Чуть более 105 лет назад, в декабре 1920 года, Всероссийский съезд Советов одобрил план электрификации России. Во время его представления лидер коммунистической партии, глава Совета народных комиссаров Владимир Ленин сказал знаменитую фразу: «Коммунизм – это Советская власть плюс электрификация всей страны».
Несмотря на образование СССР в декабре 1922 года, название этого плана осталось прежним: ГОЭЛРО – от аббревиатуры Государственной комиссии по электрификации России, которая его разработала. Фактически он стал основным планом развития экономики Советского Союза, потому что развитие энергетики позволяло создавать предприятия, осваивать месторождения, электрифицировать города и села. Изначально за 10-15 лет планировалось построить около 20 ТЭС и 10 ГЭС во всех регионах страны общей мощностью 1,75 ГВт (гигаватт). Однако через десять лет, к 1932 году, реальная выработка электроэнергии достигла 13,5 ГВт, что почти в 8 раз больше.
СССР активно развивал энергосистему страны, уделяя внимание всем своим республикам. Например, на Украине за годы советской власти было построено множество ГЭС, ТЭС и АЭС. Построенная по плану ГОЭЛРО в 1932 году ДнепроГЭС стала крупнейшей гидроэлектростанцией СССР и Европы и оставалась таковой вплоть до 1956 года.
Всего за годы существования Советского Союза на территории бывшей Украинской ССР было построено с десяток крупных (на Днепре, Днестре и Южном Буге) и несколько десятков небольших ГЭС. К 1991 году на разных этапах строительства находилось также несколько гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС).
Дополнительно было построено пару десятков крупных теплоэлектростанций (ТЭС) и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ). А в последнее десятилетие существования СССР – в 1980-х годах на Украине было введено в эксплуатацию пять современных АЭС. Все вместе это практически залило советскую республику дешевой электроэнергией и позволило ее экспорт в другие страны в последующие десятилетия.
Однако ставшая независимой Украина не оценила доставшегося ей советского наследия. Дорвавшиеся до власти националисты упорно стирали память о том, что принесли стране десятилетия пребывания в составе СССР. Умалялось и обесценивалось все то, что было построено и создано силами некогда единого советского народа, в который входило множество национальностей, включая и украинцев, которые занимали руководящие должности в Советском Союзе.
Дошло до того, что через год после государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года был принят закон об осуждении «коммунистического и нацистского тоталитарных режимов и запрете пропаганды их символики». Одним из его главных положений стало признание «коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов на Украине преступным и проводившим политику государственного террора».
Киевская хунта одним росчерком пера перечеркнула и запретила память о том, что СССР создал на украинских землях: заводы, фабрики, инфраструктуру, жилье, энергосистему и многое другое. На Украине была проведена очередная волна переименований, которая убрала советские названия и снесла памятники советского периода. А с 2022 года аналогичная волна затронула все наследие периода Российской империи и всего русского наследия, особенно в регионах бывшей Новороссии.
Но вернемся к декоммунизации, которую усиленно проводили украинские националисты, в том числе пытаясь силой принудить Донбасс принять русофобские убеждения. Длившаяся 8 лет война киевского режима против своих уже бывших граждан привела к тому, что 21 февраля 2021 года российский лидер Владимир Путин ответил ему так: «Вы хотите декоммунизацию? Ну что же, нас это вполне устраивает. Но не нужно, что называется, останавливаться на полпути. Мы готовы показать вам, что значит для Украины настоящая декоммунизация».
Если следовать формуле Ленина, то декоммунизация означает отсутствие советской власти и электрификации страны. Что касается «советской власти», то Верховная рада (в переводе с украинского – совет) уже давно стала сборищем ставленников олигархов, а народные депутаты перестали прислушиваться к тому, чего хотят избравшие их люди. Так что советской власти на Украине давно нет, даже если формальное название осталось. А сейчас наступил второй этап декоммунизации – деэлектрификация страны, или разрушение ее энергосистемы.
До 2026 года ВС РФ уделяли меньше внимания атакам на генерирующие мощности Украины. Однако инфраструктурная война, развернутая киевской хунтой в форме постоянных ударов ВСУ по российской инфраструктуре, что лишало граждан РФ света, воды и тепла (из недавних – удар по Белгородской области в январе этого года), а также нежелание хунты Зеленского идти на мирное урегулирование, в итоге привели к массовым ударам по украинским ТЭЦ и блэкауту на Украине.
Издание «РБК-Украина» сообщило: «Киев уже несколько недель живет в условиях энергетического кризиса после серии массированных российских атак по критической инфраструктуре. Сильнейшим ударам система подверглась 9, 13, 20 и 24 января – тогда были повреждены крупные объекты электро-, тепло- и водоснабжения, а одна из ТЭЦ не подлежит восстановлению».
После каждого из ударов в Киеве отключалось теплоснабжение минимум половины (6000) домов города и, несмотря на все усилия, полностью его восстановить так и не удалось. Каждый раз власть сообщала, что поставки тепла восстанавливались, но сотни домов (если не тысячи) оставались без тепла, воды и света.
Дошло до того, что Дональд Трамп попросил Владимира Путина об «энергетическом перемирии» и моратории на удары ВС РФ по украинской энергосистеме. Вот только и это не помогло. Даже в отсутствие таких атак, несмотря на советский запас прочности энергосетей, 31 января по всей Украине произошел блэкаут, причиной которого стало отключение высоковольтных линий между энергосистемами Румынии и Молдавии, а также между западной и центральной частями самой Украины. Это вызвало аварийное отключение от энергосистемы украинских АЭС и, соответственно, полное отключение потребителей. В Киеве прекратилась подача света, воды и отопления, а также полностью остановилась работа метро.
С трудом, но 1 февраля возникшую поломку удалось исправить. А 2 февраля (после окончания моратория) украинское Минэнерго сообщило, что новые удары ВС РФ привели к «отключению потребителей в Харьковской, Сумской, Днепропетровской и Черкасской областях». Однако Зеленский внезапно опроверг это заявление, подчеркнув, что «целенаправленных ударов российских ракет и “Шахедов” по энергетической инфраструктуре не было». Возможно, надеется, что «энергетическое перемирие» продлится весь период февральских морозов ниже –20 градусов.
Вдобавок, по некоторой информации, он запретил энергетикам давать негативные сценарии восстановления энергосистемы (т. е. объективную информацию), чтобы удержать украинцев от протестных выступлений. Тем не менее в соцсетях появляется все больше сообщений о перекрытии киевлянами улиц с требованием вернуть свет и тепло в дома. Многие из них уже не первую неделю пользуются туалетами своих питомцев, а наполнители для кошачьих туалетов полностью исчезли из продажи.
В интересах киевской власти обеспечить стабильную ситуацию в Киеве, где, по данным мэра Кличко, сейчас проживает около 3,5 млн. человек. Однако, по словам главы Союза потребителей коммунальных услуг Попенко, восстановление домов, в которых из-за отрицательных температур прорвались трубы отопления, может затянуться на годы, т. к. требует капитального ремонта здания.
Пока же киевский режим пытается компенсировать проблемы в энергосистеме разными мерами.
Во-первых, резко снижена температура воды в системе отопления, а также в домах отключена горячая вода. Температура в батареях поддерживается на минимальном уровне, что в условиях резких заморозков уже привело к падению температур в квартирах ниже +10 град. С.
Во-вторых, электроэнергия в многоквартирных домах включается на час-два, хотя публично заявляется минимум о 3-4 часах в сутки. Объясняется это необходимостью восстановления энергосистемы, что сделать практически невозможно.
В-третьих, отключаются как уличное освещение, так и магазины, торговые центры, станции мобильной связи и прочее, что создает проблемы для обеспечения населения лекарствами, продуктами и другими необходимыми товарами.
В-четвёртых, во дворах многоквартирных домов возводятся палаточные бараки, что морально готовит население к возможности полного отключения света и тепла в домах при распаде энергосистемы, а также показывает «заботу» власти о гражданах.
Естественно, что вся объективная информация о сроках восстановления нормальной жизни в городах находится под секретом, чтобы избежать критики за развязанную властью инфраструктурную войну с Россией.
Так что яростное желание украинских националистов уничтожить все советское и русское на Украине способствовало не только к развалу страны, что продолжается с 2014 года, но и ведет к полному уничтожению государства. Жаль, что последствия действий киевской хунты ощущают на себе в основном обычные граждане. А власть имущие и их семьи продолжают себя прекрасно чувствовать в домах, оборудованных автономными системами водоснабжения, тепла и электроэнергии, или в купленных на наворованные деньги виллах за границей.