Победитель получает всё, включая проблемы?
Внешнеполитическое наследие первого срока Б. Обамы, как и взаимоотношения Америки с остальным миром на пороге его второго срока, представляются не менее сложными, чем комплекс внутренних проблем, которыми американский президент озабочен сейчас в первую очередь…
Одна из наиболее авторитетных в Америке газет The New York Times опубликовала обзор реакции в мире на переизбрание Б. Обамы. (1)
В России, со ссылкой на Д. Тренина из Фонда Карнеги в Москве, удовлетворены исходом президентских выборов в США. Ожидается, что переизбрание Барака Обамы даст предсказуемость в российско-американских отношениях. Возможно даже, что в некоторых вопросах, например по ПРО, в американской позиции появится больше гибкости, как это обещал Б. Обама Д. Медведеву. Вместе с тем сохраняются расхождения по сущностным вопросам ПРО и таким международным проблемам, как ситуация в Сирии. Беспокоящим фактором является также реакция Вашингтона на развитие внутренних процессов в России.
Довольно неожиданно представляет восприятие победы Б. Обамы в арабском мире эксперт по ближневосточным исследованиям американского Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Эд Хусейн. Как заявил ему некоторое время назад «ведущий египетский либеральный политик», там предпочли бы, чтобы у власти в США все еще находился Дж. Буш, с которым, по крайней мере, было ясно, как себя вести. Сейчас же «не только в Египте, но и в Сирии, Израиле, Бахрейне, Иране и Саудовской Аравии складывается впечатление, что на президента Обаму и Соединенные Штаты нельзя полагаться». Это ослабляет союзников Америки и усиливает ее противников. Кроме того, обретенные Обамой новые друзья на Ближнем Востоке – братья-мусульмане, в настоящий момент самая влиятельная сила в регионе, также будут ждать от него «правильного руководства и надежности». В результате ставка Вашингтона на умеренных исламистов во время «арабской весны» потребует от американцев дополнительных уступок по отношению к этой силе.
Израиль, как полагает Шломо Авинери, профессор политологии Иерусалимского Еврейского университета, а ранее генеральный директор МИД Израиля, со своей стороны исходит из того, что Обама уже осознал, насколько сложен путь к палестино-израильскому взаимопониманию и во время второго мандата он, возможно, попытается учесть уроки провала своих первоначальных попыток добиться быстрого результата в этом вопросе. При этом, несмотря на разногласия между Обамой и Нетаньяху, в том числе по израильским поселениям на Западном берегу Иордана, сотрудничество в области безопасности между двумя странами за последние несколько лет достигло беспрецедентного уровня. В любом случае для еврейского государства полезно иметь друга в Белом доме, пусть даже иногда и критически по отношению к нему настроенного.
Исполнительный директор влиятельного паназиатского мозгового центра Глобальный институт будущего (Global Institute For Tomorrow) Чандран Нэйр считает, что страны Дальнего Востока не ожидают особых изменений в американской политике. Их внимание в значительно большей степени приковано к происходящей смене власти в Китае. В регионе полагают, что за четыре года первого мандата Обама свои внешнеполитические обещания не выполнил, и относятся к нему без прежнего энтузиазма.
Если Обама хочет восстановить доверие к себе в Азии, он не должен ограничиваться риторикой. Ему придется убедить население Азии в том, что он понимает необходимость для Америки приспособиться к реалиям раздела власти в быстро меняющемся мире. Это касается отношений США с Китаем, Россией, Ираном, Сирией, не говоря уже об их подходе к «хаосу в Афганистане».
Из Европы Констанц Стелзенмюллер, ведущий аналитик Немецкого Фонда Маршалла, сообщает о смешанных чувствах в связи с переизбранием Обамы на второй срок. С одной стороны, немцы и другие европейцы вздохнули с облегчением, поскольку не ждали от М. Ромни ничего хорошего. От его замечания по поводу того, что Россия геополитический враг Америки номер один, у политиков во многих европейских столицах «поднялись брови». С другой стороны, в этой части света присутствовало и разочарование от некоторых шагов администрации Обамы, в частности по проблемам тюрьмы в Гуантанамо, ПРО, ведения войн с помощью беспилотников, использования мер стимулирования американской экономики и др.
По другим источникам, одной из немногих стран, где в большей степени ожидали победу Ромни, был Пакистан. (2) Его руководство считает, что в период правления Обамы пакистано-американские отношения пришли в наихудшее состояние за десятилетия и при республиканцах они были гораздо лучше. Больше всего там недовольны смертоносными атаками беспилотников и непрекращающимся, вопреки заверениям, кровопролитием в Афганистане.
Что касается предположений по поводу внешней политики президента Обамы во время его второго мандата, то в самой Америке все прогнозы строятся вокруг уже очерченного круга тем. Вице-президент Института Брукингса, руководитель его программы внешнеполитических исследований Мартин Индик высказал мнение, что второй срок дает президенту Обаме возможность сыграть ту историческую роль в международных делах, которую все ожидали от него после победы на первых выборах. Отличиться здесь у него шансов гораздо больше, нежели внутри страны. (3) Если, конечно, получится. Среди ожидающих решения международных проблем М. Индик в первую очередь указал на иранскую ядерную программу, скатывание Сирии к гражданской войне, угрожающей распространиться на Ливан, Ирак и Бахрейн, палестинский вопрос, возможные попытки нового китайского руководства утвердить себя за рубежом, ожидающееся продолжение с Россией переговоров о заключении нового соглашения в области контроля над стратегическими вооружениями. Обаме также придется вдохнуть жизнь в провозглашенную стратегию переноса центра тяжести в Азию (pivot area) с выстраиванием полноценного сотрудничества между США и двумя растущими азиатскими державами – Китаем и Индией, а также определить пути и способы окончательного прекращения войны в Афганистане. Иными словами, от Обамы ожидают, что он будет участвовать в формировании нового мирового порядка в таком направлении, которое позволит «сохранять американские стратегические интересы и продвигать американские либеральные ценности», что, как видно, является «святым Граалем» внешнеполитической мысли Америки по любому вопросу.
На сайте одного из ведущих мозговых центров демократической партии Фонда Столетия (The Century Foundation) ветеран разведсообщества США Мортон Абрамовиц предсказывает, что в Сирии президент Обама будет делать все от него зависящее, чтобы ускорить уход с политической сцены президента Б. Асада. Причем, по его мнению, одной из центральных проблем после этого станет судьба сирийских курдов, которые в условиях фрагментации государства могут повести себя слишком самостоятельно, что еще более осложнит отношения США с имеющими трудности со своими курдами Турцией, Ираком и Ираном. Скорее всего, по проблеме сирийских курдов США прямо или косвенно поддержат позицию турок, отношения с которыми для Вашингтона куда важнее. (4)
Стивен Шлезингер из того же Фонда Столетия придерживается мнения, что во время второго мандата Обама будет делать все возможное, чтобы избежать новой военной интервенции на Ближнем Востоке, к какой бы воинственной риторике под влиянием обстоятельств он ни прибегал. Причинами этого являются груз внутренних проблем и неудачный опыт недавнего прошлого, в частности в Ираке и Афганистане. Кроме того, после открытой поддержки премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху его оппонента на выборах Обама будет в меньшей степени прислушиваться к израильским требованиям в отношении силового решения иранской ядерной проблемы, хотя и подтвердит свою приверженность безопасности Израиля. Его политика по отношению к Ирану будет и дальше носить двусмысленный характер и состоять из санкций, угроз, бойкота, организации международного давления, но не войны.
Редактор международного отдела The Financial Times Джеймс Блиц предсказывает, что самой крупной внешнеполитической проблемой для президента Обамы в период второго срока будет именно иранская ядерная программа. (5) Пока администрация Обамы утверждает, что военная операция должна последовать только на следующем за обогащением урана этапе – когда Иран примет стратегическое решение создать бомбу и приблизится к стадии испытаний. Если Обама не изменит свою позицию, ему придется снова сдерживать Израиль, доказывая израильтянам, что экономическим санкциям нужно дать время, чтобы убедить Иран пойти на сделку.
Провозглашаемое в качестве стратегической цели намерение Белого дома влиять на политику всё более тревожащего его своими потенциалом и амбициями Китая вызывает у многих экспертов откровенный скепсис. Корреспондент The Financial Times в Пекине Кэтрин Хилле указывает, например, на ограниченность ресурсов администрации Обамы для такого воздействия в стратегическом плане. Военные возможности США в регионе ограничиваются разработкой Китаем систем вооружения, предназначенных для того, чтобы контролировать не только сушу, но и море и лишить противника, под которым, скорее всего, подразумеваются США, доступа к определенным областям. В частности, речь идет о противокорабельных ракетах наземного базирования, способных угрожать американским авианосцам в Азии.
Представляющий The Christian Science Monitor в Москве Фред Уэйр сообщает, что и Россия активно ищет противоядие против возможных действий в отношении неё Вашингтона. Сейчас Кремль взял на вооружение новую тактику. (6) В ответ на американскую критику по поводу нарушений прав человека и несоблюдения норм демократии в России он публикует не менее острые сообщения о практике, сложившейся в этих вопросах в США. Действуя в таком духе, российская Центральная избирательная комиссия, обвиняемая в массовых фальсификациях на выборах, сама демонстративно отказалась подтвердить, что президентские выборы в США были свободными и честными. «Процедуры выборов президента США 6 ноября 2012 года (до дня голосования) не соответствуют международным принципам организации электорального процесса, - говорится в российском заявлении. - Принципы всеобщего равного избирательного права, подлинности и справедливости выборов, открытости и гласности выборов обеспечиваются властями США неудовлетворительно».