Обостряющийся конфликт между политическим руководством Сербии и косовскими сербами по вопросу об отказе последних участвовать в предстоящих 3 ноября выборах в косовском псевдогосударстве в очередной раз подчеркнул глубину раскола в сербском обществе. Стороны готовы к продолжению противостояния, выхода из которого пока не видно… Премьер-министр Сербии Ивица Дачич счёл за лучшее продемонстрировать свою решимость подавить сербскую фронду. Однако административные меры наподобие снятия неугодных мэров северокосовских городов ведут лишь к новому витку конфликта и объективно ослабляют положение Сербии и сербов.
Конечно же, премьеру Дачичу нельзя отказать в последовательности. Взяв на себя конкретные обязательства в Брюсселе, он просто не может остановиться на полпути. Он убежден, что всё то, что выходит за рамки апрельских договоренностей, должно быть отвергнуто как Белградом, так и лидерами косовских сербов. А участие сербов в голосовании 3 ноября по нормам косовского законодательства представляет собой важнейший пункт «дорожной карты» по реализации соглашения Белграда и Приштины. С этой точки зрения тезис премьера Дачича о том, что созданные по итогам подобного голосования «сербские структуры» будут «признаны на международном уровне», вполне отвечает сложившейся реальности.
Однако что такое это пресловутое «признание на международном уровне»? Усилившийся нажим, в том числе административный, на косовских сербов со стороны Белграда сопровождается другим, весьма опасным для Сербии и сербов процессом. Дело в том, что 10 сентября исполняется один год с момента принятия тем же самым международным сообществом в лице Международной руководящей группы по Косову решения о закрытии Международной гражданской канцелярии в Приштине (ICO). И аккурат к этой годовщине косовские власти приурочили начало процедуры быстрого сворачивания всех международных миротворческих присутствий в Косове.
Проект соответствующего решения был подготовлен сразу в трех министерствах Кабинета Хашима Тачи – Министерстве юстиции, Министерстве внутренних дел и Министерстве экономического развития. Это документ не только предусматривает скорейшее сворачивание деятельности в Косово гражданско-полицейской миссии Евросоюза (EULEX), но и требует вывода с территории края всех международных представителей, включая миссию ООН. В качестве даты называется июнь 2014 года.
По данным источников в Приштине, авторы документа уверены, что им удастся убедить ЕС и ООН согласиться на это требование при помощи нехитрого «размена». Косовская сторона намерена взамен официально предложить международному сообществу создать в Приштине новый трибунал по расследованию военных преступлений, совершенных на территории Косова. Он будет функционировать под надзором Евросоюза, а также, возможно, и других международных институтов.
Тонкость «разменной операции» заключается в том, что, получив контроль над чисто судебными процедурами, международное сообщество одновременно откажется от какого-либо надзора за другими сферами жизни в Косове. В том числе – и за положением тех самых косовских сербов, о международно-признанном статусе которых так беспокоится Ивица Дачич.
Проводя подобную политическую комбинацию, албанские власти Косова, по сути, ничем не рискуют. Ведь за последние годы им, при поддержке западных структур (да и той же миссии ООН в Косове - UNMIK), удалось максимально «зачистить» косовское пространство от свидетелей и документов, касающихся военных преступлений, в том числе совершённых «черными трансплантологами».
Поэтому даже если вышеупомянутый трибунал будет создан, его эффективность вряд ли окажется выше, чем у Гаагского трибунала. А взамен Приштина получает главный куш: право беспрепятственно принимать и проводить в жизнь любые другие акты на территории самопровозглашенной «Республики Косово».
Единственная уступка, которую власти Косова готовы сделать международному сообществу в плане его политического присутствия в Косове, состоит в согласии разрешить ООН иметь в Приштине свой небольшой «Офис по делам Косова». Согласно концепции, оглашённой отвечающим за внешнеполитическое направление в деятельности косовского кабинета Энвером Ходжаем, данная практика имеет свои аналогии в тех государствах, которые по тем или иным причинам не сразу стали членами ООН. Однако в случае с Косовом никакого реального веса подобный офис иметь не будет. Даже весьма благожелательно настроенная к косовским сепаратистам «Международная кризисная группа» не в состоянии ответить на главный вопрос: «Насколько важную роль на самом деле будет играть международное сообщество» в будущем развитии ситуации в Косова?
Подведем некоторые итоги. Призывая косовских сербов «одуматься» и принять участие в выборах 3 ноября, для того чтобы их структуры обрели «международное признание», власти Белграда вольно или невольно совершают подмену тезиса. Главная проблема сербов сегодня состоит не в том, чтобы заручиться дополнительной поддержкой в Косове со стороны международного сообщества. Проблема том, что это самое международное сообщества спешит «умыть руки», предоставив Косово самому себе, – возможно, не без тайного умысла, что так косовско-албанским властям будет легче усмирить непокорных косовских сербов. Последним же остаётся рассчитывать лишь на себя и своих главных союзников – сербские патриотические силы и Россию. Что они и пытаются делать – даже рискуя навлечь на себя административный гнев официального Белграда.