Латинская Америка: империализм США на венесуэльском фронте

Латинская Америка: империализм США на венесуэльском фронте

«Восстановлением» американо-венесуэльских отношений будет заниматься эмиссар Госдепартамента Лаура Догу

Для внешнего наблюдателя очевидно: события в Венесуэле и вокруг неё «режиссируются» (без особой маскировки) спецслужбами Соединённых Штатов, прежде всего ЦРУ и разведкой министерства войны – РУМО. Не прошло и двух недель после силового (с десятками жертв) захвата президента Николаса Мадуро и его жены Силии Флорес, как в страну прибыл директор ЦРУ Джон Рэтклифф. Конфронтационный настрой Рэтклиффа легко прочитывается в его высказывании о задачах кадровой политики в ЦРУ: “Я безоговорочно дам возможность самым талантливым, трудолюбивым и смелым, склонным к риску и новаторам защищать американский народ и продвигать интересы Америки. Я не потерплю ничего и никого, кто отвлекает от нашей миссии”.

В кратком сообщении Госдепа о встрече Рэтклиффа с и. о. президента Делси Родригес подчёркивалось, что визит был организован по указанию президента Трампа. В ходе двухчасовой встречи американцы затронули вопросы налаживания общения, восстановления доверия и экономического сотрудничества на основе «новых реалий». Категорично прозвучал тезис «о недопустимости в дальнейшем сохранения Венесуэлы в качестве убежища для врагов Соединённых Штатов».

Венесуэльский политолог Хосе Сант Рос, годами отслеживающий деструктивную деятельность США в стране, так прокомментировал суть визита Рэтклиффа в Каракас: «Прошло три месяца после того, когда Трамп объявил, что усилит активность ЦРУ в Венесуэле. Многие из наших политиков выразили скептицизм, а некоторые восприняли этот факт как ещё одну похвальбу данного персонажа. Вот и случилось, что после этого наглого заявления шаловливого президента США мы отчасти пренебрегли стратегическими пунктами национальной обороны, что и привело к драматическим событиям 3 января. Таким образом, мы предупреждены, что ЦРУ возвращается к своим махинациям в Венесуэле, более воодушевлённым и подготовленным, чем когда-либо».

По оценке Сант Роса, Трамп пытается восстановить тот порядок вещей, какой был раньше, ещё до Уго Чавеса: «ЦРУ вместе с ДЕА осуществляли полный контроль над главными лидерами страны, принимали решения по всем государственным делам. Как мы все знаем, у них имелись свои офисы в Фуэрте-Тьюна [база министерства обороны и Генштаб], они руководили избирательными кампаниями наших кандидатов в президенты, имели агентуру среди депутатов Национального Конгресса и в партиях как правого, так и левого толка. Если вы входите в число лиц с ответственными позициями в политической сфере, будьте уверены, что ЦРУ включило вас в объекты своих разработок».   

«Восстановлением» американо-венесуэльских отношений будет заниматься Лаура Догу, которая прибыла в Каракас по линии Госдепа. Ей предстоит заново открыть посольство и в ближайшие два-три года добиваться от Делси Родригес «позитивных шагов» в пользу стратегических установок администрации Трампа. Сможет ли Догу рассчитывать на такой вариант развития событий? 

«Восстановлением» американо-венесуэльских отношений будет заниматься Лаура Догу, которая прибыла в Каракас по линии Госдепа

Прежде Догу работала в Сальвадоре и Мексике, возглавляла посольства в Никарагуа и Гондурасе, считается экспертом по латиноамериканским странам с «недружественными режимами» и партизанскими группировками. В послужном списке Догу, окончившей в своё время Индустриальный колледж вооружённых сил в Вашингтоне, хорошо просматриваются сюжеты, свидетельствующие о её связях с Пентагоном и РУМО.  Она отличилась в качестве советника по внешней политике при генерале Дане Кэйне (Dan Caine), командующим объединённым Генштабом, ключевой фигурой в разработке и осуществлении стратегии по «нормализации» в Венесуэле. 

Правой рукой Догу в посольстве будет, судя по всему, Мишель Гарсия (Michael Garcia). Опытный сотрудник, проявивший себя в Саудовской Аравии и Афганистане, оказался очень к месту в странах Латинской Америки (Аргентине, Мексике, Никарагуа) на должностях политического и экономического сектора, используемых обычно ЦРУ. Первым делом американцы проверили помещения на различного рода «закладки», установили новую электронно-техническую аппаратуру, обеспечивающую максимальный режим безопасности. Не исключалось, что за годы «простоя» посольства, конкурирующие разведки (особенно китайская с её супер-прорывными артефактами) могли проникнуть в его помещения с неблаговидными целями. 

В отличие от вулканической харизмы Чавеса или стиля сопротивления Мадуро, брат и сестра Родригес действуют в соответствии с логикой «институциональной устойчивости». Контроль Хорхе Родригеса над государственным аппаратом и Национальным избирательным советом (CNE) направлен на создание образа нормальности и законодательной преемственности. Именно этим он пытается вызвать симпатии определённых (умеренных) кругов международного сообщества, стабилизировать достаточно напряжённую внутреннюю ситуацию.

Министр обороны Венесуэлы Падрино Лопес, редко появляющийся на публике в последнее время, выступил с заявлением об обстановке в вооружённых силах страны (FANB), «единых, стабильных, сплочённых, без какого-либо внутреннего разрыва». Реакция проправительственных СМИ на выступление была однозначно позитивной: «В его обращении не только упоминалась оперативная мощь FANB, но и была отражена политическая позиция, которая характеризует военный сектор как центральную ось стабильности государства, призывая венесуэльцев к спокойствию и сохранению доверия к институтам, отвечающим за обеспечение территориальной безопасности».

В «низовых» боливарианских ячейках вынужденный курс нынешнего руководства по налаживанию диалога с Вашингтоном отвергается. Для основной партийной массы сохраняет актуальность непримиримый клич Уго Чавеса: «Идите к чёрту, проклятые гринго!» Но ситуация изменилась, и, возможно, надолго, приходится, стиснув зубы, наблюдать за процессом постепенного восстановления позиций США в стране. Американские должностные лица зачастили с визитами, вначале появился шеф ЦРУ, продемонстрировав недюжинную личную отвагу (ведь Госдеп категорически не рекомендует гражданам посещать Венесуэлу). Затем отметился глава Министерства энергетики США, «рискнувший» побывать в центрах нефтедобычи. Лаура Догу, закалённая в тайных войнах посланница Трампа, готовится к вручению верительных грамот.

Под прикрытием посольства будет проще осуществлять вербовочную работу, координировать деятельность НКО, обучать студентов тактике «спонтанных» протестов, устраивать через прикормленные СМИ и наёмных блогеров шельмование сторонников боливарианского процесса. Уго Чавес и Николас Мадуро успешно противостояли этому. Но, кажется, у радикальной оппозиции появился шанс на успех. Если она дорвётся до власти, возможны самые кровавые сценарии. Слишком долго приходилось сдерживать злобу и ненависть. 

Другие материалы