В начале 60-х гг. минувшего столетия американский теоретик Джон Скотт, комментируя взаимоотношения США со стратегическими конкурентами и «не определившимися странами», писал, что поставленных целей в психологической войне против них следует добиваться «посредством дипломатических маневров, экономической помощи или давления, информации и дезинформации, провокаций и запугивания, саботажа и террора, путем изолирования противника от его друзей, от тех, кто его поддерживает».
С тех пор в мире мало что изменилось. Вашингтон, как и в былые годы, использует указанные методы против всех, кто не собирается обслуживать интересы Соединенных Штатов на международной арене. Со дня обретения своей независимости, особенно за последние 14 лет, Армения сполна испытала на себе все прелести «демократической» агрессии США, все более открыто и бесцеремонно вмешивающихся во внутренние дела республики.
Причиной натиска американских властей на армянском направлении служила неуступчивая позиция официального Еревана по некоторым вопросам внешнеполитического характера. От властей Армении (в недалеком прошлом – от Роберта Кочаряна, а ныне от правящей Республиканской партии во главе с президентом Сержем Саргсяном) западные партнеры требовали серьезных уступок в вопросе Нагорного Карабаха (к примеру, сдачи территорий Азербайджану до границ 1988 г.), ускоренной нормализации отношений с Анкарой, параллельного открытия армяно-турецкой границы и демонтажа российской военной базы в республике. Последнее желание все чаще транслируется через подконтрольные в Армении СМИ, политические партии и общественные организации. Урегулирование упомянутых проблем позволило бы США и союзным евроструктурам достичь чувствительного ослабления позиций геополитических конкурентов на Южном Кавказе, а в перспективе – вытеснить их из региона без ощутимого ущерба для своих интересов.
До последней поры самым серьезным региональным препятствием на этом пути была «не определившаяся» Армения, поскольку в Грузии и в Азербайджане американской дипломатии не приходилось решать вопросы подобного характера (хотя в сегодняшней Грузии им, похоже, снова придется поднатужиться). Посему все силы были брошены на переориентацию «разновекторного» армянского руководства, благо социально-экономическая и политическая уязвимость последнего создавала для этого все необходимые предпосылки. Кампания по трансформации позиций властей Республики Армении (РА) - точечные информационно-психологические удары по официальным лицам республики и экономические меры по ослаблению их внутриполитических позиций - в годы правления Роберта Кочаряна окончилась безрезультатно.
Надо сказать, Кочарян подвергался более жесткому давлению властей США, чем нынешний президент Армении, однако позиция Еревана в те годы не претерпела изменений. Одной из форм этого давления стало решение США лишить Армению экономической помощи в размере 236 млн. долларов, которые Вашингтон обязался в прошлом выделить Еревану в рамках корпорации «Вызовы тысячелетия». Роберт Кочарян тогда получил письмо от исполнительного директора этой структуры Джона Даниловича, в котором последний прямо заявил, что из-за «недемократических тенденций в Армении» выделение указанной суммы является проблематичным. Под угрозой срыва в те годы оказалась и благотворительная помощь республике в 110 млн. долларов, предоставлявшаяся обычно американским миллиардером армянского происхождения, владельцем многочисленных игорных домов в Лас-Вегасе Кэрком Кэркоряном. А руководитель прибывшей в Ереван делегации корпорации «Вызовы тысячелетия» Джон Хьюко на пресс-конференции прямым текстом, без дипломатического жеманства заявил журналистам о том, что судьба 236 млн. долларов, предназначенных для Армении, зависит от итогов выборов в республике.
Сегодня ситуация в РА, судя по всему, меняется кардинально. По мнению оппозиционных источников, стоящих близко, в частности, к партии «Процветающая Армения», нынешние власти республики готовы к серьезнейшим, можно сказать, судьбоносным уступкам в вопросе Нагорного Карабаха и армяно-турецкого «примирения», которые могут быть осуществлены за счет национальных интересов РА и ее традиционных союзников. Что касается российской военной базы, гарантирующей безопасность республики, то в этом вопросе, к счастью, пока нет тревожных изменений, хотя зловещий информационный фон, сгущающийся в последнее время, наводит на серьезные размышления.
Одним из удобных поводов для вмешательства, как известно, являются парламентские и президентские выборы, особенно в таких окончательно «не сориентированных» странах, как Армения. Опыт последних лет подсказывает, что США «развивают демократию» именно в таких государствах. Ведь в «союзнических» Соединённым Штатам государствах, где порой свирепствует настоящая охота на инакомыслящих, великие заветы Линкольна и Джефферсона обычно не действуют.
Вашингтон, по мнению ереванских наблюдателей, уже принял самое деятельное участие в еще не состоявшихся президентских выборах в Армении, которые официально пройдут 18 февраля 2013 года. Надо сказать, выборы в Армении обычно проходят задолго до их официального старта – как правило, после краткосрочных визитов «основного претендента» в главные столицы мира. После чего многострадальным гражданам Республики Армения предлагается «всенародно» поучаствовать в «долгосрочной» избирательной буффонаде под лозунгом «Все на выборы двух зол!», где и «выбирается» «меньшее» из них. Как и в 2008 году, эта роль сегодня отведена действующему президенту РА С. Саргсяну. Партия «Процветающая Армения», связываемая в общественном мнении республики с преимущественно пророссийской ориентацией, 12 декабря официально отказалась от участия в президентской гонке.
Сразу после этого в армянской печати появилась информация о том, что американская корпорация «Вызовы тысячелетия» намерена возобновить финансирование РА в следующем году. Особо упоминается, что корпорация прекратила финансирование программ в Армении по причине ухудшения «политических показателей» в стране. Сейчас же «благодаря нейтрализации властями Армении своих политических оппонентов и в результате проведения «тихих» выборов, а также благодаря внешнеполитическому курсу действующих властей, взявших курс на евроинтеграцию и сумевших освободиться от однозначной пророссийскости, финансирование стало вновь возможным». При этом корпорация «Вызовы тысячелетия» намерена не только продолжить, но и серьезно увеличить финансирование Армении. Источники сообщают: «Есть информация, что если власти Армении сумеют противостоять России и не присоединятся к Евразийскому союзу, США по различным программам, в том числе по линии корпорации «Вызовы тысячелетия», безвозмездно предоставят Армении 2 млрд. долларов».
Поступают интересные новости и из США, где 11 декабря возглавляемая премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном делегация посетила центр компании IBM, находящийся в Силиконовой долине. 12 декабря пресс-служба правительства РА сообщила, что с указанной компанией была достигнута договоренность о создании рабочей группы, которая изучит возможности, потенциал и перспективы двустороннего сотрудничества. Представители IBM посетят Армению и ознакомятся с действующими в ИТ-сфере компаниями и деятельностью занимающихся фундаментальной наукой учреждений. До окончания первого квартала 2013 года рабочая группа представит результаты изучения, на основе чего между правительством Армении и компанией IBM будет подписано соглашение о реализации будущей совместной программы. Напомним, что компания IBM является мировым лидером в рейтинге по лицензированию изобретений не только в ИТ- сфере, но и в различных областях фундаментальных наук.
А сам премьер-министр Армении сообщил, что США намерены построить в Ереване «завод по производству чипов». И это, дескать, только начало.
Наблюдатели считают, что Вашингтон пошел ва-банк и намерен ускорить процесс переориентации всего Закавказского региона. После шумного утверждения в Грузии и «незаметного» внедрения в Азербайджан США собираются окончательно обосноваться и в Армении… Параллельно они намерены добиться от Баку и Еревана подписания хоть какого-нибудь, пусть даже декларативного документа по вопросу Нагорного Карабаха, чтобы под этим предлогом ввести «миротворческие» силы в зону армяно-азербайджанского противостояния. После этого у американской стороны появятся широкие возможности по контролю над изменившейся геополитической ситуацией, связанной с тем же иранским вопросом, решением глобальных энергетических проблем, разрывом вековых связей стран региона с традиционными партнерами.
Для этого Соединённым Штатам осталось преодолеть последний рубеж – армянскую общественность, где пока еще сильны пророссийские настроения. Добропорядочные граждане никак не «демократизирующейся» Армении, разумеется, не сомневаются в благомыслии американского Сената, Конгресса, Госдепа и Белого дома, страдающих от плачевного состояния экономики и народовластия в далеком закавказском государстве. Видимо, из чистой любви к «библейской Стране Араратской» они вновь решили облегчить кошельки американских налогоплательщиков, чувствительно отощавшие после «демократизации» Ирака, Грузии, Украины, Туниса, Ливии и Египта.
И, надо признаться, расчет Вашингтона может снова оказаться верным: есть в Армении силы, верящие в «любовь» с первого взноса. Силы эти не всегда оппозиционные и далеко не общественные. И развивать «молодую армянскую демократию» они намерены отнюдь не на площадях и улицах Еревана...
Ереван