В условиях бурно меняющейся международной обстановки США постоянно корректируют свои стратегии в отношении других держав. Россия не исключение. Даже на фоне финансового кризиса, роста политического самосознания в странах Латинской Америки, восхождения Китая, а также под бременем двух войн (в Афганистане и Ираке) к России у американских стратегов остаётся особый интерес. Об этом говорит активность всевозможных «фабрик мысли» за океаном.
Два аналитических центра консервативного направления – Белферский центр по науке и международным отношениям Гарвардского университета и базирующийся в Вашингтоне Центр за национальный интерес выпустили на днях совместный доклад «Россия и национальные интересы США» (Russia and U.S. National Interests. Why Should Americans Care? Task Force on Russia and U.S. National Interests Report), где рассмотрели основные тенденции политики США на российском направлении и сформулировали свои рекомендации.
Среди известных авторов доклада – бывший посол США в России Джеймс Коллинз, с 2007 г. возглавляющий программу по России и Евразии Фонда Карнеги, а также видный американский дипломат, пользующийся репутацией интеллектуала, Залман Халилзад, перу которого, между прочим, принадлежит книга с интригующим названием: «Боевые операции ВВС США на российской территории в ближайшие 15 лет».
В предисловии к докладу авторы выражают уверенность, что Россия должна остаться в списке высших приоритетов внешней политики США, так как «дирижирование ею (в оригинале – conduct) может иметь чрезвычайные последствия для жизненно важных интересов США, к числу каковых относятся: 1) ядерное оружие; 2) программа нераспространения; 3) контртерроризм; 4) геополитика, включая управление новой ролью Китая в качестве глобальной силы; 5) Афганистан; 6) энергия; 7) международные финансы в формате Большой Восьмерки и Большой Двадцатки; 8) стратегическая география» (1).
Авторы рекомендуют правительству США предпринять в отношении России ряд действий. Среди них:
- вовлечение в процесс создания дорожной карты для выработки стандартов безопасности всех видов оружия, оружейного плутония и обогащенного урана, а также подписание нового соглашения, согласно которому стратегические ядерные боеголовки должны быть сокращены до 1000 шт.;
- оказание давления на Россию по вопросам условий для инвестиций в энергетическом секторе;
- вовлечение России в процесс оказания давления на Пакистан в деле поддержки боевиков;
- совместная работа с Евросоюзом для давления на Россию по переговорному процессу с Грузией, в том числе в вопросах членства в ВТО;
- выработка Конгрессом США нового законодательства по коррупции в России и нарушениям прав человека (упоминается «дело Магнитского»);
- поддержка демократических и рыночных реформ в России, которые не обязательно должны быть выдержаны в американском стиле.
Авторы доклада предостерегают от иллюзий: Москва, пишут они, может не только идти путём демократии, но и испытывать неоимперские амбиции. Отмечены в докладе и интересы России по воссозданию её влияния на территории бывшего Советского Союза.
Несмотря на мягкий тон документа, рекомендующего не очень сильно давить на Москву по одним вопросам, по другим вырабатывать консенсус, а по третьим привлекать РФ к совместным проектам (например, в создании новой архитектуры европейской безопасности), суть его остаётся жёсткой. Почему-то продажа Россией вооружений и технологий Китаю авторами доклада названа «дестабилизирующей», хотя США сами являются мировым лидером по продажам оружия, которое распространяется и используется по всему миру. Так, согласно недавнему заявлению начальника уголовного подразделения Министерства юстиции США Ленни Бреуера, примерно 65% всего оружия, изъятого у мексиканской наркомафии за последние пять лет в ходе спецопераций, были приобретены на американских арсеналах и поставлены затем в Мексику из Соединенных Штатов.
В энергетической политике одним из пунктов значится укрепление безопасности в Центральной Азии и Каспийском регионе. При этом проект «Набукко», лоббируемый Вашингтоном, идет вразрез с интересами России, а также Ирана, хотя первоначальный план подразумевал проведение трубопровода через территорию этой страны. Просматривается стремление США установить контроль за нефте- и газопотоком в Китай, который жизненно заинтересован в бесперебойных поставках энергоресурсов в больших объёмах.
В свете глобальной стратегии администрации Обамы «дипломатия – развитие - оборона» (три столпа национальной безопасности США (2)) и курса на использование smart power («умной силы») нетрудно догадаться, как именно будет воплощаться в жизнь политика США по отношению к России. Если дипломатия – то превентивная, если развитие – то в интересах финансово-олигархических кланов США, Всемирного банка и Международного валютного фонда, а если оборона – то с ориентацией на достижение «полного спектра доминирования» (читай: глобального господства) (3).
Из поля зрения американских стратегов и аналитиков не ускользнул и проект создания Евразийского союза. Большинство из них отреагировало вполне традиционно, ограничившись обвинением Кремля в попытках воссоздания СССР, но были и более трезвые оценки. Интересно мнение, высказанное экспертом разведывательно-аналитического центра Stratfor Лореном Гудричем в статье под названием "Russia: Rebuilding Empire While it Can" (31.10. 2011) (4).
Насчет искренности США в отношении так называемой "перезагрузки" отношений с Россией, пишет Л.Гудрич, есть сомнения. По его мнению, Вашингтон лишь хотел создать условия для управления ситуациями, связанными с Афганистаном и Ираном, что вполне удалось, так как Россия стала оказывать помощь в транспортировке грузов в Афганистан и отказалась от поставки С-300 Ирану. Автор не скрывает, что русское могущество на всей территории Евразии является прямой угрозой способности США сохранить свое влияние в мире. Однако для нынешней РФ распространение влияния за пределы своих границ - единственная возможность обезопасить свою территорию. Поэтому Россия будет снова заниматься имперостроительством, как это было на протяжении всей ее истории.
После распада СССР, пишет Л. Гудрич, Соединённые Штаты начали посягать на российскую территорию. Это проявилось во многом: "Вашингтон помог большинству государств Центральной Европы и бывших советских стран Балтии вступить в НАТО и Европейский Союз; поддерживал прозападные «цветные революции» в Украине, Грузии и Кыргызстане; создавал военные базы в Центральной Азии, а также объявил о планах размещения баллистических установок ПРО в Центральной Европе". Так что переход России к политике новых отношений со своими соседями с созданием в перспективе Евразийского союза является для Москвы единственной правильной стратегией.
Л.Гудрич прямо говорит о том, что создание новой версии русской империи в сочетании с консолидацией влияния США на ее периферии, скорее всего, вызовет новые конфликты между Москвой и Вашингтоном. "Ближайшие несколько лет, - утверждает аналитик Stratfor, - вероятно, станут последним великим моментом в истории России, который будет отмечен возвращением страны к статусу региональной империи и новой конфронтацией с её старым противником, Соединенными Штатами Америки".
Примечания
(1) Russia and U.S. National Interests. Why Should Americans Care? Task Force on Russia and U.S. National Interests Report. Belfer Center, Center for National Interest. Oct. 2011. P. 2.
(2) Forging a 21st Century Diplomatic Service for the United States through Professional Education and Training. Stimson Center, The American Academy of Diplomacy. Washington. Feb. 2011. P. 16
(3) Энгдаль У. Полный спектр доминирования: Тоталитарная демократия в Новом мировом порядке. СПб: Война и мир, 2010.
(4) Lauren Goodrich. Russia: Rebuilding an Empire While It Can. // Stratfor. October 31, 2011. Перевод на русский: «Россия: восстановление империи по возможности». см.: http://www.geopolitica.ru/Articles/1315/