Упадок необратим, впереди крах: экономический апокалипсис Европы

Больше всего в Брюсселе опасаются введения Трампом 20-процентных пошлин на импорт, способный похоронить европейскую промышленность

Экономика Европы находится в усугубляющемся упадке. Основа, на которой покоится процветание региона, не просто дает трещины, она находится под угрозой разрушения, пишет Politico Europe. 

«Экономические встречные ветры, проносящиеся по континенту, грозят перерасти в идеальный шторм, поскольку сорвавшийся с цепи Трамп нацелился на Европу. В дополнение к введению новых пошлин на все, от бордо до Brioni (любимого итальянского производителя костюмов избранного президента ), будущий лидер свободного мира наверняка усилит свое требование к странам НАТО либо вкладывать больше денег на собственную оборону, либо лишаться американской защиты .

Это означает, что европейские столицы, которые и так с трудом справляются с растущим дефицитом на фоне сокращения налоговых поступлений, столкнутся с еще большими финансовыми трудностями, что может спровоцировать дальнейшие политические и социальные потрясения», – отмечает издание.

И все же главная опасность Старому Свету исходит не от 47-го президента США, считает автор статьи Мэтью Карничниг: «Рецессии и торговые войны могут приходить и уходить, но то, что делает этот момент столь опасным для процветания континента, связано с самой неудобной правдой из всех: ЕС превратился в инновационную пустыню.

Хотя Европа имеет богатую историю сногсшибательных изобретений, включая научные прорывы, которые дали миру все: от автомобиля до телефона, радио, телевидения и фармацевтических препаратов, она превратилась в страну, остающуюся в стороне от [инновационных трендов]».

Ушли в прошлое года, когда Европа была в числе самых передовых автомобильных производителей. Сегодня европейские авто не числятся среди 15 самых продаваемых электромобилей. Как отметил бывший премьер-министр Италии Марио Драги в своем недавнем отчете о слабеющей конкурентоспособности Европы, только четыре из 50 крупнейших технологических компаний мира являются европейскими.

«Если Европа сохранит нынешнюю траекторию, ее будущее также будет итальянским: будущее разваливающегося, хотя и прекрасного, обремененного долгами музея под открытым небом для американских и китайских туристов», – предрекает Мэтью Карничниг.

Он не одинок в своих мрачных прогнозах. 

«Мы переживаем период быстрых технологических изменений, обусловленных, в частности, достижениями в области цифровых инноваций, и в отличие от прошлого Европа больше не находится на переднем крае прогресса», — заявила в ноябре прошлого года президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристина Лагард. 

Выступая в средневековом Колледже бернардинцев в Париже, Лагард предупредила, что многажды разрекламированная социальная модель Европы окажется под угрозой, если она быстро не изменит курс.

Марио Драги, представивший свой доклад Европейской комиссии в сентябре 2024 года, выразился еще более жестко: «Это экзистенциальный вызов».

Больше всего в Евросоюзе опасаются введения Трампом 20-процентных пошлин на европейский импорт, который просто похоронит европейскую промышленность. С более чем €500 млрд ежегодного экспорта в США из ЕС Америка является самым важным пунктом назначения для европейских товаров.

«Если правительство США выполнит это обещание, мы можем стать свидетелями существенного поворотного момента в ведении международной торговли», — заявил недавно президент Бундесбанка Германии Йоахим Нагель.

Но даже если Трамп пожалеет увядающую Европу (а он не пожалеет), то и не станет вводить заградительные пошлины не евроимпорт, то экономику Старого Света, которая увядает уже не один десяток лет, это не спасет. 

В период с 2010 по 2023 год совокупный темп роста ВВП достиг 34% в Соединенных Штатах по сравнению с 21% в Европейском союзе и 18% в еврозоне. Эта мера ВВП в объеме не зависит от изменений обменных курсов. За тот же период производительность труда выросла на 22% в Соединенных Штатах и на 5% в еврозоне. Таким образом, разрыв Европы с Соединенными Штатами был очевиден с начала 2010-х годов и не может быть объяснен разницей в росте населения трудоспособного возраста.

Большая часть этого разрыва обусловлена разницей в росте производительности. И этот разрыв все еще присутствует в недавний период (производительность труда выросла на 1,7% в США и упала на 0,6% в еврозоне за четыре квартала до 2023 года).

Таким образом, Европа попала «в порочный круг низких инвестиций в новые технологии, исследования и разработки, а следовательно, и низкого прироста производительности и роста», указывает французский экономист, член совета директоров нефтяной компаний Total Патрик Артюс.

Евросоюз безнадежно отстает от Америки и на фондовом рынке: в то время как стоимость акций на фондовом рынке США выросла более чем втрое с 2005 года, на европейском рынке она выросла всего на 60%.

Евросоюз как ни старался, так и не достиг своей цели тратить 3% ВВП блока на НИОКР, основной драйвер инноваций. Расходы на прикладные исследования европейских компаний и госсектора остаются на уровне около 2%, как и четверть века назад.

Европейские университеты давно уже не претендуют на мировое первенство. Из ведущих мировых университетов, рассмотренных Times Higher Education, только одно учебное заведение Еворосоюза вошло в топ-30 — Мюнхенский технический университет — да и то в самом конце списка.

Старый Свет накрывает повальная деиндустриализация. 

Высокие цены на газ вынуждают европейские компании переносить производство в США, пишет The Wall Street Journal.

«Столкнувшись с заоблачными ценами на природный газ, европейские компании, производящие сталь, удобрения и другие товары, служащие основной экономической активности, постепенно переносят свои предприятия в Соединенные Штаты, где их привлекают более стабильные цены на энергоносители и мощная поддержка правительства», – пишет WSJ.

Столкнувшись с одними из самых высоких в мире цен на энергоносители, дорогой рабочей силой и неадекватным госрегулированием, многие крупные немецкие компании просто переезжают в другие страны. По данным опроса, проведенного торгово-промышленной палатой Германии (DIHK), почти 40% немецких промышленных компаний рассматривают такой шаг.

«Европейские производители не могут прийти в себя после прекращения поставок российского газа», – сетует The Wall Street Journal. «Поскольку европейские страны стремятся прекратить закупки российских энергоносителей, это уже привело к резкому спаду в их экономике», – сообщает Daily Telegraph.

Пришла беда – отворяй ворота: европейскую индустрию подминает еще и экспансия китайских товаров. 

«По данным недавнего анализа ЕЦБ, число секторов, в которых китайские компании напрямую конкурируют с компаниями еврозоны, многие из которых являются производителями оборудования, возросло с примерно одной четверти в 2002 году до двух пятых на сегодняшний день. Что еще хуже, китайцы ведут себя крайне агрессивно в вопросах цен, что привело к значительному сокращению доли ЕС в мировой торговле», – горюет Politico. 

Экономический апокалипсис углубляет политический хаос, в который погружается ЕС.

«Для Евросоюза основной риск возвращения Трампа заключается в том, что давление со стороны США усилит тенденции к расколу и разногласиям между входящими в него государствами. Тяжёлая внутриполитическая ситуация во Франции и Германии, двух крупнейших экономиках Европы, оставляет ЕС без сильного политического руководства. Ситуация только ухудшится, если Трамп сократит помощь Украине или выйдет из НАТО. В таком случае европейцам придётся нести на своих плечах куда более существенную часть расходов на оборону, что ещё больше усугубит бюджетную проблему», – пишет греческая газета Naftemporiki. 

Поддержать в какой-то мере экономику Евросоюза могли бы российские энергоносители. Но Европа, от которой США добиваются отказа от российских энергоресурсов, продолжает стрелять себе в ногу… Страны ЕС вынуждены платить за СПГ Вашингтону, опустошая свои бюджеты и наполняя американский. «Американские бизнесмены, продающие сырьё европейцам, хорошо зарабатывают на нём», – пишет швейцарская газета Blick.

В итоге инспирированного Соединёнными Штатами энергетического кризиса Европа подсаживается на американский газ, цену на который назначают за океаном, и ее промышленность фактически обнуляется. Выживут те промышленники, которые переберутся в США, а Евросоюз окончательно превратится в экономическую колонию Америки.

Другие материалы