Всем известно, что ради сближения с Евросоюзом, даже без четкой перспективы вступления в него, украинские власти готовы на все. Например, ради создания зоны свободной торговли с ЕС Киев категорически отказался от вступления в Таможенный союз (ТС). И это притом, что ежегодная выгода от членства в ТС составила бы, по словам Владимира Путина, более 9 млрд. долларов, а дополнительный рост экономики – 2%. Да и газ можно было бы, наконец, закупать по внутренним ценам России. Между тем зона свободной торговли с ЕС означает, прежде всего, убытки. И без того слабое сельское хозяйство может и вовсе зачахнуть, а последние очаги высокотехнологичных производств окончательно погаснут – Европе лишние конкуренты не нужны.
«ЕС – концепция бывших колониалистов»
Но не все в Европе смотрят на ЕС, словно на икону. Норвегия и Швейцария, которые, пожелай они того, уже давно могли бы быть в составе Союза, предпочитают держаться от него подальше. Они уверены, что быть вне ЕС для них гораздо лучше и полезнее. И это не пустые слова. Ведь ВВП на душу населения в этих двух странах составляет 55,2 и 50,0 тыс. долларов соответственно. Заметим, показатели гораздо более высокие, чем, к примеру, в Германии с 35 тыс. долларов на душу населения.
К тому же, что немаловажно, норвежцам и швейцарцам, в отличие от немцев, не приходится отрывать кусок от собственного рта, чтобы поддерживать на плаву набравших долгов, словно Бобик блох, ирландцев, португальцев и прочих греков.
Но еще более интересно, что противники вступления в ЕС появились и среди постсоциалистических стран.
На днях Еврокомиссия завершила переговоры с Хорватией и рекомендовала странам ЕС принять в члены Союза эту балканскую страну. Назначена и дата вступления – 1 июля 2013 года.
Можно только представить, какое ликование случилось бы в Украине, получи она такое приглашение. Как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать.
А вот хорваты радоваться не спешат. Скорее, наоборот. В обществе изо дня в день крепнут антиеэсовские настроения. Как писала в связи с завершением переговоров о вступлении местная газета «Jutarnji List», «Европейский союз – концепция бывших колониалистов. Их цель всё та же, что и в предыдущие столетия, – загнать всех в рабство без единого выстрела, но с помощью глобализации».
И это позиция не только отдельно взятой газеты. Социологические опросы показывают, что против вступления в ЕС выступают 65% хорватов, а поддерживают такой шаг всего лишь 23%. Остальные 12% участников опросов твердого мнения о ЕС пока не составили.
Аргументы хорватов
Почему же подавляющее большинство хорватов против членства в Евросоюзе?
Хорватия имеет большие запасы природных ресурсов (бокситы, марганец, уголь, нефть, газ, каолин), а также привлекательное с точки зрения туризма побережье Адриатического моря с множеством курортных островов. Сегодня эти блага вполне доступны местному населению. Но, по мнению граждан Хорватии, вместе со вступлением в ЕС в страну хлынут европейские инвесторы, которые скупят местные богатства. Таким образом, ее жители будут работать на европейских магнатов за низкую зарплату у себя же дома.
Хорваты опасаются, и не без обоснования, резкого повышения цен, а также введения для предпринимателей существенно завышенных европейских требований. В результате открыть бизнес станет сложнее, а конкуренция и налоговые ставки неминуемо возрастут.
Конечно, вступление в ЕС для многих привлекательно свободой передвижения по территории Союза, трудоустройства и получением качественного образования. Но для Хорватии эта проблема была решена еще на «досоюзном» этапе. Многие хорваты работают в Италии, Великобритании, Австрии, и при этом визы им не требуются. Аналогичная ситуация с образованием. Более того, в ряде местных университетов можно получить диплом, который признается в странах ЕС.
Наконец, еще один, казалось бы, не столь весомый фактор, который тем не менее обрушил рейтинг Евросоюза в глазах хорватов. Недавно печально известный Гаагский трибунал приговорил хорватских генералов Анте Готовину и Младена Маркача к 18 и 24 годам тюремного заключения. Генералов обвинили в геноциде сербов во время войны, вызванной распадом Югославии. Тогда в ходе операции «Шторм» из Сербской Краины хорватская армия изгнала примерно 200 тыс. местных сербов, при этом около тысячи сербов было убито.
В ЕС, как известно, приговоры трибунала всегда приветствуются. Но для хорватов эти генералы являются национальными героями, борцами за независимость. Примерно, как генерал Ратко Младич для сербов. Понятно, осуждение Готовины и Маркача вызвало гнев большинства хорватов, который обратился против ЕС. Сожжение флага Евросоюза превратилось в обязательный ритуал всех митингов и демонстраций, направленных против вступления в Союз.
Побаиваются хорваты также мигрантов, наплыв которых после вступления в ЕС, по их мнению, неизбежен. Причем брюссельские бюрократы заставят поить и кормить незваных гостей. А за примерами ходить далеко не приходится. Они видят, что происходит в соседней Италии, где одних только ливийцев уже перевалило за 20 тысяч.
Хорваты отличаются известной консервативностью своих ценностей: дружно ходят в костелы, подозрительно смотрят на «инородцев» и т.п. Вроде как галичане в Украине. Только вот выводы из своих воззрений те и другие делают совершенно разные. Хорваты не хотят окунуться в мир «постмодернизма», а галичане, наоборот, стремятся в объятия европейских геев, лесбиянок и развратных католических попов.
Кроме того, хорваты не уверены в будущем Европейского Союза. Одно дело, каким ЕС был в докризисное время, и совершенно иное, каким он стал в наши дни. Финансовые проблемы Греции, Ирландии и Португалии, грызня между остальными участниками ЕС по поводу доли каждого в помощи банкротам навевают не лучшие мысли в отношении евровалюты и т.н. «европейской солидарности». Теперь уже всем понятно, что пребывание в ЕС не гарантирует ни высоких зарплат, ни вилл на побережье. А вот хлопот и неприятностей не оберешься.
Да и еврозона катится к развалу. Известный экономист Нуриэль Рубини не раз и не два высказывался, что основой монетарного союза должен был послужить политический и фискальный союз, но движение к политическому объединению застопорилось, а налогоплательщики Германии и других ключевых стран еврозоны не согласятся обеспечивать долги стран периферийных. Поэтому на деле остается лишь один способ восстановить конкурентоспособность и экономический рост в периферийных странах: выйти из еврозоны, вернуться к национальным валютам, провести массированное номинальное и реальное обесценивание. Но зачем хорватам заниматься чужими бедами!?
Пятое колесо к национальной телеге?
Конечно, в Хорватии есть и сторонники Союза. Премьер-министр Ядранка Косор со своей правой партией Хорватский демократический союз, да и все остальные партии ратуют за вступление. Однако они не могут сделать это келейным образом. Для вступления нужно провести общенациональный референдум. Но, поскольку отрицательный результат подобного действа запрограммирован, власти будут тянуть с его проведением до последнего, надеясь на перелом в настроениях общества.
Только наступит ли перелом? Можно предположить, что по мере углубления в ЕС долгового кризиса, плавно перерастающего в кризис евро, число противников вступления в Союз будет только увеличиваться.
И вот здесь наступает весьма занимательный момент. Сейчас Брюссель заинтересован в Загребе гораздо больше, чем хорваты в ЕС. Хорваты прокатят ЕС на референдуме и будут жить как прежде. Или даже как когда-то их великий соотечественник Иосип Броз Тито: ни вашим ни нашим. Неприсоединение, словом. А вот Брюссель получит не просто щелчок по носу, но нечто вроде нокдауна. Ведь, если страна отказывается пополнить ряды ЕС, возникает вопрос: зачем и кому нужна организация, в которую не хотят идти?
Не исключено, что последствия отказа Хорватии от вступления окажутся для ЕС еще более серьезными, чем банкротство Греции или развал еврозоны. Ведь и в других странах, даже в Украине, люди могут подумать: а зачем, собственно, нам Евросоюз, этакое пятое колесо к национальной телеге?!