Предпринятая недавно в Ошской области Киргизии очередная попытка массового самозахвата сельскохозяйственных земель, во время которого нападавшие и обороняющиеся четко разделились по национальному признаку, грозит республике новым витком острого межэтнического противостояния.
Самозахваты начались в окрестностях Оша 7 ноября. «Около 1000 всадников киргизской национальности, - пишет Ferghana.ru, - произвели самозахват орошаемой земли, принадлежащей земледельцам узбекской национальности, с целью строительства индивидуального жилья». По одним данным, захватить земли пытались сразу в нескольких местах – в районе электроподстанции, областного ГАИ, ошского микрорайона «Западный», улицы Ахмедова, в районе «Жданов», а также в окрестностях микрорайона Тулейкен и на землях сельского округа Кызыл-Кыштак Кара-Сууйского района. Источники Deutsche Welle, однако, подтвердили только факт самозахвата земель в Кара-Сууйском районе, который и стал центром последующих событий.
Большинство захваченных участков принадлежали местным жителям, преимущественно узбекам из сел Ишкаван, Нариманской сельской управы, которым они были предоставлены в долгосрочную аренду сроком на 90 лет еще в 1993 г., когда на одного человека выделяли по 7 соток земли. На некоторых из них еще даже не был убран урожай, кое-где шел сбор хлопка. Самозахваты с самого начала подавались под знаком «национальных» выступлений: вдоль дороги, где располагались захваченные участки, были вывешены плакаты с фотографиями убитых во время июньских беспорядков киргизов.
Многие связывают самозахваты с возвращением из длительного отпуска мэра Оша Мелисбека Мырзакматова, известного своими националистическими заявлениями. Во время июньских событий он обещал жителям Алайского района, своего родного села Папан и села с. Кара-Кульджа передать в пользование дома узбеков, а также «узбекские» рынки, торговые точки, кафе, рестораны.
8-9 ноября ситуацию в основном удалось взять под контроль силами милиции и спецназа. После переговоров представителей областных властей с захватчиками милиция начала сгонять последних с полей. На ключевых участках автотрасс были выставлены блок-посты, чтобы не допустить проезда автомашин со строительными материалами. Самозахватчики в свою очередь создали «координационный штаб» для получения участков законным путем. Многие из них являются жителями Оша и окрестностей, не имеющими собственного жилья, часть из них потеряли жильё во время июньских беспорядков. Местные власти обещали рассмотреть их требования и, в случае если они обоснованы, выделить им участки земли.Временно конфликт удалось загасить, но когда и в каком месте он полыхнёт в следующий раз – неясно. За два последние десятилетия самозахваты земель стали своего рода традицией киргизского общества, сопровождая каждое очередное обострение политической обстановки в стране. Первая волна самозахватов прокатилась на рубеже 1980-1990-х гг., вторая – в период «тюльпановой» революции 2005 г., третья – весной 2010 года, после свержения президента К. Бакиева.
Интерес захватчиков вызывают сельскохозяйственные угодья, расположенные вокруг крупных городов, где есть работа. В Киргизии таких городов два – Бишкек на севере и Ош на юге. А поскольку свободных земель в их окрестностях практически нет, всякий раз самозахваты ведут к возникновению конфликтных ситуаций. Положение усугубляется тем, что исторически киргизы земледелием не занимались, и земли вокруг городов обрабатывались на юге узбеками, на севере – славянами.
Самой трагической была первая волна самозахватов. В апреле 1989 г., то есть ещё в Советском Союзе, в окрестностях Бишкека произошел самовольный захват пригородных земель не имевшей жилья киргизской молодежью, в котором участвовало до 30 тыс. человек. Стремясь не усугублять ситуацию, власти выделили всем, кто был признан нуждающимся в жилье, по 5 соток земли. Следствием этого стало заметное увеличение притока сельского киргизского населения в города. Довольно быстро возникло несколько объединений застройщиков, претендовавших на земли вокруг Бишкека и других городов. В Оше таким объединением стало общество “Ош-аймагы”, собравшее к середине мая 1990 г. более 7 тыс. заявлений о предоставлении земельных участков.
27 мая 1990 г. члены “Ош-аймагы” потребовали предоставить им для застройки земли пригородного колхоза им. Ленина, среди работников которого преобладали узбеки. В ответ узбеки выдвинули требования создания автономии и придания узбекскому языку статуса государственного. 4 июня на спорном поле собрались толпы узбеков и киргизов, для разгона которых милиция открыла огонь на поражение. После этого в Оше начались массовые погромы, поджоги и убийства узбеков. Беспорядки охватили г. Узген и сельские районы, большинство жителей которых составляли киргизы. В охваченные волнениями населенные пункты были введены части Советской армии, которые остановили беспорядки. В ошском конфликте 1990 г. были убиты около 3 тысяч человек.
Весной 2010 года горячей точкой Киргизии стало расположенное близ Бишкека село Маевка. 19 апреля пришедшие из Бишкека киргизы трижды пытались захватить принадлежащие жителям села (главным образом русским и туркам-месхетинцам) пахотные земли. В ходе беспорядков 5 человек были убиты, 9 – госпитализированы, ещё 28 обратились за медицинской помощью. На следующее утро были захвачены 730 гектаров принадлежащей местным крестьянам земли, а впоследствии площадь захваченных земель увеличилась до нескольких тысяч гектаров. Самозахватчики стали завозить на них стройматериалы и закладывать фундаменты будущих домов. В организации беспорядков подозревали сторонников бывшего президента К. Бакиева. В конце концов, поля удалось вернуть крестьянам, но посевы на них уже были уничтожены.
После июньских погромов, в которых погибли не менее двух тысяч человек, отношения между узбеками и киргизами на юге Киргизии остаются напряженными. По некоторым данным, молодые узбеки уходят в лагеря исламистов, чтобы отомстить киргизам с оружием в руках. Всё так же сильно здесь влияние сторонников Бакиева, в частности победившей на последних выборах партии «Ата Журт». Наконец, через Ош пролегает основной маршрут наркотрафика из Афганистана в Россию и Европу. Горючий материал большого конфликта готов.