Евразийская интеграция и Узбекистан

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Инициативы по интеграции постсоветских государств, которыми оказался богат 2011 год,  требуют сформулировать свою позицию по отношению к этому процессу и от Узбекистана - первой по населению и второй по размеру экономики страны Центральной Азии. Полностью отказываться от выгод участия в интеграционных проектах Ташкент не хочет, но и к перспективе появления в СНГ работоспособных надгосударственных структур узбекские власти относятся пока прохладно.

4 октября В. Путин опубликовал в «Известиях» программную статью о перспективах создания Евразийского союза. Вслед за ним с аналогичными публикациями выступили президенты Белоруссии и Казахстана. 18 октября 8 из 11 стран СНГ - Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан -  на саммите в Санкт-Петербурге подписали договор о создании Зоны свободной торговли. Стержень постсоветской интеграции – Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, к которому в октябре присоединилась Киргизия, в скором будущем должен трансформироваться в Единое экономическое пространство. В случае успешной реализации этого проекта на его базе может быть создан Евразийский союз, в рамках которого возможно введение единой валюты с единым эмиссионным центром.

Узбекистан наряду с Украиной относится к числу крупных «неприсоединившихся» стран СНГ. На позицию официального Ташкента влияют два ключевых фактора. С одной стороны, выгода от снятия таможенных барьеров, резкого расширения внешних рынков и повышения темпов экономического роста несомненна. С другой стороны, присоединение к интеграционным объединениям с надгосударственными структурами входит в противоречие с официальным курсом Ташкента на борьбу с наследием «тоталитарного прошлого». От активного участия в интеграционных проектах Узбекистан пока воздерживается, не пожелав войти ни в Таможенный союз, ни в Зону свободной торговли государств СНГ.

Выступая 12 октября на торжественном собрании, посвященном 19-летию принятия конституции, президент Узбекистана И. Каримов отметил, что интеграционные процессы сегодня имеют огромное значение, но «различные межгосударственные объединения», по его словам, могут выйти «за рамки экономических интересов» и приобрести «политическую окраску и содержание», что «может негативно повлиять на уже установившиеся связи и сотрудничество членов объединения с другими внешними партнерами, развитие интеграционных процессов с третьими странами». 

20 декабря И. Каримов принял участие в неформальной встрече глав государств СНГ в Москве, где выступил с заявлением в поддержку евразийской интеграции. «Несмотря на имеющиеся проблемы в интеграционном развитии, у СНГ есть будущее, - цитирует его выступление РИА «Новости». - Оно должно играть роль координатора нашего многопланового взаимодействия, а также оставаться платформой или форумом для прямого общения, поддержания регулярного межгосударственного диалога». Евразийская интеграция, по его словам, «это наше будущее, это тот путь, то направление, по которому все должны двигаться», а польза от СНГ несомненна, так как Евразийский союз является его естественным и закономерным развитием. Однако в сообщении узбекского национального информагентства «УзА», опубликованном 21 декабря, выступление президента было изложено почему-то иначе. В нем ничего не сказано о том, что евразийская интеграция является будущим, к которому все должны стремиться, а главными плюсами существования СНГ назван «безболезненный демонтаж отжившей системы» и практические взаимодействия в сфере экономики, безопасности коммуникационных, транспортных, гуманитарных связей. При этом решение о членстве в новых интеграционных объединениях Узбекистан будет принимать «на основе долгосрочных национальных интересов». 

Аналогично выглядит и позиция Узбекистана по отношению к ОДКБ. На последнем саммите организации, состоявшемся в Москве 20 декабря, И. Каримов заявил, что заключенный в 1992 г. договор о коллективной безопасности «достойно выполняет свою главную функцию инструмента, обеспечивающего поддержание суверенитета участвующих в нем государств». Позитивную оценку президента получило и современное развитие ОДКБ, включая такие направления ее деятельности, как борьба с терроризмом, наркотрафиком, транснациональной преступностью, чрезвычайными ситуациями и т.п. Однако к более тесной интеграции в рамках ОДКБ Узбекистан относится настороженно. В неформальном саммите ОДКБ, который прошел 12 августа в Астане, И. Каримов не участвовал, в связи с чем президент Белоруссии А. Лукашенко предложил главам государств ОДКБ принять решение по вопросу о дальнейшем пребывании Узбекистана в составе организации. Москва предпочла ситуацию не обострять, и секретарь ОДКБ Н. Бордюжа заявил, что саммит является неформальным, поэтому президенты сами могут принимать решение, участвовать в нем или нет. Однако проблема членства  Узбекистан в ОДКБ остаётся. В 1999-2006 гг. Ташкент уже выходил из состава организации, и перспективы его дальнейшего участия в ней пока неясны.

Положение осложняется тем, что Россия намерена реформировать ОДКБ, сделав ее более эффективной. Одно из главных нововведений – отмена процедуры принятия решений с согласия всех членов организации (принцип консенсуса), которую планируется заменить принципом большинства. Поскольку же Ташкент по многим вопросам имеет «особую позицию», такая процедура его не устраивает. К тому же у Узбекистана сложились непростые отношения с большинством соседей,  прежде всего – с Киргизией и Таджикистаном. Конфликт с Таджикистаном развивается уже несколько лет и периодически выливается в его транспортную блокаду со стороны Узбекистана. В декабре с/г после случившейся месяц назад перестрелки, в которой был убит узбекский пограничник, Узбекистан стянул на границу с Таджикистаном танки и артиллерию, что вызвало панику среди жителей приграничных районов Согдийской области. Если решения в ОДКБ будут приниматься большинством голосов, Узбекистан может оказаться в меньшинстве. Если же Ташкент покинет ОДКБ, ситуация для него может стать еще более сложной. В этом случае конфликт с Таджикистаном или Киргизией, согласно 4-й статье Договора о коллективной безопасности 1992 г., будет рассматриваться как конфликт со всеми участниками ОДКБ.

Процесс реформирования ОДКБ уже начался. На последнем саммите организации в Москве было решено, что для размещения иностранных военных баз на территории стран ОДКБ необходимо получить согласие всех членов организации. Причем в Киргизии сегодня находится крупная авиабаза США в аэропорту Манас, а в Узбекистане – база германских ВВС, которые используются для поддержки операций НАТО в Афганистане. Превращение ОДКБ в полноценный военный блок неизбежно поставит Узбекистан перед необходимостью серьёзного геополитического выбора.