Менее недели остаётся до открытия очередного саммита межгосударственного объединения БРИКС в Казани, участие в котором подтвердили несколько десятков глав государств и правительств (ещё множество стран будет представлено на уровне министров иностранных дел).
Разумеется, приедет в столицу Татарстана и президент Турции Реджеп Эрдоган, у которого запланированы двусторонние переговоры, в частности, с лидерами России, Китая и Индии.
Между тем, как следует из публикации издания Aydinlik, внешнеполитические стратеги Ак-Сарая могут использовать сотрудничество БРИКС и ШОС в качестве козыря для реорганизации отношений с западными странами. Газета приводит слова главы турецкой дипломатии Хакана Фидана о том, что страна не стала бы обращаться в БРИКС, если бы она получила членство в Евросоюзе. «Не только эти заявления, но и зигзаги Анкары в отношениях с США, Россией, Китаем и другими странами вызывают серьезные сомнения у стран БРИКС».
Здесь стоит заметить, что контакты Анкары и Брюсселя в последний год действительно активизировались, однако, похоже, не привели к желаемым для турецкой стороны прорывам. Одновременно обострились споры с Китаем по поводу заградительных пошлин на импортируемые оттуда электромобили. В свою очередь, турецкое торговое ведомство объявило о введении пошли на горячепрокатную стальную продукцию из России, Китая, Индии и Японии. Сообщается, что отныне эти поставки будут облагаться дополнительным налогом от 6% до 9% в зависимости от производителя, сообщает Reuters со ссылкой на решение правительства Турции. Как объясняют в Анкаре, меры вводятся сроком на 5 лет и связаны с «несправедливой конкуренцией» и демпингом со стороны иностранных поставщиков, вредящим местному производителю. Примечательно, что для китайской стали пошлины устанавливаются и вовсе на запретительном уровне – до 43%.
Из одного этого, казалось бы, частного примера, становится очевидным, что участникам казанского форума явно будет что обсудить. Помимо формирования свободных от внешнего санкционного давления систем финансово-банковских транзакций и прочих инструментов, в воздухе витает идея создания консультационного механизма, призванного предлагать компромиссные решения по неизбежно возникающим деловым спорам.
Однако прежде необходимо выработать оптимальную форму взаимодействия в рамках БРИКС. По словам помощника российского президента Юрия Ушакова, наиболее подходящая формула – страна-партнёр:
«Мы всячески способствуем тому, чтобы эти [новые страны-члены] плавно вписались во все формы сотрудничества в рамках БРИКС. В настоящее время мы считаем, что было бы удобнее включать новых участников через формулу государство-партнёр».
Соб. корр. ФСК