Преподобный Онуфрий Великий и границы Святой Руси

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

25 июня – день памяти преподобного Онуфрия Великого, удивительного святого, с давних времён чтимого на Руси.

По преданию, хранимому на Святой земле, преподобный Онуфрий, прежде чем уйти в отдалённую египетскую пустыню, подвизался в пещере близ «земли крови», где вымолил у Бога там погребенных. «Земля крови», «земля горшечника» – участок, купленный в Иерусалиме на те самые тридцать сребреников, которые вернул Иуда, прежде чем удавиться.

В Евангелии от Матфея рассказано: «Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня». (Мф. 27, 6–8). Землю с этого кладбища (почва была к тому же красного цвета и, вероятно, прежде использовалась в «горшечном» - гончарном ремесле), как святыню, с древних времён увозили с собой паломники, случалось и на кораблях, чтобы рассеивать её на кладбищах своих городов. В Иерусалиме на горе Гробниц, где в пещере жил преподобный, - ныне православный греческий монастырь Онуфрия Великого. Местные жители (и не только христиане) почитают преподобного и называют Ангелом Гробниц. Небезынтересно, что в Египте, в древнейшем монастыре Сорока Синайских мучеников (теперь это скит монастыря святой Екатерины), есть VI века церковь Онуфрия Великого, в которой Литургия совершается лишь раз в неделю, по субботам, с поминовением усопших.

В старину на Руси также обращались с молитвой ко святому Онуфрию о новопреставленных, веря в то, что ему дано препровождать души через воздушные мытарства. Считается, что в этом источник традиции освещать некоторые кладбищенские храмы во славу святого Онуфрия…

Но «земля крови», это и земля измены, коварства, предательства. Возможно, в этом исток другой традиции – освещать Божии храмы и монастыри во славу Онуфрия Великого в пограничных пределах, в землях стояния за Истину.

Судьбы храмов и обителей схожи с судьбами воинов и монахов. Одни выстаивают во многих битвах, другие скоро погибают, чтобы воскреснуть, а может, и пропасть безвозвратно; случается и в плен попадают. Так сложилось, что храмы и монастыри во славу преподобного Онуфрия Великого обильно строились в православном «пограничье» на западе Руси, буквально по линии от Соловков до Анапы. В иных местах, во внутренних пределах, храмы и монастыри Онуфрия Великого встречаются не часто.

Пример удивительного стояния в Истине – польский Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь, расположенный вблизи нынешней границы с Белоруссией. Веками (400 лет!) находясь в агрессивной католической и греко-католической среде, монастырь сохранял чистоту православия. Обитель была основана на месте, куда по Бугу неведомо откуда приплыл большой – в человеческий рост, образ святого странного вида. Рыбаки села Яблочин, обнаружив икону, были поражены: на ней увидели того самого святого – с необыкновенно длинной бородой и прикрытыми листьями бёдрами, - которого видели в этих местах. Но имени его в ту пору не знали. Священник разъяснил: Онуфрий Великий.

Яблочинский монастырь выстоял. А львовский, испытывая более века притеснения после заключения Брестской (1596 года) унии, был в начале XVII века сломлен; как бы в плен к греко-католикам попал. Львовская обитель памятна православному миру тем, что в ней Иван Фёдоров напечатал в 1564 году свой знаменитый «Апостол». Великий православный просветитель умер в 1583 году и был похоронен в Онуфриевском монастыре. Память о нём ненавистна униатам. Со временем они перенесли памятную плиту с его могилы в Онуфриевскую церковь, откуда она потом загадочно исчезла. Плиту, её копию, восстановили при советской власти в «музейный» период обители. Но вновь исчезла плита – уже в новейшую историю Львова.

Онуфриевская церковь была когда-то и на иных рубежах – на Слобожанщине, в скиту Старо-Харьковской Куряжской обители. В 17-18 веках на дни Великого поста в скит к Онуфрию Великому переселялась монастыря братия. Располагался скит около источника живой воды. Читающей России памятен тот Онуфриевский источник и тем, что после молитвы перед чудотворным Озерянским образом и омовением лица в источнике, получил исцеление будущий писатель Григорий Квитка-Основьяненко. До пяти лет он был слеп. После гражданской войны в стенах Куряжского монастыря обустроилась детская колония А.С Макаренко, которая существует и поныне.

В 1666 году на Соловках при братском кладбище была выстроена деревянная церковь. В ту пору на архипелаге, не принявшем церковной реформы, уже тлел мятеж, вошедший в историю как «Соловецкое сидение». В старообрядческой песне поётся: «Чем по новому служить, лучше голову сложить». Все сложили, легли на кладбище около нового Онфриевского храма. В 1823 году там была выстроена каменная Онуфриевская церковь. А старинную разобрали, перевезли на соседний остров. Там этот храм был освящён как часовня во славу мученика Власия, а позже – Рождества Христова. Но древнему срубу был суждён и ещё один переезд: на острове возвели храм Сергия Радонежского, а сруб вновь перевезли на другой остров, где он пребывает и поныне, ожидая своей дальнейшей судьбы.

В 1854 году Соловецкий архипелаг оказался в зоне театра действий Крымской войны (название «Крымская», конечно, условно). Насельники достали, хранившиеся с древних времён, со времён «сидения», копья и бердыши. Впрочем, были и пушечки. По недоразумению из одной был сделан выстрел. Древнее ядро не только успешно вылетело, но и каким-то образом пробило борт английского корабля. Враг был посрамлён и бежал. На следующий день Соловецкую крепость подвергли бомбардировке. Из 60 английских орудий было выпущено 1800 зарядов. Но бомбы странным образом почему-то не взрывались. Из монастырских никто не погиб. Отмечено: уцелели все чайки. Оборона сопровождалась многими чудесами. Разрушения были незначительными. Несколько пострадала Онуфриевская церковь, словно б приняв на себя вражью силу, удерживая границу… Небезынтересно, что в храме Онуфрия Великого, который расположен вне стен монастыря, после закрытия Соловецкой обители в 1923 году, было разрешено служить тем монахам, которые отказались покинуть остров. Их было около шестидесяти. Единственный раз при советах, на Пасху 1926 года, в лагере для заключённых священнослужителей был разрешен крестный ход. Вокруг храма Онуфрия Великого – шли четыреста человек, в том числе десятки архиереев… Её снесли в 1940-м, кирпич и могильные плиты пошли на стройматериалы. Сейчас идут разговоры о восстановлении храма, чему сопротивляются местные светские власти.

А вот другое море, Чёрное, крепость Анапа. Русская армия взяла Анапу штурмом в 1828 году, 12 июня. Это был итог военных походов, проведённых Русской армией за минувшие 40 лет. В Анапе построили православный храм и освятили в 1837 во славу Онуфрия Великого и Петра Афонского, чья память празднуется в один день – 12 июня. Анапу посетил император Николай I, свой визит он начал с посещения Онуфриевской церкви… Эту церковь разрушили турки в Крымскую войну – в 1855 году. Но в 1876 году был выстроен новый храм. Строил его весь город, собирали по 7 рублей с каждого жителя... В хрущёвские гонения Онуфриевский храм в Анапе, пользуясь принятой нами здесь военной терминологией, ушёл в подполье: в его стенах обосновался дом пионеров, в нём работали детские кружки, воспитывались – на советский манер – дети. Православные Анапы в тот период сумели купить частный дом и несколько перестроить его в небольшую церковь, освящённую также во славу Онуфрия Великого. В настоящее время Онуфриевская церковь в Анапе восстановлена. А переоборудованная стала именоваться церковью Серафима Саровского. В день Онуфрия Великого гудят колокола над Анапой, летит звон над морем. Перекликается он и со звоном колоколов в центральной Украине. В Черкасской епархии зарегистрировано два Онуфриевских монастыря – Корсунский и Жаботинский. Восстановлен же пока один.

В день памяти преподобного Онуфрия Великого десятки автомобилей на трассе Черкассы - Чигирин заворачивают по стрелке-указателю на «Думанцы», устремляясь к Свято-Онуфриевскому монастырю, расположенному между речками Тясмин и Жаботинка, что над селом Чубивка – на Ветряной горе.

Документов, проливающих свет на обстоятельства и время основания Жаботинского Онуфриевского монастыря, не обнаружено. Однако известно, что в 1706 году монастырь уже существовал: митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России Варлаам (Ясинский) обращался к гетману Ивану Мазепе (у которого в сердце уже зрела измена своему царю) с просьбой «про опiку благочестивых монастырiв»…

В 1717 году Чигирин отошёл к Польше и сделался административным центром так называемого Чигиринского староства, владельцами которого стали магнаты Яблоновские. При Яне Яблоновском с 1717 года на чигиринщине начали возрождаться, а в ряде случаев и образовываться, православные обители. В Матронинском лесу Холодного яра возникло 14 монастырей. Интерес Яблоновского в этом деле, окончившего Львовский иезуитский коллегиум, был экономическим: нужно было на опустевшие за время войн земли привлекать население. Кто ж пойдёт жить, если нет храмов и монастырей? Близ Матронинского Свято-Троицкого монастыря, который Яблоновский возрождал первым, был известен Онуфриевский источник… Из жития преподобного мы знаем, что 30 лет из 60-ти, проведённых им в пустыне, около его пещеры бил источник и росла финиковая пальма, двенадцать ветвей которой поочередно плодоносили… Необыкновенно его житие, как забыть: маленький Онуфрий приносит к иконе Богомладенца хлеб, говоря: «Ты такой же Младенец, как и я, но Тебе ключарь не даёт хлеба». И Младенец Иисус принимал тот хлеб. Памятны и последние слова преподобного: «Чтущий память мою, каким бы то ни было образом, удостоится Божиего благословения. Господь поможет ему благодатию Своею во всех благих начинаниях на земле, а на Небе примет в святые селения».

После «красных десятилетий» Свято-Онуфриевский монастырь начал оживать в 1993 году. По благословению архиепископа Черкасского и Каневского Софрония, ныне митрополита, настоятелем обители был назначен иеромонах Еразм (Борданов). К 1993 году, вероятно, как и тремя столетиями ранее, в монастыре немногое уцелело. Погибла соборная трёхпрестольная деревянная церковь 1758 года постройки, несколько братских корпусов, хозяйственные строения. На церкви Онуфрия Великого (освящена в памятном 1812 году) были разрушены купола, уничтожены иконостасы…

И вот минули 16 лет. Обитель в буквальном смысле поднялась из руин. Если б кто-то делал фотографии по снимку в день и теперь, смонтировав, прокрутил нам фильм, мы б увидели, как вырастают из земли белокирпичные строения хозяйственных построек, трапезной, гостиницы, как восстанавливается золото на куполах храма, как возникает новый сад и пасека за ним. Мы б увидели, как о. Еразм освящает во славу святителя Николая новую пещерную церковь.

Многими любим этот монастырь и почитаем его настоятель архимандрит Еразм. После Литургии на колокольне ударят в колокола – из храмы Онуфрия Великого двинется крестный ход; сотни людей – вначале стройно и по двое, а далее уж вне всякого порядка, гурьбой, ступают по травам зелёным… Как и сто лет назад, как и двести, и триста. При желании можно даже и лица тех людей, прежде нас здесь шедших, представить – родные!.. Они удержали церковь от униатства и расколов, удержать бы и нам.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы