С приближением двухлетней годовщины начала вооруженного мятежа в Сирии становится ясно, что противники Башара Асада и их международные покровители так и не смогли привлечь на свою сторону сколько-нибудь значительное количество сирийцев, чтобы обеспечить себе необходимую опору и решающий перевес. Очень важно и то, что мятежники не имеют поддержки религиозных и национальных меньшинств, составляющих треть всего населения Сирии и серьёзно влияющих на баланс сил…
Аналитик «Международной кризисной группы» Peter Harling говорит, что действия оппозиции помогают режиму сплотить людей вокруг себя. Так и есть. Оппозиция не в состоянии определить перспективу урегулирования кризиса. Бывший советник Обамы по Сирии Фредерик Хоф пишет в журнале исследовательского института Атлантического Совета, что хотя оппозиция и предложила некие гарантии той части сирийского населения, которая представлена меньшинствами, ей не верят. Да и как верить, когда на передний план выходят джихадисты с их призывами создать в Сирии исламский халифат? «Что будет больше давить на умы не суннитской части сирийцев: случайно услышанное слово о примате гражданских прав или лозунги безумных джихадистов в телевизионных роликах?» - спрашивает Ф.Хоф.
Мятежный лагерь в отличие от правительства не говорит одним голосом. Он разделен на множество разноголосых фракций. Даже после предпринятых Западом усилий по реорганизации этого сборища оно так и не стало единой силой. И никаких перспектив роста его политического влияния не просматривается.
В минувшее воскресенье министр иностранных дел России С. Лавров призвал оппозицию ответить на обращение Башара Асада конкретными шагами, а не жаловаться на отказы президента говорить с теми, кто запятнал себя преступлениями.
В понедельник Кофи Аннан наряду с упреками в адрес ООН и России в недостаточности усилий по примирению сторон указал оппозиции на то, что ее требование об уходе Башара Асада ведет ситуацию в тупик и хаос.
В своей агитационной работе оппозиция не смогла расколоть правящий блок изнутри и позволила Асаду создать себе имидж наиболее надежного охранителя и защитника единства нации. 6 января президент Сирии выступил с новыми предложениями, которые привлекли внимание сирийской общественности. Он снова предлагает политический диалог с оппозицией, что увеличивает число его сторонников среди сирийцев, уставших от войны. В развитие этих предложений сирийский представитель при ООН Bashar Jaafari обратился с письмом к Совету Безопасности, в котором говорится о том, что подготовка к национальному диалогу должна быть совмещена с прекращением огня.
На рубеже нового года сирийская оппозиция в очередной раз встала перед выбором. Она не достигла своих целей, а власти предлагают ей диалог. И выбор был сделан. В понедельник 14 января на территории университета Алеппо раздались два мощных взрыва. Оппозиционная сирийскому правительству «Обсерватория по правам человека», окопавшаяся в Лондоне, сообщила, что университет якобы был атакован самолетами правительственной армии. Это случилось в первый день экзаменов во время массового скопления студентов, то есть террористический акт был рассчитан на большое количество жертв. В результате взрывов погибли около 100 человек. Страна испытала болевой шок – удар нанесен по молодёжи, цвету нации. В этой обстановке чей-то извращенный разум хладнокровно внушает, что за взрывами стоят сирийские власти. Местный комитет оппозиции уже опубликовал ролик с неясным видеорядом и претензией на то, что на нём видна атака университета с самолета. Ничего, кроме картины бегущих от взрыва людей, на ролике нет, но появляющийся в кадре студент говорит, что «для самолетов криминального режима нет ничего святого - ни церквей, ни мечетей, ни университетов»… Похоже, что действительно применялись ракеты.
При этом военные источники говорят о применении ракет ПВО «земля-воздух», выпущенных мятежниками из занятого ими района на расстоянии полутора километров от университета. Если осенью прошлого года террористы признали свое авторство взрыва административных зданий в Алеппо, в результате чего погибли около 40 человек, то на сей раз ни одна террористическая группа не проявилась.
За последние полгода Алеппо превратился в арену крупномасштабных боевых действий, большая часть города контролируется так называемой Свободной сирийской армией (ССА). Жители испытывают дефицит продуктов, в первую очередь хлеба, во многие районы не подается электричество. А недавно в одном из пригородов Алеппо при проведении спецоперации по зачистке жилых кварталов от террористов был обнаружен большой склад медикаментов, украденных мятежниками-мародёрами из городских больниц и медицинских центров.
Главное направление действий «друзей Сирии» в информационной войне – прибегая к провокациям, максимально увеличить число жертв среди мирного населения и переложить ответственность за них на сирийское правительство. Это и есть ответ Запада на мирные предложения Башара Асада…
То, что ответ именно таков, вытекает хотя бы из заявления официального представителя США Виктории Нуланд, которая без колебаний поддержала утверждения провокаторов о нападении правительственных ВВС на университетский городок. Однако как бы ни насиловали организаторы мятежа мировое общественное мнение, действительных авторов сирийской трагедии не скрыть. Авторство принадлежит «тройственной унии»: зарубежным ненавистникам сирийского президента (НАТО и «нефтяные королевства»), вооружённой оппозиции, заброшенным в Сирию исламским террористам. Эта уния не остановится перед самыми чудовищными преступлениями.
Именно так поняли ситуацию в Москве. Сразу после террористического акта Министерство иностранных дел России заявило о приостановке работы российского консульства в Алеппо. Российским дипломатам ясно, что следующей целью атаки «самолетов кровавого режима» может стать их представительство. Видимо, это понимание сыграло свою роль в решительном несогласии Москвы с требованием группы 50 государств обратиться через Совет Безопасности ООН в Международный уголовный суд с иском против Сирии.