которая не рассматривается этим судом – блокада Россией украинских портов в 2022 году, которая стала причиной глобального продовольственного кризиса».
Да и вообще «надо приказать России» то, «надо приказать России» сё, и пошел пересказ «Сказки о рыбаке и рыбке», в которой безумная старуха заявила: «Хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках».
Понятно, что в роли «золотой рыбки» должна быть Россия, а озвученные требования были представлены в том же безумном стиле: «Суд должен обязать Россию демонтировать и убрать так называемый Крымский мост. Демонтаж моста является единственным способом возобновить проход для суден всех стран, которые использовали пролив в прошлом, и суден, которые будут использовать пролив в будущем. Россия незаконно построила этот мост, и теперь она должна его убрать, чтобы обеспечить проход через Керченский пролив в соответствии с международным правом».
Думаю и результат рассмотрения дела судьями будет такой же, как в сказке Пушкина, где старуха осталась с разбитым корытом.
Стоит отметить, что в рамках подготовки к этому судовому процессу киевская власть не гнушалась никакими методами. Как заявил начальник отдела правового департамента МИД РФ Константин Косоруков, «одним из таких методов является включение агентов, представителей государства, юридических советников, адвокатов, свидетелей и экспертов в различные черные списки, в том числе широко известный список сайта Миротворец». Кроме того, Киев включает российских представителей местных структур в списки официальных украинских органов, заводит по ним уголовные дела и направляет запросы о выдаче.
Участвовавший в заседаниях российский посол Кузьмин в итоге отметил: «Россия считает, что слушания в международном арбитраже по иску Украины прошли успешно» и «судьям есть над чем подумать».
Суд взял паузу, а киевская власть, как и со своими попытками в 2022 и 2023 годах, строит очередные планы уничтожения Крымского моста, ставшего символом Русской весны. Потому что понимает, что скорее Украина целиком войдет в состав РФ, чем Гаагский суд решится указать России разрушить Крымский мост.