Инициативы по интеграции постсоветских государств, которыми оказался богат 2011 год, требуют сформулировать свою позицию по отношению к этому процессу и от Узбекистана - первой по населению и второй по размеру экономики страны Центральной Азии. Полностью отказываться от выгод участия в интеграционных проектах Ташкент не хочет, но и к перспективе появления в СНГ работоспособных надгосударственных структур узбекские власти относятся пока прохладно.
4 октября В. Путин опубликовал в «Известиях» программную статью о перспективах создания Евразийского союза. Вслед за ним с аналогичными публикациями выступили президенты Белоруссии и Казахстана. 18 октября 8 из 11 стран СНГ - Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан - на саммите в Санкт-Петербурге подписали договор о создании Зоны свободной торговли. Стержень постсоветской интеграции – Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, к которому в октябре присоединилась Киргизия, в скором будущем должен трансформироваться в Единое экономическое пространство. В случае успешной реализации этого проекта на его базе может быть создан Евразийский союз, в рамках которого возможно введение единой валюты с единым эмиссионным центром.
Узбекистан наряду с Украиной относится к числу крупных «неприсоединившихся» стран СНГ. На позицию официального Ташкента влияют два ключевых фактора. С одной стороны, выгода от снятия таможенных барьеров, резкого расширения внешних рынков и повышения темпов экономического роста несомненна. С другой стороны, присоединение к интеграционным объединениям с надгосударственными структурами входит в противоречие с официальным курсом Ташкента на борьбу с наследием «тоталитарного прошлого». От активного участия в интеграционных проектах Узбекистан пока воздерживается, не пожелав войти ни в Таможенный союз, ни в Зону свободной торговли государств СНГ.
Выступая 12 октября на торжественном собрании, посвященном 19-летию принятия конституции, президент Узбекистана И. Каримов отметил, что интеграционные процессы сегодня имеют огромное значение, но «различные межгосударственные объединения», по его словам, могут выйти «за рамки экономических интересов» и приобрести «политическую окраску и содержание», что «может негативно повлиять на уже установившиеся связи и сотрудничество членов объединения с другими внешними партнерами, развитие интеграционных процессов с третьими странами».
20 декабря И. Каримов принял участие в неформальной встрече глав государств СНГ в Москве, где выступил с заявлением в поддержку евразийской интеграции. «Несмотря на имеющиеся проблемы в интеграционном развитии, у СНГ есть будущее, - цитирует его выступление РИА «Новости». - Оно должно играть роль координатора нашего многопланового взаимодействия, а также оставаться платформой или форумом для прямого общения, поддержания регулярного межгосударственного диалога». Евразийская интеграция, по его словам, «это наше будущее, это тот путь, то направление, по которому все должны двигаться», а польза от СНГ несомненна, так как Евразийский союз является его естественным и закономерным развитием. Однако в сообщении узбекского национального информагентства «УзА», опубликованном 21 декабря, выступление президента было изложено почему-то иначе. В нем ничего не сказано о том, что евразийская интеграция является будущим, к которому все должны стремиться, а главными плюсами существования СНГ назван «безболезненный демонтаж отжившей системы» и практические взаимодействия в сфере экономики, безопасности коммуникационных, транспортных, гуманитарных связей. При этом решение о членстве в новых интеграционных объединениях Узбекистан будет принимать «на основе долгосрочных национальных интересов».
Аналогично выглядит и позиция Узбекистана по отношению к ОДКБ. На последнем саммите организации, состоявшемся в Москве 20 декабря, И. Каримов заявил, что заключенный в 1992 г. договор о коллективной безопасности «достойно выполняет свою главную функцию инструмента, обеспечивающего поддержание суверенитета участвующих в нем государств». Позитивную оценку президента получило и современное развитие ОДКБ, включая такие направления ее деятельности, как борьба с терроризмом, наркотрафиком, транснациональной преступностью, чрезвычайными ситуациями и т.п. Однако к более тесной интеграции в рамках ОДКБ Узбекистан относится настороженно. В неформальном саммите ОДКБ, который прошел 12 августа в Астане, И. Каримов не участвовал, в связи с чем президент Белоруссии А. Лукашенко предложил главам государств ОДКБ принять решение по вопросу о дальнейшем пребывании Узбекистана в составе организации. Москва предпочла ситуацию не обострять, и секретарь ОДКБ Н. Бордюжа заявил, что саммит является неформальным, поэтому президенты сами могут принимать решение, участвовать в нем или нет. Однако проблема членства Узбекистан в ОДКБ остаётся. В 1999-2006 гг. Ташкент уже выходил из состава организации, и перспективы его дальнейшего участия в ней пока неясны.
Положение осложняется тем, что Россия намерена реформировать ОДКБ, сделав ее более эффективной. Одно из главных нововведений – отмена процедуры принятия решений с согласия всех членов организации (принцип консенсуса), которую планируется заменить принципом большинства. Поскольку же Ташкент по многим вопросам имеет «особую позицию», такая процедура его не устраивает. К тому же у Узбекистана сложились непростые отношения с большинством соседей, прежде всего – с Киргизией и Таджикистаном. Конфликт с Таджикистаном развивается уже несколько лет и периодически выливается в его транспортную блокаду со стороны Узбекистана. В декабре с/г после случившейся месяц назад перестрелки, в которой был убит узбекский пограничник, Узбекистан стянул на границу с Таджикистаном танки и артиллерию, что вызвало панику среди жителей приграничных районов Согдийской области. Если решения в ОДКБ будут приниматься большинством голосов, Узбекистан может оказаться в меньшинстве. Если же Ташкент покинет ОДКБ, ситуация для него может стать еще более сложной. В этом случае конфликт с Таджикистаном или Киргизией, согласно 4-й статье Договора о коллективной безопасности 1992 г., будет рассматриваться как конфликт со всеми участниками ОДКБ.
Процесс реформирования ОДКБ уже начался. На последнем саммите организации в Москве было решено, что для размещения иностранных военных баз на территории стран ОДКБ необходимо получить согласие всех членов организации. Причем в Киргизии сегодня находится крупная авиабаза США в аэропорту Манас, а в Узбекистане – база германских ВВС, которые используются для поддержки операций НАТО в Афганистане. Превращение ОДКБ в полноценный военный блок неизбежно поставит Узбекистан перед необходимостью серьёзного геополитического выбора.