Провинциальный Мекленбург, что на северо-востоке Германии, не часто привлекает к себе внимание немецких СМИ. Хотя по площади федеральная земля Мекленбург-Передняя Померания довольно велика - среди восточных земель она уступает только Бранденбургу, зато здесь самая низкая в Германии плотность населения (69 человек на квадратный километр). И всё же по стечению обстоятельств именно эта земля тесно связана с политиками, которые сегодня руководят Германией. Федеральный президент Йоахим Гаук - уроженец Ростока, а депутат, с 1990 г. напрямую избираемый в бундестаг от 15-го округа Мекленбурга, - не кто иной, как сама канцлер Ангела Меркель. Если она станет канцлером и в 2017 г., то по продолжительности пребывания на этом посту догонит своего бывшего патрона Гельмута Коля, возглавлявшего правительство ФРГ в 1982-1998 гг. Естественно, что намеченные на 4 сентября выборы в Мекленбурге не оставляют Ангелу Меркель равнодушной.
Для христианских демократов кампания в провинциальном Мекленбурге складывается совсем не безоблачно. По последним опросам, за кандидата ХДС Лоренца Каффиера готовы проголосовать 13% избирателей, тогда как за социал-демократа Эрвина Зеллеринга - 46%. Впрочем, и его победа не гарантирована, так как избиратели голосуют не за политика, а за партию. По итогам голосования формируется правящая коалиция, которая и выдвинет премьер-министра земли. Из-за подобной системы зачастую самый популярный политик оказывался в проигрыше: в последние годы на региональных выборах такая судьба постигла, к примеру, христианских демократов Дэвида МакАллистера в Нижней Саксонии и Кристину Либеркнехт в Тюрингии - притом, что в обоих случаях их партия получила максимум голосов. Кстати, оба политика шли на выборы действующими премьерами, как и Эрвин Зеллеринг, возглавляющий земельное правительство Мекленбурга с 2013 года.
Безусловная заслуга Зеллеринга в том, что в Мекленбурге СДПГ располагает сравнительно широкой поддержкой электората: соответственно 27-28% против 21-23% в среднем по Германии. Правда, на прошлых выборах 2011 г. социал-демократы получили здесь 36%, но с тех пор внутриполитическая ситуация очень изменилась. По последним опросам, каждый пятый житель Мекленбурга намерен отдать свой голос за партию, которой в 2011 году и в помине не было. Речь идёт об «Альтернативе для Германии» (АдГ). В соцопросы, которые проводились по Мекленбургу, эту партию впервые включили три года назад, но тогда избиратель её проигнорировал. В 2014 г. поддержка была слабой (2-4%), зато в начале 2016 года популярность АдГ взлетела. Судя по цифрам, «Альтернатива» готова продолжить череду своих блистательных дебютов на региональных выборах. Напомним: 2014 г. - по 10% в Тюрингии и Саксонии, 12% - в Бранденбурге; 2016 г. - 13% в Рейнланд-Пфальце, 15% - в Баден-Вюртемберге, 24% - в Саксонии-Ангальт.
В восточных землях Германии популярность «Альтернативы» существенно выше, чем в землях западных; на выборах 2013 г. «Альтернатива» получила в Гессене 4%, в 2015 г. в Бремене 5%, в Гамбурге 6%, но даже на западе (в Рейнланде и Бадене) успех новой партии впечатляет. Что же касается предстоящих выборов в Мекленбурге, то здесь АдГ обошла по популярности Левую партию и вплотную приблизилась к ХДС (!). Быть может, самое время вступить в игру Ангеле Меркель? Приехать в Мекленбург, выступить на предвыборных митингах? Разумеется, у главы государства плотный график, но раньше она всегда выкраивала время для того, чтобы поддержать однопартийцев перед земельными выборами. Так и на этот раз: выступление в курортном местечке Цингст (10 июля), поездка в Рибниц-Дамгартен (18 августа). Журналисты пишут об этих выступлениях по-разному. Кто-то умиляется случайным фразам, которыми канцлер обменялась с избирателями, но кто-то подметил, что выступления канцлера были встречены без восторгов, молчанием. Уже хорошо, что не дошло до скандалов, как в прошлом году в саксонском Хайденау, когда главу государства встретили 400 демонстрантов, державших в руках транспаранты «Предательница народа». В городе тогда даже ввели запрет на собрания.
А в середине мая сего года к приёмной избирательного бюро канцлера в Штральзунде (это уже Мекленбург) неизвестные положили отрезанную свиную голову. Сейчас ничего такого нет, но столичная Berliner Zeitung намекает: это лишь оттого, что из-за ухудшения рейтингов канцлера сочли за лучшее не слишком афишировать её предстоящую встречу с избирателями.
В то же время низкая популярность христианских демократов вызывает в партии тревогу, на последней предвыборной неделе канцлер зачастила-таки в Мекленбург. 29 августа она выступила перед бизнесменами в Шверине и собирается приехать на предвыборную агитацию ещё трижды, хотя в это же время ей предстоит участвовать в саммите G-20 в Китае и ездить по европейским столицам, зондируя настроения перед предстоящим саммитом ЕС. Пока бундесканцлерин будет в разъездах, её подменят министры действующего кабинета Александр Добриндт (министр транспорта) и Христиан Шмидт (министр сельского хозяйства и пищевой промышленности).
Конкуренты ХДС на предстоящих выборах тоже выставили «тяжелую артиллерию»: за Левую партию будет агитировать Грегор Гизи - известный политик, ранее - лидер фракции в бундестаге, за «Альтернативу» - вице-председатели партии Беатрикс фон Шторх и Александр Гауланд (глава партии Фрауке Петри уже приняла участие в предвыборном митинге), за СДПГ - лидер партии, вице-канцлер Зигмар Габриэль, министр по семейным делам Мануэла Швезиг и бывший канцлер Герхард Шрёдер. Его выступление запланировано на 31 августа на собрании, где пойдет речь о германо-российских экономических отношениях. Кстати, именно в Мекленбург поступает российский газ по трубопроводу Nordstream. За зелёных (у них, по последнему опросу от 26 августа, всего 6%) выступят сопредседатели партии Симона Петер и Кем Эздемир. Даже свободные демократы, у которых пока нет шансов пройти 5%-ный барьер, делегируют своего председателя Кристиана Линднера.
Почему такой ажиотаж вокруг выборов в заштатной земле? Вообще говоря, вокруг региональных выборов ажиотаж в Германии существует всегда. В 2011 г. федеральное правительство, чтобы подправить дела перед земельными выборами, объявило мораторий на работу старейших АЭС; впоследствии этот мораторий переродился в план отказа от использования атомной энергетики. А нынешние выборы в Мекленбурге интересны тем, что их результат может повлиять на берлинских избирателей: выборы в столице Германии назначены на 18 сентября. По большому счёту до выборов в бундестаг остался ровно год, и итоги региональных выборов воспринимаются как первая боевая пристрелка к выборам общефедеральным. В марте 2017 г. состоятся земельные выборы в Сааре, в мае - в Шлезвиг-Гольштейне и в крупнейшей по численности населения федеральной земле Северный Рейн - Вестфалия. А в конце сентября будущего года пройдут выборы в бундестаг.
Ни одна из крупнейших партий - ни социал-демократы, ни христианские демократы - пока не определились со своим кандидатом на пост канцлера. Ангела Меркель ведёт интригу - она тянет время, никак не открывая свои намерения относительно предстоящих выборов. Сейчас её поддержка среди избирателей составляет 42%, но в списке самых популярных немецких политиков она откатилась на четвёртое место: её опережают премьер-министр Баден-Вюртемберга В. Кречман (партия зелёные), министр иностранных дел Ф.-В. Штайнмайер (СДПГ) и министр финансов В. Шойбле (ХДС).
Считается, что Меркель поступает политически умно: взяв тайм-аут, она держит своих потенциальных соперников в напряжении. Каким, однако, останется в памяти её правление? Гельмут Коль объединил Германию, Вилли Брандт - канцлер эпохи разрядки. А Меркель? Войдёт в историю как канцлер новой конфронтации в Европе? Или как канцлер, чья безответственная миграционная политика вызывает у немцев тревогу за своё будущее? Правительство Меркель спохватилось лишь после того, как впустило в страну почти полтора миллиона мигрантов. И те меры по обеспечению безопасности, которые правительство сейчас принимает, больше походят на создание в стране полицейского государства. А затея с новой концепцией гражданской обороны, когда каждому жителю предписывается иметь двухдневный запас еды и воды на случай террористической угрозы или войны? От таких мер по укреплению безопасности любому бюргеру становится не по себе…