18 марта глава Стратегического командования вооруженных сил США генерал Энтони Дж. Коттон в ходе своего выступления на ежегодной конференции оборонных программ компании McAleese and Associates заявил, что ВВС США следует закупить 145 бомбардировщиков-невидимок B-21, чтобы справиться с возросшими угрозами безопасности США с момента запуска этой программы.
«Я, как заказчик, хочу видеть повышенные темпы производства B-21», – сказал Коттон, отметив, что низкие темпы производства программы были установлены, «когда геополитическая обстановка немного отличалась от той, с которой мы сталкиваемся сегодня».
«Хотя Коттон и заявил, что текущий план в 100 B-21 должен быть абсолютным минимумом, он выступает за цифру в 145, которая, по его словам, соответствовала цели Командования глобального удара ВВС, когда он командовал этой организацией – его последнему назначению перед тем, как встать у руля STRATCOM.
Это не первый раз, когда Коттон говорит, что хотел бы больше Raiders. В прошлом году он сказал законодателям, что он "хотел бы" иметь более 100 бомбардировщиков, но он не назвал цифру в 145, которую он представил сейчас», – пишет портал Air&Space Forces Magazine.
Стратегический бомбардировщик-невидимка В-21 Raider был разработан компанией Northrop Grumman в соответствии с американской правительственной программой Long Range Strike Bomber («дальний ударный бомбардировщик»). Первый испытательный полет B-21 состоялся 10 ноября 2023 года с опозданием на два года от ранее запланированного срока. Самолет взлетел с аэродрома авиазавода в Палмдейл (штат Калифорния) и совершил посадку на авиабазе ВВС США Эдвардс в том же штате.
Сам факт разработки B-21 означал, что в Пентагоне признали провал концепции стратегического бомбардировщика-невидимки B-2, который вполне заслуженно был назван американскими экспертами самым дорогим и бесполезным самолетом в мировой истории.
При общей стоимости программы более $45 млрд каждый самолет стоил колоссальные $2,1 млрд. Кроме того, эксплуатационные расходы B-2 в два раза выше, чем у других бомбардировщиков в парке ВВС США.
Вся конструкция B-2 была рассчитана, чтобы (сейчас в это трудно поверить) он мог летать на малой высоте с огибанием рельефа и сбрасывать на врага свободно падающие авиабомбы.
С этой целью конструкторы B-2 придали его задней кромке форму «коленчатого воздушного змея» (cranked-kite shape для придания самолету высокой маневренности на сверхнизких высотах.
Этот было сделано по требованию ВВС США, которые хотели, чтобы бомбардировщик «мог пробивать вражескую ПВО на малых высотах», как отметил ведущий американский авиаэксперт Тайлер Рогоуэй.
«Northrop Grumman имеет долгую историю проектирования малозаметных самолетов , и в течение последних двух десятилетий они сосредоточились на концепциях широкополосной малозаметности, основанных на летающих крыльях. Исключение конструкции коленчатого воздушного змея [для B-21], сведение углов и отдельных структурных компонентов к минимуму, вероятно, максимизировало бы широкополосную малозаметность, особенно против низкочастотных радаров (низкочастотные радары, которые стоят на вооружении России и Китая, могут обнаруживать американские самолеты- невидимки пятого поколения. – В.П.). Кроме того, более длинные внешние секции крыла самолета, вероятно, помогли бы увеличить дальность полета и рабочую высоту», – отмечает Тайлер Рогоуэй.
У B-2 были и более серьезные недостатки, такие, например, как крайне нестойкая окраска самолета, разрушающаяся под действием солнечного ультрафиолета.
В итоге 19 переданных ВВС США бомбардировщиков B-2 бомбили Югославию, Ирак, Афганистан, Ливию, Йемен, но нигде «по-над землей» не летали. Причем ни в одной из боевых миссий B-2 у противника не было современной ПВО.
При разработке B-21 в Northrop Grumman приняли к сведению, что ВВС США отказались от бредовой идеи прорывать мощные ПВО России и Китая на малой высоте с огибанием рельефа стаями вполне видимых их радарами бомбардировщиков-невидимок стоимостью два миллиарда долларов каждый и исключили свободно падающие авиабомбы из полезной нагрузки нового бомбера. Это позволило серьезно уменьшить его размеры.
Впрочем, боевые харастеристики B-21 вполне заурядны и вполне сравнимы с возможности старичка B-52.
B-21 имеет такую же дозвуковую скорость полета, что и бомбардировщик, созданный в середине 50-х годов прошлого века, несет меньшую боевую нагрузку и ненамного превосходит B-52 по боевому радиусу.
Однако, дьявол, как говорится, – в деталях.
Большой боевой радиус обеспечивается бОльшим, чем на B-2, количеством топлива.
Но это и является главным «недостатком бомбардировщика B-21 Raider, который ВВС не хотят обсуждать», как пишет американский военный портал 19FortyFive.
«Одной из его важнейших особенностей является дозаправка в воздухе, которая увеличивает дальность полета и позволяет выполнять длительные миссии. Дозаправка в воздухе, которая подразумевает получение топлива от воздушных танкеров во время полета, значительно увеличивает дальность полета бомбардировщика и продолжительность миссии. Несмотря на свои преимущества, дозаправка в воздухе для B-21 представляет собой ряд проблем. Одна из проблем, которая беспокоит многих, – это нехватка заправщиков, необходимых для обслуживания будущего парка B-21.
С текущим заказом на флот из 100 или более новых бомбардировщиков, ВВС США в настоящее время не имеют достаточного количества заправщиков, чтобы удовлетворить эту потребность. Главной проблемой в отношении B-21 является сохранение профиля скрытности бомбардировщика во время дозаправки. Процесс соединения с танкером и наличие заправочной штанги могут потенциально поставить под угрозу низкую заметность B-21. Обеспечение того, чтобы дозаправка не подвергала B-21 воздействию вражеских радаров, является критической задачей», – отмечает издание.
Для успешного выполнения B-21 своих боевых миссий потребуется резко нарастить флот самолетов-заправщиков, причем они также должны быть невидимками. Кроме этого, «во время дозаправки и B-21, и самолет-заправщик уязвимы для атак противника, что требует дополнительных мер защиты, таких как привлечение истребителей сопровождения».
Таким образом, намерения ВВС США, которые озвучил в своем выступлении глава STRATCOM генерал Коттон, представляют собой ни что иное как рецепт приготовления «супа из топора», как в известной русской сказке.
Сначала больше бомбардировщиков-невидимок, затем больше самолётов-заправщиков, которые тоже хорошо бы сделать невидимками, а под занавес, чтобы супец из топора наваристым получился, –- еще и истребителей прикрытия добавить.
Вся эта дорожка лоббистских шагов может показаться достаточно логичной, но опровергается одним контртезисом: весь парк нисколько не незаметных бомбардировщиков B-52 в Пентагоне предполагают эксплуатировать еще долгие десятилетия.
Эти ветераны холодной войны и не нуждаются в технологии стелс, так как на вооружении ВВС США уже давно имеются дальнобойные крылатые ракеты, которые позволяют наносит удары по целям, не входя в зону ПВО противника.
Пламенная речь действующего главы Стратегического командования США на самом деле подстегнута серьезной тревогой лидеров американского ВПК, к числу которых относится и производитель B-21 Northrop Grumman, вызванной намерениями команды Дональда Трампа полностью отказаться от слишком дорогой пилотируемой боевой авиации в пользу большого числа беспилотников, способных выполнять те же боевые миссии, что и стоящие сотни миллионов долларов бомбардировщики-невидимки, причем на два, а то и три порядка дешевле.
Американский ВПК начинает атаку против технократов Трампа, которому, похоже, придется пойти на уступки монстрам оборонпрома, чтобы избежать судьбы Джона Кеннеди.