Решение Евросоюза о выделении Греции очередной порции помощи в 12 млрд. евро, как показали последние дни, никого в Европе особенно не успокоило. Ведь деньги эти, как и последующие, выделяются и будут выделяться для «поддержания штанов». При сохранении за Грецией долга в 150% ВВП экономика страны не заработает, а разрыв в социально-экономической плоскости с более удачливыми странами ЕС будет только возрастать. Долг надо уменьшить хотя бы в два раза. Однако при этом следует иметь в виду, что подобную «операцию» следует провести также в отношении Ирландии и Португалии. Общая сумма составит для европейских (главным образом, немецких) налогоплательщиков уже 500 млрд. евро. Согласятся ли граждане стран-доноров на подобный альтруизм!?
Да и сами граждане Греции, оказавшись в столь сложной ситуации, далеко не всегда ведут себя «чинно и благородно». Нет, я не о форме социальных протестов. Хотя поджоги и взрывы, чем занимаются анархисты, ни к чему хорошему не ведут. Я об экономическом поведении.
Греки, услышав, что 12 млрд. евро будут предоставлены, следовательно, зарплаты и пенсии также выплатят, обратились к опыту своих далеких предков – аргонавтов. Правда, за золотом в Колхиду они не отправились, зная, что о тамошнем драгметалле успел позаботиться Михо Саакашвили. Современные греки поступают не так, как Ясон и его друзья, – они ринулись в банки снимать вклады, обращая их сразу же в золото и драгоценности. Только за последние дни Греция лишилась на счетах 6 млрд. долларов - шести миллиардов из тех 12-ти, которые Афинам выделил Евросоюз. Если дело и дальше пойдёт так, денег не хватит даже на июль.
Немцы не верят ни в евро, ни в греков
По мере того, как ЕС под «руководящей ролью» Берлина принимает все новые и новые меры по спасению Греции и прочих аутсайдеров Союза от банкротства, в самой Германии растёт недовольство политикой правительства. Появились даже сравнения с предвоенными годами. Тогда западные страны «умиротворяли» Гитлера, пытаясь направить его военные усилия на Восток. Кончилось все это ошеломляющей катастрофой Франции в июне 1941 года и нокдауном Великобритании под Дюнкерком. Теперь уже Германия мощными подачками должникам стремится «умиротворить» финансовый кризис в ЕС и, как знать, какой «Дюнкерк» может со временем постигнуть Берлин. Особенно если учесть, что государственный долг ФРГ и без того превысил 2 триллиона (!) евро.
На фоне подобного развития событий немцы перестают верить в стабильность евро. Как свидетельствует июньский опрос общественного мнения, проведённый алленсбахским Институтом демоскопии IfD (Institut für Demoskopie Allensbach), в последние месяцы 2011 года доверие немецкого населения к евро основательно подорвано. По результатам опроса, 71% респондентов заявили, что степень их доверия к евро лежит в категориях «верю меньше [чем раньше]», «почти не верю» и даже «не верю вообще». Нашлось только 19% оптимистов, которые определили степень своего доверия как «большую» и «очень большую». Между тем ещё в апреле этого года количество скептиков не превышало 66%, а в 2008 году их было вообще меньше половины.
Кроме того, более половины граждан ФРГ откровенно сомневается в действенности многомиллиардных пакетов помощи странам-должникам. На вопрос «Верите ли вы в то, что общеевропейский фонд помощи стабилизирует евровалюту в отдалённой перспективе?» 68% респондентов ответили отрицательно. И только 15% верят, что фонд помощи стабилизирует евро. А пока суть да дело, немецкие домохозяйки, как отмечает местная пресса, спешат в банки, чтобы поменять с трудом накопленные 5-10 тысяч евро на швейцарские франки. Немки как бы намекают властям: либо возвращайтесь к марке, либо мы перейдем на франк и приведем Германию де-факто в состав Швейцарской Конфедерации.
Пока домохозяйки намекают, предприниматели действуют
Пока законопослушные немецкие домохозяйки намекают, предприниматели перешли к действиям. Фонд немецких семейных предприятий (Stiftung Familienunternehmen) в конце июня обратился к депутатам немецкого парламента с так называемой «Берлинской декларацией». Её подписали более 100 крупных немецких семейных предприятий, чей годовой оборот составляет 38 млрд. евро и где трудоустроены около 200 тыс. работников.
Как сообщила газета "Die Welt", предприниматели требуют кардинального изменения в пакте об общеевропейской валюте. «Выход и даже исключение из европейской валютной зоны для отдельных стран должны стать возможными… Правительство Германии, поддерживающее политику многомиллиардных фондов спасения, пошло по неверному пути», – говорится в декларации. Оно, правительство, должно отвечать за то, что с введением евро предельно допустимая граница государственной задолженности больше не сдерживалась. Оно содействовало потере независимости Европейского Центробанка.
Пакеты помощи Греции ознаменовали собой фактическую отмену статьи No-bail-out Лиссабонского договора, запрещающей решать финансовые проблемы одной страны ЕС за счёт денег налогоплательщиков из другой страны. «Европейский валютный союз с того времени превратился в союз по трансферу денег. И наибольшую нагрузку несёт Германия», – говорится в декларации, подписанной в том числе и знаменитым баден-вюртембергским предпринимателем Райнхольдом Вюртом, стоящем на 8-м месте в списке самых богатых немцев и на 132-м месте в мировом рейтинге богачей.
Брун-Хаген Хеннеркес, председатель фонда Deutschlands Familienunternehmer, выражая, по его словам, точку зрения многих предпринимателей, говорит, что для Греции был бы лучше «ужасный конец, нежели ужас без конца». «Немецкая экономика едва ли пострадает от распада еврозоны, она не будет сломлена», - говорит предприниматель, намекая тем самым, что на евро клин светом не сошелся. Сам Вюрт видит разворачивающийся вокруг евро сценарий тоже в чёрных красках: «Если Греция и другие страны-должники окажутся абсолютно неплатёжеспособными, это приведёт к краху и банкротству многих международных банков, что, в свою очередь, подорвёт мировую экономику.
Решать будет Конституционный суд ФРГ
Тем временем группа немецких ученых экономистов во главе с профессором Йоахимом Штарбатти из Тюбингенского университета сочла, что оказание финансовой помощи Греции и создание стабилизационных фондов для поддержки других стран еврозоны противоречит Основному закону страны и обратилась по этому поводу в Конституционный суд ФРГ.
Сбережения немцев оказались сейчас под угрозой из-за предпринимаемых в еврозоне мер по стабилизации евро, убежден профессор Штарбатти. По его словам, ЕЦБ пошел по чрезвычайно опасному пути, когда согласился скупать государственные облигации стран-должников. Ведь тем самым он начал печатать деньги для финансирования их задолженности. В перспективе это приведет к инфляции и к обесцениванию сбережений граждан, подчеркивает ученый.
Другим нарушением Основного закона ФРГ авторы иска считают саму процедуру выделения средств нуждающимся странам. По конституции Германии правом утверждать бюджетные расходы наделен бундестаг. Поэтому выделение любого очередного транша из европейского стабилизационного фонда должно предварительно одобряться парламентом.
Еще одним аргументом убежденных противников евро является очевидное нарушение одного из основополагающих принципов функционирования ЕС, который гласит, что Евросоюз не несет ответственности за финансовые обязательства своих членов. Утверждения европейских политиков, в том числе и министра финансов Германии Вольфганга Шойбле, будто страны ЕС оказывают Греции, Португалии и Ирландии помощь на добровольных началах, Йоахима Штарбатти не убеждают. «Если господин Шойбле решил добровольно внести собственные средства, то это его полное право», - говорит профессор. Однако перед тем как выделять государственные деньги, министр финансов Германии обязан испросить у немецких налогоплательщиков разрешения.
Теперь германская общественность, а также правительства стран-должников с нетерпением дожидаются осени, когда Конституционный суд огласит свой вердикт.
Пир во время чумы?
Однако есть в Евросоюзе один человек, которому по поводу греческих и прочих проблем унывать некогда, - это председатель Европейского Совета Херман ван Ромпёй. А все потому, что у предприимчивого фламандца «планов громадьё». Намедни, во время торжественного ужина с главами европейских государств и правительств, председатель поделился планами по строительству собственной резиденции под названием «Европа», которая обещает стать одним из самых дорогих архитектурных проектов в истории бюрократии ЕС.
Каждому из лидеров была вручена красочная брошюра с описанием здания, на строительство которого уже выделено 240 млн. евро. В этой связи можно вспомнить, что строительство одного из главных зданий Бундестага – «Мари-Элизабет-Людерс-Хаус» в Берлине обошлось немецким налогоплательщикам в значительно меньшую сумму - 192 млн. евро.
Как сообщает газета «Русская Германия», присутствовавшие на торжественном ужине европейские лидеры были «шокированы наполеоновскими планами» ван Ромпёя. Дэвид Кэмерон и Ангела Меркель в недоумении смотрели друг друга, будто бы спрашивая: «Что это всё значит?» – рассказал журналистам один из дипломатов.
Планы по строительству штаб-квартиры, в которой разместится сам ван Ромпёй и его администрация и где будут проходить рабочие заседания Европейского Совета, раскритиковал премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, обвинивший т. н. «президента ЕС» в расточительстве. «Когда видишь эту великолепную глянцевую брошюру о новом прекрасном здании для Европейского Совета, нельзя не возмутиться, – отметил глава британского правительства. – Просто спрашиваешь себя, понимают ли эти бюрократические организации, что в данный момент каждая страна и каждый политик стремятся к сокращению расходов».
Критика критикой, но строительство вот-вот начнется – деньги-то выделены! Новый комплекс будет построен в Европейском квартале Брюсселя возле зданий Европейской Комиссии и Европейского парламента. Строительство должно завершиться уже к концу 2013 года. Как говорится, кому кризис, а кому…
* * *
На днях японская газета "Modern Tokyo Times" писала: «Если войны НАТО пошли не так, как ожидалось, и альянс остался без каких-либо убедительных стратегических обоснований своего существования, то и Евросоюз находится в ничуть не менее плачевной ситуации. Оба столпа евроатлантической системы всё в большей степени демонстрируют свою нежизнеспособность, представляя собой поезд, летящий под откос…»