«Мы не будем поощрять государственный терроризм, в какой бы точке мира он ни совершался, и не оставим такие действия без ответа. Израиль должен признать свои ошибки, принести извинения и заплатить компенсации. До тех пор, пока Израиль это не сделает, он будет продолжать оставаться преградой на пути мира». Эти слова премьер-министра Турции Эрдогана определяют сегодня политическую «температуру» на всём Ближнем Востоке.
Скандал с гуманитарной флотилией, направлявшейся в Газу, один из кораблей которой был взят на абордаж и едва не в упор расстрелян израильскими солдатами, стал источником невиданной прежде напряженности между Турцией и Израилем. Будучи десятилетиями надежным флангом НАТО в Передней Азии, Турция вовсю сотрудничала с Тель-Авивом, в том числе в военно-технической сфере. Такие отношения помогали Израилю свободнее чувствовать себя на турецкой территории и в ее воздушном пространстве для проведения своих операций на Ближнем и Среднем Востоке. Излишне напоминать, что Израиль планирует нанесения воздушного удара по иранским ядерным объектам, а это удобнее осуществить как раз через турецкое воздушное пространство.
Девять человеческих жизней турецких граждан, погибших на «Флотилии свободы», практически перевернули отношения двух стран этим летом. Турция потребовала от Израиля извинений и не только. Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заявил о закрытии турецкого воздушного пространства для израильских военных самолетов, предупредив, что эта мера может коснуться и гражданских рейсов, и пригрозил разорвать отношения с Израилем, если тот не извинится за захват флотилии.
Позиция официальной Анкары понятна: атака израильских спецназовцев на мирное судно, являющееся по нормам мореплавания турецкой территорией, пальба из всех стволов по пассажирам, гражданам страны, с которой Израиль подписал еще в 1996 году соглашение о военном сотрудничестве, выглядят объявлением войны или по меньшей мере военной провокацией.
Однако посмотрим внимательно на то, как к этой ситуации отнеслись в Израиле. Там – обиделись на турок. Министр иностранных дел Израиля Авидгор Либерман призвал израильских туристов бойкотировать Турцию. Его поддержал министр внутренних дел Эли Ишай, выразивший сожаление по поводу политики турецкого правительства и заметивший, что «с Ираном у Израиля тоже до определенного момента были отличные отношения».
Какие тут извинения? Какие компенсации?
В ответ на это 30 октября Совет национальной безопасности Турции утвердил стратегию национальной безопасности, в соответствии с которой в перечень стран, представляющих угрозу для Турции, включён Израиль. Одновременно из этого перечня исключены Россия, Армения, Грузия, Сирия и Болгария.
И что же Израиль? Заместитель главного редактора израильского портала IzRus Александр Гольденштейн разразился на это следующей тирадой: «Турция включила Израиль в список «опасных» государств, но может ли кто-то представить, что 7-миллионый Израиль, которому ежечасно угрожают то террористы ХАМАСа, Исламского Джихада и Хизбаллы, то бесноватый президент Ирана, то Аль-Каида, будет нападать на 72-миллионную Турцию? Считает ли Турция, что израильские ракеты будут нацелены на Анкару и Стамбул, а подлодки будут патрулировать Дарданеллы и топить турецкие сухогрузы? Если шизофрения не пробралась в мозги Эрдогана, то даже он в такое не верит, хоть его высказывания все больше начинают напоминать иранские угрозы».
Как видите, без особых церемоний. И даже если объявить слова Гольдштейна «шизофренией великого Израиля», ситуация не изменится. Далее Гольдштейн предупреждает: «У Израиля, в конце концов, своих рычагов влияния хватает, и есть немало способов досадить Турции, так что определенные границы этот мини-конфликт не переступит».
О «рычагах влияния» - это серьёзно.
За десятилетия сотрудничества с Турцией по военной линии и линии спецслужб Израиль сумел освоить турецкую территорию в оперативном плане. СМИ обеих стран пишут о том, что Израиль располагает агентурой в среде курдских сепаратистов, то есть имеет возможность при желании дестабилизировать ситуацию в Турции. Последний взрыв полицейского автомобиля в центре Стамбула был нацелен именно на это.
В Турции сейчас идут сложные внутриполитические процессы. На июнь 2011 года там намечены парламентские выборы. При этом среди турецких военных нет единства. Часть военного руководства поддерживает линию Гюля - Эрдогана, которые провели референдум по поправкам в конституцию, открывающим дорогу гражданской власти. Другая часть военных не хочет оказаться под гражданским контролем.
Турецкие власти в организации громкого теракта подозревают Курдскую рабочую партию. А не может ли быть так, что в условиях резкого обострения турецко-израильских отношений к теракту и боевым действиям в Восточной Анатолии террористов кто-то подтолкнул?
В Совете национальной безопасности Турции считают, что действия Израиля могут спровоцировать в регионе гонку вооружений – это притом, что, по мнению Анкары, на Ближнем Востоке не должно быть ядерного оружия. Настойчивыми усилиями Анкары достались ей гарантии от США о том, что разведданные о ракетах, которые получит американская система ПРО в Турции, не будут передаваться Израилю, сообщает турецкая газета Today Zaman. «Учитывая непредсказуемую ситуацию в области безопасности в мире, система ПРО может быть когда-нибудь использована и против Израиля», - пишет газета. США пообещали, что информация, полученная новой системой, будет передаваться Турции по мере поступления и что она не будет передана государствам, не являющимся членами НАТО, то есть и Израилю.
Анкара многое поставила на кон сегодня. Ее отношения с Соединёнными Штатами все ухудшаются, хотя обе стороны категорически это отрицают. Как пишет Sueddeutsche Zeitung, Вашингтон не объявлял Анкаре ультиматум, угрожая прекращением поставок оружия в связи с отказом Турции поддержать в ООН санкции против Ирана и в связи с ее словесными нападками на Израиль. По словам турецкого президента Абдуллы Гюля, в двусторонних отношениях проблем тоже не существует. Однако, отмечает Sueddeutsche Zeitung, «Анкара не может не признать, что недоверие западных стран к Турции растет. Не секрет, что Соединенным Штатам уже давно не нравится «своенравная», по мнению Вашингтона, политика Анкары».
Пока, правда, в США не верят в разлад с Турцией, поскольку обе страны слишком нуждаются друг в друге. Туркам нужно американское оружие для борьбы с повстанцами-курдами, а США делают ставку на Турцию в афганской миссии и запланированном выводе войск из Ирака. Однако не будем забывать, что для Турции «больною мозолью» является вопрос о членстве в ЕС, Европа же фактически водит Турцию за нос. Этого вместе с обострением ситуации на Ближнем Востоке может хватить, чтобы направление внешней политики Турции изменилось. За что, конечно, ей попытаются отомстить.