Бутмир и натоизация Балкан

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Политический кризис в Республике Сербской (РС) в Боснии и Герцеговине начался в мае этого года, когда Скупщина приняла постановление, в котором выражена озабоченность углублением процесса передачи полномочий государственных структур РС институтам Боснии и Герцеговины1. В постановлении констатировалось, что после 1995 г. под давлением Высоких представителей2 уже 68 полномочий органов РС переданы центру - Сараеву (при этом только в трех случаях с этим были согласны правительство и Скупщина РС), что, по мнению депутатов, угрожает существованию Республики Сербской и всему дейтонскому процессу. Самой серьёзной была реформа армии – расформирование Армии РС и Армии Федерации БиХ и создание единых Вооружённых сил БиГ. Скупщина приняла решение больше не поддаваться давлению и не соглашаться с решениями, которые не в интересах Республики Сербской.

В ответ на это Высокий представитель Валентин Инцко направил в Скупщину РС письмо, в котором назвал решение сербов „ошибочным и неприемлемым“. Ссылаясь на данные ему „боннские полномочия“, он отменил решение Скупщины и поставил вопрос о необходимости конституционных изменений в БиГ. Следует заметить, что в последние годы международные организации стремятся ликвидировать Республику Сербскую и создать унитарное государство, нарушая Дейтонские соглашения. Действия всех Высоких представителей в БиГ были направлены на осуществление именно этой задачи. С весны текущего года напряжённость в РС и БиГ не спадала.

Во время визита министра иностранных дел РФ С. Лаврова в Сараево в ноябре 2009 г. Москва выступила за скорейшее преобразование аппарата Высокого представителя в Миссию спецпредставителя Евросоюза, чтобы «боснийцы взяли судьбу своей страны в свои руки, чтобы окончательно избавиться от внешнего пригляда». Для этого необходимо преобразовать аппарат Высокого представителя и ликвидировать т.н. «боннские» полномочия, которые уже стали тормозом на пути укрепления боснийской государственности.

По мнению представителя России в Совете Безопасности ООН В. Чуркина, «необоснованное и поспешное использование "боннских полномочий" с неизбежностью ведет к нагнетанию напряженности в БиГ». Об этих полномочиях говорят многие, но никто не анализировал их сути. Считается, что «Высокий представитель наделен исключительными полномочиями, которые позволяют ему отменять любые решения боснийских властей, противоречащие принципам Дейтона, а также принимать собственные решения, включая увольнение должностных лиц»3.

Английский учёный Джон Локленд пытался проанализировать текст т.н. „боннских полномочий“4 и пришёл к выводу, что как такового документа о полномочиях не существует. Речь идёт о параграфе XI.2 решения Совета по выполнению мирного соглашения от 9-10 декабря 1997 г. В нём говорится, что Совет одобряет усилия Высокого представителя на пути осуществления Дейтонских соглашений и подчёркивает его важную роль в создании условий для поддержания мира в БиГ. А далее подтверждаются все полномочия Высокого представителя, прописанные в Дейтонском соглашении и Договоре о выполнении мирного соглашения5. При этом перечисляются вопросы, по которым он может вмешиваться и принимать свои решения: если стороны не могут договориться о времени и месте встреч, если что-то мешает работе совместных институтов, когда надо ввести временные меры до решения соответствующих органов БиГ. Поэтому многие действия Высоких представителей по смене избранных депутатов и президентов, по введению законов и объявлению постановлений, отмене решений органов власти следует рассматривать как превышение полномочий.

Занимая чёткую позицию по вопросу сохранения дейтонских мирных договорённостей, Москва фактически выразила поддержку сербам, которых пытались и пытаются заставить силой поменять Конституцию. Последним примером может служить встреча в Бутмире в октябре этого года и предложенный «пакет изменений» в Конституции БиГ.

В октябре 2009 г. представители США и ЕС Джеймс Стейнберг и Карл Бильт пригласили на военную базу НАТО Бутмир в БиГ представителей семи политических партий из Федерации и РС, чтобы ознакомить их с предложениями о конституционных изменениях в БиГ. С самого начала сербы смотрели на легитимность Бутмира с сомнением, помня деятельность многих организаций по навязыванию решений ещё в 90-е годы - случайным казался выбор приглашённых партий, сознательной акцией - узкий круг инициаторов встречи и неучастие России в переговорах. Кроме того, РС в Бутмире предполагала настаивать, чтобы Высокий представитель отменил свои недавние постановления, навязанные силой.

Не будем углубляться в содержание предложенного пакета изменений, заметим лишь: представители бошняков посчитали, что предложения ведут к окончательному разделению Боснии, хорваты остались недовольны тем, что их положение значительно ухудшается, а сербы сочли, что предложенные изменения выгодны только бошнякам и направлены на создание централизованного государства. Переговоры провалились, хотя каждая сторона готова была обсуждать отдельные новые положения предложенных изменений Конституции.

В Боснии переговоры в Бутмире вызвали озабоченность широких кругов и оживлённое обсуждение в СМИ. Главным вопросом, который волновал политиков и наблюдателей – какова цель переговоров? По форме Бутмир напоминал Дейтон и Рамбуйе (составленный «на стороне» пакет предложений, который следует принять целиком), а по результатам – все планы мирного урегулирования в БиГ в 1992-1994 гг. Большинство, особенно европейских политиков, считают «бутмирский пакет» только началом конституционной эволюции БиГ на пути к ЕС и НАТО. На необходимости преобразований для вступления в ЕС настаивали и устроители встречи.

Однако есть и другие мнения. Например, известный политолог из Баня-Луки Эмил Влайки полагает, что в Бутмире разыграли спектакль с одной только целью – заставить РС принять предложение вступить в НАТО, ведь 75% сербов, согласно опросу общественного мнения, не хотят вступать в организацию, которая бомбила их в 1994 г.6 По мнению автора, в Бутмире РС предъявили такие требования, которые РС никогда не могла принять. И выбор между конституционными изменениями, которые вели к растворению РС в централизованном мусульманском государстве, и меньшим злом – вступлением в НАТО - был сделан в пользу последнего. Э. Влайки убеждён, что Запад заинтересован в том, чтобы вся Босния вошла в НАТО, атлантистов меньше всего заботят административные внутренние разделения в этой стране. Наоборот, для Альянса даже хорошо, если партии, народы, районы, образования ссорятся и конфликтуют между собой. В этом случае и возникает повод для присутствия НАТО на этой территории, и обосновывается формула управления с помощью силы. Появляется и новый источник сил – боснийские народы - для продолжающихся и новых войн.

Такое предположение может иметь под собой почву, поскольку после Бутмира появились высказывания премьер-министра РС М. Додика о том, что вступление в НАТО может принести стране гарантии стабильности. А затем БиГ подаёт в Брюссель официальную заявку на предоставление этой балканской стране плана действий по членству в Североатлантическом альянсе. Во время визита в БиГ генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен отмёл догадки о связи между бутмирскими переговорами и вступлением БиГ в НАТО, однако, выразил уверенность, что все страны Западных Балкан должны стать членами НАТО. Он приветствовал решение БиГ о вступлении в альянс и о посылке своих военных в Афганистан.

Несмотря на критику, Высокий представитель продолжает свою целенаправленную деятельность. 23 ноября Совет Безопасности ООН провел заседание, посвященное положению в БиГ. На нем Высокой представитель в БиГ В. Инцко представил доклад о развитии событий в этой стране. По его мнению, боснийские власти не способны самостоятельно решать стоящие перед страной вопросы. Кроме того, он отрапортовал генеральному секретарю НАТО, что в бюджете БиГ на 2010 г. предусмотрены средства для дальнейшей модернизации вооружённых сил БиГ по стандартам НАТО.

Вся эта активность рисует следующий сценарий развития событий: став страной-членом НАТО, БиГ превратится в главную базу для размещения сил Альянса, поскольку имеет прекрасную инфраструктуру для развёртывания большого количество вооружённых сил. В связи с утверждением, что ситуация в стране нестабильная, НАТО не только начнёт вмешиваться в политическую ситуацию, но и станет движущей силой процессов создания унитарной Боснии (уже сегодня Европа предлагает сербам и хорватам защитить их как национальные меньшинства в БиГ). Вступление БиГ в НАТО продолжит процесс натоизации православных территорий – Македония уже кандидат в члены Альянса, а Черногория подала заявку на получение плана действий. А методика, использованная в Боснии – без референдума и учёта общественного мнения, – позволит сделать этот процесс менее болезненным для североатлантистов.


__________________

1 14 декабря 1995 г. вступило в силу Мирное соглашение (Дейтонское), согласно которому было создано государство, именуемое Босния и Герцеговина (БиГ). В БиГ закрепляются два Образования - Федерация БиГ и Республика Сербская. Образования имеют ряд полномочий, которые дают им определённую самостоятельность. Центральные мультиэтнические государственные органы должны позволить функционировать государству - члену Организации Объединенных Наций.

2 В целях выполнения соглашения и осуществления международного мониторинга процесса боснийского урегулирования создан Совет по выполнению Мирного соглашения (в него входят 55 стран) и его исполнительный орган — Руководящий комитет (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Россия, Япония, председательство Евросоюза, КЕС и Организация Исламская конференция, представляемая Турцией). Координатором международных усилий является Высокий представитель в БиГ.

3 Горностаев Д. РФ против принуждения БиГ к изменению конституции ради вступления в ЕС // РИА Новости, 2009. 24 нояб. Режим доступа: http://www.rian.ru/world/

4 John Laughland. Playing CARDS with a cheat – Bosnia-Herzegovina’s destiny in the EU // Новая сербская политическая мысль. 2009. Режим доступа: http://www.nspm.rs/sudbina-dejtonske-bih-i-republika-srpska/kartanje-s-…

5 Arhiva Odluka Visokog predstavnika se može vidjeti na OHR-ovoj web stranici: http://www.ohr.int/decisions/archive.asp. Na Bonska ovlaštenja se pozivalo često, obično u drugom pasusu ove “Odluke”. Postoji posebna kategorija o “Skidanje i Suspendovanje s dužnosti”.

6 Влајки Е. Бутмир је циркуска представа // Нови Репортер, 2009. 28.окт.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться