Первая реальная победа администрации Трампа: КНР вытесняют с Панамского канала

Обретёт ли Никарагуанский канал второе дыхание?

Группа компаний, включающая известную своей тактикой агрессивного поглощения лакомых активов американскую BlackRock, а также Global Infrastructure Partners и Terminal Investment Limited, заявила о приобретении 90% акций компании по управлению портами Бальбоа и Кристобаль по берегам Панамского канала у гонконгской CK Hutchison Holdings. Консорциум также согласился выкупить контрольный пакет CK Hutchison в 43 портах в 23 странах почти за 23 млрд. долл. Данное событие трактуется как крупная победа и первый реальный внешнеполитический успех администрации Трампа, торжественно заявившего в конгрессе о возвращении под американскую длань одной из ключевых для международной торговли артерий, связывающих Атлантический и Тихий океаны. Под контролем компании с гонконгской пропиской указанные порты находились с начала 1998 года, что вызывало нервную дрожь в Америке по мере усиления соперничества с Китаем. 

Ранее, отвечая на неоднократные угрозы Трампа вернуть канал в ведение Америки, панамский президент Хосе Рауль Мулино клятвенно заверял, что, мол, «каждый метр Панамского канала принадлежит Панаме: так будет и впредь». Но вот, похоже, политический прессинг мастера жёстких сделок возымел-таки действие, при том что ближайшие соседи Панамы (Коста-Рика и Колумбия) не выразили официальной поддержки панамской позиции.

Упомянутый гонконгский холдинг, при несомненной политико-организационной поддержке от Пекина, за последнюю четверть века вложил в реконструкцию канала не менее 10 млрд. долл., увеличив к настоящему времени его пропускную мощность почти на четверть. В 2021 г. право на концессионную эксплуатацию CK Hutchison портов Бальбоа и Кристобаль в 2021-м было продлено на 25 лет.

Посол Панамы в ООН Элой Альфаро де Альба недавно обращался с тревожным письмом к её генсеку Антониу Гутерришу, но, как и следовало ожидать, безрезультатно. А госсекретарь США Марко Рубио еще в начале февраля с. г. прямо заявил на переговорах с главой Панамы, что «китайский контроль за этой артерией неприемлем. При отсутствии немедленных изменений в ситуации США придётся принять меры», что тем более актуально, поскольку США располагают своими военными объектами на территории не только самой Панамы и соседней Колумбии, но также в расположенных поблизости от канала Гондурасе и на нидерландских островах Аруба и Кюрасао.

И вскоре г-н Мулино вполне предсказуемо отказался продлевать действие меморандума о взаимопонимании по инициативе «Один пояс, один путь», подписанного с КНР в ноябре 2017 г. в Пекине. Основание долго выдумывать не пришлось – внезапно выяснилось, что реализация проектов Пекина в Центральную Америку порождает проблемы, да и работа гонконгского холдинга характеризуется финансовой непрозрачностью.

По некоторым данным, американская сторона предварительно посулила Панаме крупный кредит на льготных условиях, а также снятие ограничений на въезд панамских эмигрантов в США на принадлежащие США в Карибском бассейне Пуэрто-Рико и на западные Виргинские острова.

Китайский эксперт по международным отношениям Чань Вайшунь отмечает, что американские политики «жаловались на присутствие гонконгской «Hutchison Ports» в Панаме еще с начала 1990-х годов (сперва она реконструировала некоторые шлюзы на канале и речные панамские порты. – Прим. ред.), обвиняя панамские власти в предоставлении китайцам условий для контроля над каналом». Текущая же ситуация чревата «негативным влиянием на позиции китайского и гонконгского бизнеса во всем мире». 

В  этой связи резонно предположить, что в Вашингтоне захотят приобрести или бессрочно арендовать никарагуанские острова Маис северо-западнее Панамского канала, арендованные Штатами с начала  1910-х годов на 99 лет (но фактически до 1971 г., когда А. Сомоса добился досрочного их возвращения Никарагуа). 

Но будут ли столь же уступчивы сандинистские власти Манагуа? В середине декабря  2024 г. спецпредставитель президента Никарагуа по вопросам взаимодействия с РФ Лауреано Ортега Мурильо заявил, что страна «приглашает Россию и Китай к подготовке нужной документации по строительству канала через Никарагуа и к строительству данной магистрали». Речь идёт о реализации давнего американского проекта 1910-х – начала 1920-х гг., впоследствии уточнённый в период диктатуры А. Сомосы. 

В 2014 г. никарагуанские власти предоставили 50-летнюю концессию на планируемый канал гонконгской компании HK Nicaragua Canal Development Investment Co., Limited. Однако начавшееся вроде бы в декабре того де года строительство Никарагуанского канала (известного также как Большой Межокеанский) менее чем через два года застопорилось по причине тяжёлых финансовых проблем у подрядчика и окончательно встало в 2017 г. во многом из-за недовольства администрации 45-го президента США Дональда Трампа. Ещё летом 2015 г.  на многотысячную акцию протеста против строительства почти 250-километрового канала вышли местные фермеры, утверждавшие, что проект уничтожит их земли и разрушит экосистему этого региона.

Несмотря на геополитически мотивированную паузу в реализации проекта, забыт он не был – переговоры о возможном привлечении к нему велись с Россией, Китаем, Венесуэлой, Японией, Южной Кореей и Бразилией.

В марте 2023 году Сергей Лавров, в ходе своей поездки в Никарагуа, по ряду данных, обсуждал с властями Никарагуа возможности участия РФ в этом  проекте. Но официальных сообщений по данной теме переговоров не появилось. 

Закон о непосредственном разрешении строительства канала был подписан президентом Даниэлем Ортегой летом 2023 года. Согласно принятому в 2024 г. никарагуанским конгрессом закону концессию на строительство канала между Тихим и Атлантическим океанами получает недавно учрежденная в Гонконге инвестиционная компания. Стоимость проекта – 40 млрд долларов, срок концессии определен в 100 лет. 19 ноября 2024 года на прошедшем в Манагуа саммите «Латинская Америка – Китай» президент Ортега вновь заявил об актуальности этого проекта. На полях саммита прошли консультации о возобновлении строительства канала, однако принятые по их итогам рекомендации озвучены не были.

Не исключено, что партнёры Никарагуа пока предпочитают не афишировать какие-либо проработки и тем более решения по данному проекту. Но стратегически важно, что   в ходе саммита АТЭС в Лиме (Перу) 15 ноября 2024 г. никарагуанская делегация подписала контракт с корпорацией из города Нанкин China CAMC Engineering Co., Ltd. на строительство к 2027-28 гг.  глубоководного порта в городе Блуфилдс на побережье Карибского моря (дополнения к контракту вскоре были подписаны на упомянутом саммите в Манагуа). Официально подробности этих документов тоже не сообщаются, но, как отметил Д. Ортега, «этот порт станет ключевым узлом для входа судов с востока в канал-дублёр Панамского»…

Правительство Никарагуа считает, доминирования над Панамским каналом для Америки недостаточно, а потому администрация Трампа будет всеми доступными силами и средствами бойкотировать строительство Большого Межокеанского канала с привлечением китайских либо иных нежелательных Белому дому партнёров.

 

 

Другие материалы