Внеочередной саммит ЕС 26-27 октября преподносился европейскими политиками как прорыв в деле спасения Греции и всей еврозоны, но не прошло и недели, как звуки фанфар уступили место хору скептиков и недовольных. Под напором острого общественного недовольства премьер-министр Г. Папандреу предложил провести всенародный референдум об экономическом курсе страны…
Фактически на референдум должны быть вынесены решения европейского саммита, и в европейских столицах восприняли это плохо. Правительство Германии пока что воздержалось от официальных комментариев, а министерство финансов охарактеризовало решение греческого премьера как внутриполитическое. Зато Райнер Брюдерле, возглавляющий парламентскую фракцию Свободной демократической партии Германии (младший партнер ХДС/ХСС по правящей коалиции), а до весны сего года – министр экономики Германии, в интервью радиостанции Deutschlandfunk выразил недовольство «странным поведением» Г. Папандреу. В случае проведения греками референдума, заявил Р. Брюдерле, Евросоюзу надлежит прекратить выделение денежной помощи Греции. Социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер, напротив, поддержал греческого премьера. Он считает, что социалист Г. Папандреу решился на «рискованный, но мужественный шаг», и призывает федеральное правительство оказать давление на консервативную оппозицию в греческом парламенте, которая добивается отставки правительства. ХСС в лице председателя союза Хорста Зеехофера, как всегда, решительно против выделения Греции помощи, предостерегая от превращения ЕС в «союз должников». Получая столь разнонаправленные сигналы со стороны немецкой политической элиты, Ангела Меркель будет согласовывать свою позицию с прочими лидерами ЕС, в первую очередь – президентом Франции. Франция и Германия являются крупнейшими кредиторами Греции: соответственно 56,3 и 34,2 млрд. евро из 340-миллиардной греческой задолженности. При этом в структуре французских кредитов основная часть долговых обязательств приходится на банковский сектор (более 70%), а немецких – на государственные займы (около 2/3). Таким образом, по объему предоставленных государственных кредитов Германия – главный кредитор греческого правительства.
«Можно ли теперь доверять премьер-министру Греции?» – таким риторическим вопросом задается немецкая газета Handelsblatt(1). Должно быть, аналогичный вопрос задают себе и жители Греции: в 2009 г. они голосовали за человека, который обещал социально ориентированную политику, а теперь он вновь согласился на сокращение бюджетных расходов в обмен на очередной кредитный транш от Евросоюза. Греческая программа экономии включает сокращение зарплат и пенсий, массовые увольнения в так называемый «рабочий резерв» в условиях, когда уровень безработицы составляет 18% трудоспособного населения (данные Евростата на июль). Естественным следствием тяжелейшего кризиса стало падение популярности правительства. По опросам, проведенным месяц назад, правительством Греции недовольны 92% населения, а 85% считают, что страна движется по неверному пути. Без энтузиазма отнеслись греки и к решениям, принятым на саммите ЕС: менее 13% рады списанию долга (2). Кроме предстоящих мер по экономии бюджетных расходов, греков беспокоит сугубо финансовое наполнение решений саммита при отсутствии экономической составляющей. Необходимость стимулирования экономического роста очевидна, но экономисты прогнозируют положительную динамику ВВП не ранее 2013 г. Дополнительным раздражающим фактором стало учреждение постоянной комиссии Евросоюза для контроля за выполнением бюджетной программы, что в Греции ощущают как частичную утерю суверенитета.
26 октября, выступая в германском бундестаге с правительственным заявлением в связи с предстоящим саммитом, Ангела Меркель высказалась вполне определенно: «Нам предстоит еще в течение некоторого времени сопровождать Грецию. Я думаю, недостаточно того, чтобы каждые три месяца тройка приходила и снова уходила. Было бы желательно, чтобы в Греции имел место постоянный контроль» (3). Как известно, в состав «тройки» входят представители Европейского Центрального банка, Международного валютного фонда и Еврокомиссии. В своем выступлении А. Меркель специально отметила, что представительство Еврокомиссии возглавляет немец Хорст Райхенбах. Это высокопоставленный чиновник, который в течение 36 лет работает на различных должностях в европейском бюрократическом аппарате. По словам канцлера, команда Х. Райхенбаха работает над улучшением предпосылок для инвестирования в Греции. Упомянула А.Меркель и о визите в Грецию делегации федерального министра экономики Филиппа Рёслера (6 октября 2011 г.). Между тем накануне отъезда в Афины Ф. Рёслер дал интервью газете Handelsblatt, в котором весьма нелицеприятно отозвался об инвестиционном климате в Греции: «От Афин не стоит ждать никаких чудес. Греции необходимы глубокие перемены, которые смогут улучшить инвестиционный климат». Немецкий министр открыто сказал о разочаровании немецких инвесторов, их недовольстве необязательностью, отсутствием правовых гарантий и слишком долгой процедурой согласований. Одной из важных проблем остается коррупция. Как пишет немецкая пресса, в Греции нельзя вести дела без взяток; по данным Transparency International, ежегодная сумма взяток в расчете на каждого жителя Греции составляет 1,356 евро (2009 г.). Sueddeutsche Zeitung недавно писала: «Как только в Германии обнаруживаются международные коррупционные связи, следы ведут в Афины. От Siemensдо MAN, от Daimlerи теперь до Ferrostaal AG, которая совместно с верфью HDW и дочерней фирмой стального гиганта Thyssen Krupp экспортировала в Грецию подводные лодки» (4). Безусловно, журналисты сгустили краски: громкий скандал вокруг концерна Siemens касался взяток не только в Греции, но еще и в России, и в Нигерии. Тем не менее такого рода статьи характеризуют и отчасти формируют отношение немцев к проблеме долгового кризиса в Греции и в других странах европейского юга. Сама Ангела Меркель на съезде ХДС (май с.г.) порекомендовала грекам, испанцам и португальцам, чтобы они «чуточку напряглись». А в ходе последнего саммита в Брюсселе А. Меркель и Н. Саркози позволили себе небрежные высказывания в адрес Италии, возмутившие политиков на Апеннинах.
Каковы же практические предложения немецкой стороны греческим партнерам в области экономического сотрудничества? Министр экономики Ф. Рёслер предложил помощь в повышении эффективности управленческих структур. Министр финансов В.Шойбле поддерживает идею активного привлечения немецких фирм к развитию солнечной энергетики в Греции. Поэтому в составе немецкой экономической делегации, сопровождавшей Ф. Рёслера, было много представителей таких фирм. Со своей стороны, бизнесмены заявили о готовности инвестировать в крупные проекты лишь при условии финансирования со стороны ЕС. По словам руководителя компании Solarworld, греческое правительство должно предоставить земельные участки для установки солнечных батарей и разрешить проблемы с «бюрократическими пробками». Немецкий предприниматель полагает возможным установить к 2020 г. мощностей на 10 Гвт (в самой Германии к началу 2010 г. было установлено 9,9 Гвт) с тем, чтобы четверть вырабатываемой электроэнергии стала экспортироваться. Нельзя обойти вниманием вопрос эффективности мощностей: по статистике возобновляемой энергетики в Германии, на долю солнечных батарей приходится 21% установленных мощностей, а их доля в производстве электричества составляет лишь 7%, не говоря уже о том, что себестоимость такого электричества в разы превышает себестоимость электроэнергии, выработанной на традиционных электростанциях. Впрочем, климатические условия Греции существенно благоприятнее для использования солнечных батарей. С точки зрения российских интересов бурное развитие солнечной энергетики в Греции, скорее, невыгодно, поскольку представляет собой известную альтернативу российским проектам. По уровню зависимости от импорта энергоносителей Греция находится на 9 месте в ЕС (в 2008 г. 73% (5)), поэтому греки заинтересованы в развитии энергетического сотрудничества с Россией, в частности в строительстве газопровода «Южный поток». В состав делегации Ф. Рёслера входили представители немецкой компании E.Оn Ruhrgas, которая является акционером строительства Трансадриатического газопровода (поставки азербайджанского газа через Грецию в Италию). Однако греческая сторона предпочитает последнему проекту газопровод ITGI: об этом в конце октября заявил министр энергетики Греции Георгиос Папаконстантину, побывавший с визитом в Азербайджане. Предполагается, что по ITGI с 2017 г. можно начать транспортировать природный газ из азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» в Болгарию, Грецию и Италию (соответственно 1,1 и 8 млрд. кубометров). Поскольку данный проект ориентирован на ту же сырьевую базу, что и «Набукко» (который через Грецию не потянут), это предложение в принципе отвечает интересам российского Газпрома.
Предложения немецкой стороны, как видим, не сулят Греции заманчивых перспектив. К тому же и рядовые немцы отнюдь не в восторге от «прорывных» решений саммита Евросоюза. Согласно опросу, проведенному на следующий день после завершения саммита, 2/3 немцев не верили в то, что эти решения будут способствовать разрешению кризиса евро (6). И, как показывают последние события, оказались совершенно правы. А в Южной Европе отмечается всплеск интереса к изучению немецкого языка: молодежь надеется работать в Германии, не ожидая для себя перспектив на родине, где безработица среди молодежи зашкаливает до 40% (!). Молодые люди тоже по-своему правы.
____________________________
(1) http://www.handelsblatt.com/politik/international/stunde-null-in-athen/…
(2) http://ria.ru/world/20111029/474473089.html
(3) http://www.bundesregierung.de/nn_774/Content/DE/Regierungserklaerung/20…
(4) Klaus Ott, Tasos Telloglou. Schöner wohnen mit deutschem Schmiergeld? // Sueddeutsche Zeitung. 20.06.2011.
(5) Energy, transport and environment indicators. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011.
(6) http://wahltool.zdf.de/Politbarometer/mediathekflash.shtml?2011_10_28