Киргизия имеет шанс превратиться в «горячую точку» российско-американских отношений. Выступление посла США в России М. Макфола, обвинившего Москву в том, что она «подкупила Киргизию», чтобы та «вышвырнула» американских военных с авиабазы в бишкекском аэропорту «Манас», встретило жёсткий отпор - последовало заявление МИД России, в котором американскому дипломату было указано со всей определённостью на его непрофессионализм.
Соединенные Штаты, по словам Макфола, тоже «предложили взятку (Киргизии), но в десять раз меньше». В итоге проблему пребывания американцев в бишкекском аэропорту удалось урегулировать только после «отдельных переговоров» президентов России и США.
«В МИД России с крайним недоумением восприняли высказывания посла США, - говорится в заявлении МИД РФ от 28 мая. - Прозвучавшие оценки взаимодействия России и США по форме выходят далеко за грань дипломатического этикета, а по сути представляют собой преднамеренное искажение ряда аспектов российско-американского диалога». Руководство РФ никогда не использовало понятие «сфер влияния», укоренившееся у американцев в практической политике, в том числе и в отношении Киргизии, а говорит лишь о странах, с которыми Россию связывают взаимные привилегированные интересы. Что касается взяток, то послу США, отмечается в заявлении МИД РФ, виднее, кому и какие взятки давал Вашингтон.
Вопрос о присутствии базы США на территории Киргизии МИД РФ прокомментировал отдельно. Администрация Буша-младшего десять лет назад обещала, что база в «Манасе» будет задействована на год-два. «Понимаем, что у власти в Вашингтоне уже другая администрация, - говорится в заявлении, - но это не снимает проблему предсказуемости и транспарентности американских действий в Центральной Азии. Посол должен быть в состоянии как минимум объяснить расхождение между словом и делом». Российский МИД отверг и домыслы М. Макфола об «увязках», которые якобы предлагает Россия при обсуждении острых международных проблем. Среди упомянутых послом США «увязок» – предложение разменять «Иран на Грузию», а «права человека в России – на Северную Корею». «Принципиальные вопросы, - утверждается в заявлении, - включая нераспространение ядерного оружия, являются безусловным приоритетом и не подлежат никакому торгу».
Отношение российского руководства к военному присутствию американцев в Центральной Азии стало меняться со второй половине 2000-х гг., когда стало совершенно ясно, что базы нужны Соединённым Штатам отнюдь не только для обеспечения военной кампании в Афганистане, что ослаблять свою хватку на «мягком подбрюшье» России американцы не спешат. После того как в 2005 г. они были вынуждены покинуть узбекский Ханабад, «Манас» остался единственной крупной авиабазой США в Центральной Азии. К концу правления К. Бакиева (2005-2010 гг.) своего отрицательного отношения к сохранению этой базы Москва не скрывала, неоднократно призывая определить сроки её эвакуации.
В феврале 2009 г. Россия пообещала Киргизии выделить безвозмездную помощь в размере 150 млн. долл., льготный кредит в размере 300 млн. долл. и еще один кредит в сумме 1,7 млрд. долл. на строительство одной из крупнейших в регионе Камбаратинской ГЭС-1. По мнению аналитиков, одновременно с предоставлением кредитов предполагалось, что функционирование базы США в «Манасе» будет прекращено. Однако Бишкек, получив два первых кредита, решил сохранить американскую военную базу, переименовал ее в «Центр транзитных перевозок» и начал получать за это от американцев почти в три раза большую арендную плату – 60 млн. долл. в год (надо полагать, это и было, пользуясь лексикой Макфола, «американской взяткой»).
В апреле 2010 г. режим К. Бакиева пал. Пришедшее к власти временное правительство Киргизии во главе с Р. Отунбаевой выводить американскую базу также не торопилось. В октябре 2010 г. новое руководство республики договорилось с Вашингтоном продлить пребывание базы еще как минимум на три года. Одновременно вскоре после «второй киргизской революции» выяснилось, что часть денег первых двух российских кредитов, полученных Киргизией, бесследно пропали с банковских счетов, а Киргизии теперь приходится платить по ним проценты.
В то же время вопрос о военном присутствии американцев в аэропорту «Манас» до сих пор не решен. Президент Киргизии А. Атамбаев в ходе предвыборной кампании в августе 2011 года заявил, что американские военные должны покинуть Киргизию в 2014 г. Затем, во время визита в Турцию в январе 2012 года, А. Атамбаев изменил свою позицию, заявив, что базу в «Манасе» ликвидировать не обязательно. Достаточно, мол, преобразовать ее в «Центр гражданских транзитных перевозок» с участием США, России и Турции. 2 апреля на встрече с помощником Госсекретаря США по странам Южной и Центральной Азии Робертом Блейком в Бишкеке А. Атамбаев высказался в том смысле, что военные США должны покинуть «Манас» до конца лета 2014 г., а база может быть сохранена как центр по перевозке гражданских грузов.
Однако ни малейшей уверенности в том, что США после 2014 г. уйдут из «Манаса», нет. Напротив – они постараются оттуда не уходить. И агрессивное выступление М. Макфола в Высшей школе экономики это только подчёркивает. Сворачивать свои позиции в Афганистане американцам ни к чему – ведь при них прибыльное производство и экспорт афганских наркотиков достигли рекордных показателей. Говорят, что и «Манас» играет в этом бизнесе свою роль. Ну а если договориться с Бишкеком Вашингтону всё же не удастся, США попытаются открыть свою военную базу в одной из соседних стран. Среди кандидатов на эту роль фигурируют Таджикистан, Узбекистан и Туркмения, которые в отличие от Киргизии имеют с Афганистаном общую границу. США уже заявили о планах создания в регионе для национальных армий сети «тренировочных центров», которые могут брать на себя функции военных баз. Так что надо ожидать новых «американских взяток».