В ночь на 19 января 2025 года маленький британский городок Личфилд оказался на двое суток изолированным от внешнего мира. Под покровом темноты два большегрузных самосвала вывалили 30 тонн мусора на федеральную трассу и скрылись.
Когда рано утром 54-летняя Элейн Хатчинс вышла их своего дома на Уотери-лейн, то испытала «сюрреалистический ужас».
«Вонь была как на бойне, запах плесени доводил до тошноты. Я была в шоке», – рассказала она The Guardian.
В последние годы в Великобритании крупномасштабные незаконные свалки достигли масштабов стихийного бедствия.
По данным Национального агентства по охране окружающей среды, почти пятая часть всех отходов утилизируется незаконно.
«Преступления, связанные с отходами, охватывают целый ряд незаконных действий, включая сброс, сжигание, незаконную перевозку и неправильное описание отходов, а также эксплуатацию незаконных свалок.
Отраслевые исследования показывают, что преступления, связанные с отходами, обходятся английской экономике в 1 миллиард фунтов стерлингов ежегодно из-за уклонения от уплаты налогов, экологического и социального ущерба, а также потери законного бизнеса.
Третье национальное исследование Агентства по охране окружающей среды, посвященное масштабам и характеру преступлений, связанных с отходами, показало, что 18% всех отходов в Англии считаются незаконно утилизированными. Это составляет около 34 миллионов тонн, образующихся по всей Англии ежегодно, что достаточно для заполнения 4 миллионов мусорных контейнеров», – говорится на официальном сайте агентства.
Большинство преступлений такого рода остается безнаказанным. Так, месяц назад шесть громадных самосвалов вывалили гору мусора на парковке футбольного клуба Oxhey Jets FC в Уотфорде. Местному совету потребовалось около 15 000 фунтов стерлингов, чтобы убрать мусор. На следующий день после того, как мусор был убран, преступники вернулись, сломали шлагбаум и снова навалили мусорный Эверест.
По данным на январь 2025 года, в 2022-2023 годах местным советам пришлось убирать мусорные свалки в Англии 1,08 миллиона раз.
Расчистка только лишь крупнейших нелегальных свалок обошлась в 13,2 млн фунтов стерлингов.
«Частные землевладельцы утверждают, что масштабы сброса мусора в сельской местности вынуждают их превращать фермы в средневековые крепости», – отмечает BBC.
Ассоциация землевладельцев и предпринимателей (CLA) заявила, что сброс мусора на частных землях и полях «носит массовый характер и не регистрируется», а для защиты от него используются бетонные блоки и защитные ограждения.
Фермер Колин Рейнер, владеющий двумя тысячами акров пахотных земель в восточном Беркшире и южном Бакингемшире, рассказал, что на его землю почти каждые выходные сбрасывают отходы.
«У нас даже был инцидент, когда мы убирали мусор в поле, и на поле въехал грузовик, открыл задний борт, вывалил кучу мусора и уехал. Они такие наглые», – сказал он, добавив, что общие годовые расходы на уборку «невообразимы – это влияет на жизнеспособность бизнеса».
Теперь он использует пятитонные бетонные блоки и защитные ограждения, чтобы закрыть въезды на поля и остановить большие самосвалы, сбрасывающие отходы на его землю. Но, по его словам, грузы все еще сбрасываются на въездах и перебрасываются через ограждения.
Охранники, нанятые Рейнером, дежурили в полях даже во время «пандемии».
«Каждая ферма в наших местах делает то же самое. Когда-то их поля не были огорожены – теперь они начинают огораживать свои поля», – возмущается фермер.
Недавно ассоциация землевладельцев (CLA) заявила, что в прошлом году две трети фермеров и землевладельцев пострадали от незаконного сброса бытовых и коммерческих отходов.
Зачастую в местах сброса сбрасываются опасные химикаты и асбест, что подвергает опасности сельскохозяйственных рабочих, пешеходов, диких животных, домашний скот и окружающую среду.
Виктория Вивиан, президент CLA, заявила BBC: «Эти цифры, связанные с выбросами мусора, затрагивают лишь малую долю преступлений, от которых страдают сельские общины, поскольку инциденты на частных землях в основном остаются незарегистрированными».
«В соответствии с Законом об охране окружающей среды от 1990 года частные землевладельцы обязаны убирать мусор, выброшенный на свалки, в противном случае им грозит судебное преследование.
По данным CLA, фермеры платят в среднем 1000 фунтов стерлингов за раз, но в крайних случаях расходы могут возрасти до 100 000 фунтов стерлингов.
Миссис Вивиан добавила, что, если система не изменится, фермеры, а не преступники, продолжат расплачиваться [за незаконный вывоз мусора]», – пишет BBC.
Ситуация с катастрофическим ростом незаконных свалок мусора будет ухудшаться и дальше из–за плачевного финансового состояния местных бюджетов.
Типичный случай: в прошлом году городской совет Брэдфорда из-за хронического дефицита городского бюджета закрыл три центра по переработке отходов: Ford Hill в Квинсбери, Golden Butts в Илкли и Sugden End в Кросс-Роудс, что позволило сэкономить около 1 млн фунтов стерлингов в год.
Между тем масштаб незаконных свалок в городах и сельской местности не идет ни в какое сравнение с поистине апокалиптическими завалами мусора вдоль полотна железных дорог.
Подходящие к Лондону пути крупнейшей в стране железнодорожной компании Network Rail «используются для сброса мусора в промышленных масштабах», отмечает BBC.
Примечательно, что журналисты узнали о гигантской свалке на железнодорожных путях от волонтеров, взявшихся записывать номера самосвалов, вываливающих мусор, а не от полиции и муниципальных властей, которые никак не отреагировали на сообщения местных активистов, борющихся с незаконными свалками.
Волонтёры рассказали BBC, что лишь за один день их добровольного дежурства вдоль железнодорожных путей вывалили мусор 60 фургонов и самосвалов.
Мужчина, пожелавший остаться неизвестным, рассказал журналистам, что «была замечена профессиональная компания по вывозу отходов, – на фургонах которой был четко виден ее логотип, – сбрасывающая мусор на этом месте».
Он также сообщил, что он и его коллеги сообщили об этом в муниципальный совет, полицию и Network Rail, но «никто не взял на себя ответственность – все сказали, что это не их проблема. Мы чувствовали себя беспомощными. Когда выброс мусора происходит в промышленных масштабах, некому об этом сообщить».
Волонтёры также обратили внимание на то, что водители фургонов что-то передавали охранникам близлежащих парковок. Нетрудно догадаться, что рассчитывались налом за то, чтобы те отвернулись в сторону.
Незаконный вывоз мусора совершается, по сути, совершенно открыто. По закону компании по вывозу отходов должны быть зарегистрированы, но в текущей реальности тысячи незарегистрированных компаний в популярных соцсетях предлагают недорогие услуги по вывозу отходов и в итоге сваливают мусор на общественные дороги и частные земли.
В Англии компании по вывозу отходов, которые все же регистрируются в Агентстве по охране окружающей среды, не проходят никакой проверки, кроме заполнения онлайн-формы и оплаты сбора в 154 фунтов стерлингов.
Возмущённый такой практикой, один консультант по охране окружающей среды зарегистрировал Оскара, своего умершего терьера, в качестве перевозчика отходов. И никто этого не заметил.
«Система создала возможности для людей экономить или зарабатывать деньги, сбрасывая мусор, – говорит Эрве Боррион, профессор криминалистики в UCL. – И заработать можно много: многие считают, что официальная оценка преступлений, связанные с отходами, в 1 млрд фунтов стерлингов в год, является сильно заниженной».
«Это очень высокооплачиваемое и малорискованное преступление. Вы можете получить 2000 фунтов стерлингов за одну партию отходов, – указывает Сэм Корп, глава отдела регулирования Ассоциации экологических служб. – И даже если вас поймают, штрафы недостаточно высоки, чтобы стать достаточным сдерживающим фактором. Многие преступники считают это приемлемыми бизнес-расходами».
Как отмечает генеральный директор экологической благотворительной организации Keep Britain Tidy Эллисон Огден-Ньютон, средний штраф для любого сбрасывателя мусора, который доходит до суда и составляет 526 фунтов стерлингов, это «легкий шлепок по шаловливым ручкам по сравнению с тем, сколько они, вероятно, заработали, плюс тысячи, которые обошлись местным властям, чтобы привлечь его к ответственности».
Что касается уклонения от уплаты налога на захоронение отходов, который является отдельным правонарушением, то за 29 лет с момента введения налога в 1996 году никто не был привлечён к ответственности.
Генеральный директор Агентства по охране окружающей среды Джеймс Беван, заявил, что незаконный вывоз мусора контролируют «организованные преступные группировки, связанные с рабством, наркотиками и огнестрельным оружием, для масштабного мошенничества и мошеннических схем по сбросу мусора». Незаконный вывоз мусора приносит прибыль не меньшую, чем наркобизнес, отметил он.
Ни одно официальное лицо в Британии не указало на каких-либо конкретных лидеров преступного мирра, которые подгребли под себя «золотую мусорную жилу».
А когда депутат муниципального совета столичного округа Дадли Норта Марко Лонги заявил, что во главе мусорной мафии стоят «мигранты, не принимающие британские ценности», его быстренько зашельмовали как клеветника, не понимающего, что Британия – «это культура единства, где мы празднуем наше многообразие и не ищем козлов отпущения, чтобы оправдать собственные недостатки».
На самом деле у бывшей владычицы половины мира в настоящее время просто нет финансовых и промышленных ресурсов для создания эффективной системы утилизации отходов, а также нет политической воли для борьбы с мигрантской мафией, превращающей Туманный Альбион в большую мусорную свалку, причем незаконную.