Москва на этой неделе второй раз принимала представителя Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) в лице главного прокурора Сержа Браммерца. Его предшественница Карла дель Понте перед уходом с поста призналась, что у неё с Россией контакты не удались – в течение 8 лет своего мандата она пыталась посетить Москву, однако русские, жаловалась она, никогда не отказывали, но никогда и не приглашали, не называли точную дату её возможного приезда.
С. Браммерц встретился с заместителем министра иностранных дел России А.В.Яковенко и поучаствовал в международной научной конференции «Нюрнбергский процесс: исторические и правовые аспекты», которая организована Институтом всеобщей истории РАН, Институтом государства и права РАН и Московским государственным институтом международных отношений (МГИМО) МИД РФ.
Цель приезда высокого гостя вполне понятна: в ноябре в Совете Безопасности ООН будет обсуждаться вопрос о продлении мандата Трибунала, поэтому главный обвинитель информировал российскую сторону о ходе судебных процессов и о мерах, принимаемых Прокуратурой МТБЮ для скорейшего завершения текущих дел.С. Браммерцу нужны были веские аргументы для того, чтобы привлечь Москву на свою сторону, ведь известно, что Россия выступает за скорейшее завершение работы МТБЮ в соответствии с резолюциями СБ ООН и за перевод Трибунала в механизм остаточной компетенции. Более того, Москва полагает, что судопроизводство по ряду дел затягивается, а потому следует говорить не о продлении мандата, а о формах и механизмах закрытия МТБЮ.
За сухими строчками информации МИД РФ о вопросах, затронутых в переговорах с С.Браммерцем, скорее всего, стоит обсуждение поимки последнего «преступника» - генерала Ратка Младича. Этот вопрос особо болезненный для С. Браммерца.
Ещё вступая в должность в январе 2008 г., бельгиец С. Браммерц заявил, что абсолютным приоритетом МТБЮ является задача добиться ареста и препровождения в тюрьму в Гааге четырех остающихся на свободе лиц, в отношении которых МТБЮ издал обвинительные заключения. Одного из них – генерала Ратка Младича не удаётся найти и сегодня. Все свои балканские турне прокурор настойчиво посвящал решению этого вопроса. Белград, похоже, не знает, где скрывается генерал, но с такой же настойчивостью перед каждым приездом С. Браммерца развёртывает небывалую активность по поиску «преступника»: бойцы в масках и с оружием проводят публичные обыски в доме супруги генерала, в квартире сына, запугивают невестку и затем увольняют её с работы, забирают без санкции суда все деньги из дома сына и жены Р. Младича и даже соседа по улице с целью «перекрыть финансирование гаагского преступника». Полиция ведёт бесконечные обыски и допросы возможных сообщников, среди которых – известные журналисты, военные, соратники. Чтобы убедить Гаагу в своих серьёзных намерениях, полиция арестовывает «пособников» и «укрывателей» генерала, включая подростков, и держит их в тюрьме под следствием уже несколько лет. А вчера судье запретили выносить оправдательное заключение по их делу до приезда С. Браммерца в Белград.
Пиетет нынешних сербских властей к главному обвинителю МТБЮ связан с тем, что он ставит арест генерала условием для вступления Сербии в ЕС, настаивая на продолжении применения принципа обусловленности процесса евроинтеграции полным сотрудничеством Белграда с МТБЮ. А вступление в ЕС для Сербии – больной вопрос, который одновременно является вопросом и сохранения нынешней власти, и экономической стабилизации, и паритетности в европейских структурах.
Поскольку поиск генерала Ратка Младича на Балканах зашёл в тупик, власти Сербии давно намекают, что он скрывается в России, поэтому у С. Браммерца была потребность поставить этот вопрос перед российским МИДом, что он, вероятно, и сделал. Однако это вряд ли тот след, который может привести к успеху. А успех Браммерцу очень нужен - ведь речь идёт и о продлении полномочий МТБЮ, и о переизбрании его самого на новый срок.
Позиция России по вопросу продления деятельности Трибунала, хоть и медленно, но формируется. Скоро мы станем свидетелями подведения мрачных итогов работы МТБЮ: 66% из всех преследуемых Трибуналом – сербы, из 19 умерших во время следствия 16 – сербы. Из 27 арестованных глав государств, командующих, премьер-министров, вице премьер-министров, министров обороны и спикеров парламента 19 – сербы. Сербы были осуждены Трибуналом в общей сложности на 904 года тюрьмы, хорваты – на 171, мусульмане – на 39, косовские албанцы – на 19 лет, македонцы – на 12 лет.
Пока МТБЮ ещё действует, пока его материалы не похоронены в недоступных архивах, следовало бы компетентным международным органам обобщить необъективную деятельность Трибунала, потом требовать не просто его закрытия, но и оценки деятельности судей и прокуроров, а затем освобождения всех невинно осуждённых. Так что, на наш взгляд, С. Браммерцу следует подумать о том, какой приговор вынесет история самому Трибуналу, и в этом Россия ему, наверное, поможет.
__________
Елена ГУСЬКОВА - доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН.