Долгожданное решение июньского саммита Европейского союза о начале переговоров с Сербией, как и предполагалось, стало половинчатым и отнюдь не безусловным. Реакция в балканских столицах на это событие и на одновременное официальное принятие в Евросоюз Хорватии была очень различной. Что характерно, активнее всего за хорватов радовались в Албании и Косове, увидев в приеме Хорватии в ЕС косвенную поддержку антисербского курса и вместе с тем позитивный знак в адрес Тираны и Приштины. Что же касается сербов, то им предстоит провести ближайшие полгода в «подвешенном» состоянии – как и все последние годы.
Сербия обязана этой коллизией, в первую очередь, Германии, где депутаты бундестага посвятили обсуждению ситуации вокруг сербской заявки целое заседание. Несмотря на несогласие депутатов от Социал-демократической партии Германии, Левой партии и «зеленых», позиция федерального канцлера Ангелы Меркель получила законодательную поддержку. Данная позиция включает в себя перечень условий, невыполнение любого из которых может заблокировать проведение первой «конференции» ЕС и Сербии в январе 2014 года. Окончательно судьба будущих переговоров, по словам госпожи Меркель, решится на саммите Евросоюза в декабре текущего года. Это означает, что формальное согласие ЕС на начало переговоров с Белградом может быть пересмотрено в любой момент. Тем более что ряд поставленных Германией условий в принципе допускают расширительное толкование: в частности, в том, что касается роспуска структур самоуправления косовских сербов или гарантий того, что Белград не будет препятствовать евроинтеграции Приштины. Потому-то предложенная Ангелой Меркель формула «полной нормализации отношений» Белграда и Приштины как условия окончательного приема Сербии в Евросоюз и является сознательно расплывчатой. [1]
Позиция Берлина в отношении Сербии определяется такими факторами, как стремление Германии закрепить за собой роль «вершителя судеб» всей Европы, желание поквитаться с Сербией за две мировые войны, неспособность отказаться от «косовского проекта», в реализации которого ФРГ играла самую активную роль среди западных держав, не исключая, пожалуй, и США. Не следует недооценивать и интересы германского капитала. Хотя сосредоточенная в северных районах Косова индустрия в настоящее время переживает упадок, в ее богатых потенциальных возможностях не приходится сомневаться. На рубеже 1970–1980-х годов Косово давало тогда еще единой Югославии 63% рафинированного олова, 60% серебра, 100% высококачественной хромовой руды [2]. Что касается других отраслей промышленности, не связанных напрямую с добычей и переработкой полезных ископаемых, Косово традиционно выделялось производством электрооборудования. К концу 1980-х годов его объем превышал средний показатель для всей Сербии вместе с Белградом. [3].
В этих условиях дополнительное значение приобретают намеченные на сентябрь выборы в бундестаг, которые делают невозможными для правящей в Германии коалиции любые колебания и компромиссы.
Косово при этом, разумеется, выигрывает. Соглашение Белграда и Приштины и его одобрение на высшем уровне в Берлине и Брюсселе позволило косовским властям решить свои внутриполитические проблемы, в том числе в плане организации местных выборов. Ведь германское руководство не поленилось включить в резолюцию бундестага и такой пункт.
А у сербов поводов для оптимизма значительно меньше. Запад и албанские власти Косова намерены максимально использовать ближайшее полугодие для того, чтобы «выбить» из сербского правительства новые, максимально болезненные для него уступки, в первую очередь, касающиеся международно-правового закрепления самопровозглашенной косовской независимости, включая получение Приштиной статуса наблюдателя в ООН или даже полноправного члена этой всемирной организации… Источники в Брюсселе подчеркивают, что сам Евросоюз как организация «не может предъявлять подобного требования» Белграду; однако это могут сделать конкретные государства-члены ЕС. [4] Предъявление этого требования в рамках всё той же германской концепции «полной нормализации отношений» Белграда и Приштины ожидается в сентябре – в рамках очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Для Запада крайне важно заставить Сербию снять возражения по членству Косова в ООН по собственной инициативе, так как это в значительной степени обесценит принципиальную российскую позицию по Косову.
Президент Сербии Томислав Николич оценил складывающуюся коллизию вокруг приема Косова в ООН весьма обтекаемо. По его оценке, условия, обнародованные бундестагом, «мотивированы» идеей признания независимости Косово. [5] Что ж, Сербии в ближайшие месяцы предстоит ещё не раз столкнуться с подобными «мотивированными» требованиями, шаг за шагом размывающими основы сербской государственности.