Внешняя политика Республики Беларусь определяется её нынешним политическим руководством как многовекторная. «Многовекторность» в современном политическом лексиконе обозначает поддержание устойчивых, стабильных, взаимовыгодных отношений со всеми партнёрами по всем направлениям. Геополитическое положение Республики Беларусь в центре Европы, на перекрестке разнообразных транзитных путей, жёстко определяет возможные векторы её политики - Россия, Украина, Прибалтика, Польша, то есть в первую очередь ближайшие соседи белорусского государства.
В более широком смысле слова речь идет также об отношениях со странами СНГ, Европейского Союза и ведущими мировыми державами - США, Китаем, Индией, Японией, Бразилией. В то же время следует понимать, что абсолютно равных векторов не может быть по определению: отношения с ядерной сверхдержавой и микроскопическим, но очень гордым государством из числа балтийских лимитрофов - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Необходимо выстраивать иерархию политических векторов, исходя из характера национально-государственных интересов. Представляется само собой разумеющимся, что Россия занимает главное место во внешней политике Республики Беларусь. Подтверждают это обстоятельство такие факты, как существование Союзного государства Беларуси и России, участие Беларуси в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС), в создаваемых Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве России, Казахстана и Беларуси.
Собственно говоря, только благодаря массированному политическому, экономическому и военному сотрудничеству с Россией Беларусь существует как независимое государство. Участие в союзных отношениях для белорусов исключительно выгодно, что находит свое отражение в распределении таможенных пошлин в предполагаемом соотношении 87 : 8 : 5 соответственно для России, Казахстана и Беларуси. Белорусские товаропроизводители получают свободный рынок в 20 миллионов квадратных километров и 170 миллионов человек. Вывод, казалось бы, должен быть очевиден – последовательно и настойчиво двигаться в восточном направлении, последовательно, шаг за шагом, создавать таможенный союз, единое экономическое пространство, валютный союз, наднациональные органы и так далее.
Однако за последний год постоянно происходит что-то, что явно нарушает сложившуюся и наиболее выгодную для Беларуси иерархию направлений её внешней политики. Понятно, что, имея товарооборот с Евросоюзом в 44% от общего объема внешней торговли, необходимо строить отношения с Европой соответственно. В то же время речь не должна идти о национальном унижении и поиске дивидендов любой ценой.
Европейский Союз в целом находится в крайне сложной экономической и политической ситуации. Греция с её резко обозначившимися финансово-экономическими трудностями не одинока, в одном направлении с ней дрейфуют Португалия, Испания, Ирландия и даже Великобритания и Франция. Дефициты их бюджетов в разы превысили предельно допустимые уровни, зона «евро» в целом находится на грани дефолта. Обстановка в Прибалтике, Польше, Венгрии, Румынии, по ряду оценок, недалека от экономической катастрофы.
На всю программу «Восточное партнерство» было выделено в своё время 600 млн. евро на пять лет на шесть стран - по 14 млн. евро в 2010 году и по 30 млн. евро в 2015-м на каждую страну. Расщедрились. В связи с этим становятся непонятными настойчивые заигрывания белорусского руководства не только с Евросоюзом в целом, но и в особенности с Польшей.
С поляками у белорусов давняя совместная история и давние счёты. Более того, в период 1920 – 1939 годов польская шляхта, реализуя идеи Ю. Пилсудского, создала близкий к фашистскому оккупационный режим для белорусов в Западной Белоруссии и Литве (Виленский край). Концентрационные лагеря в Берёзе Картузской, Западной Украине и в самой Польше ничуть не уступали гитлеровским. Польские «осадники» на «восточных землях» вели политику всяческого ущемления прав и свобод белорусов, не останавливаясь перед применением карательных мер.
Когда в 1939 году Красная Армия освобождала Западную Украину и Западную Белоруссию, сопротивление ей оказали только польские колонизаторы. Белорусское население встречало войска восторженно и торжественно, как освободителей. В результате того, что Польша 30-х годов прошлого века, руководимая заигравшейся и завравшейся шляхтой, занималась всевозможными гешефтами с нацистской Германией, предлагая немцам совместный поход на Восток, она была в конце концов ликвидирована. Здесь и речи быть не может о каком-то «предательстве» Польши, «ударе в спину» и т.п. Не зря Уинстон Черчилль назвал польскую шляхту «гнуснейшими из гнусных», которые зачастую правят в этой стране «храбрейшими из храбрых».
Так почему же в Республике Беларусь не было отпраздновано на должном государственном уровне 70-летие воссоединения белорусского народа или хотя бы 70-летнее образование Брестской и Гродненской областей?
Не меньше вопросов вызывают и отношения Беларуси с Украиной. Почему, например, была выражена благодарность В.А. Ющенко за поддержку им Республики Беларусь (где? когда?). Ющенко В.А.по меркам 1941 года – откровенный фашистский пособник, а такие пособники фашистов (они же «герои Украины»), как Степан Бандера и Роман Шухевич перерезали более 100 тыс. украинцев и поляков. С эсэсовцами из ОУН – УПА хорошо знакомы и белорусы (особенно в Полесье, да и в других местах, например в Хатыни).
Возникает ощущение, что Минск постепенно переходит от польки белорусской с равноправными партнёрами к очень забавному танцу: «два шага налево, два шага – направо, шаг вперед – наоборот!». Стоит ли?