Перейти к основному содержанию

«Катынский» синдром

"...Россия должна понимать, что чрезмерное посыпание головы пеплом будет иметь лишь кратковременный информационный эффект, который нужно использовать с максимальной выгодой. Если этого не сделать, будут упущены потенциально благоприятные моменты для того, чтобы добиться политических уступок со стороны Варшавы. И со временем полякам захочется от России вечных стенаний и покаяний, что неприемлемо, поскольку сами поляки за преступления своего режима каяться не собираются."

Польская пресса переполнена комментариями о визите премьер-министра Польши Дональда Туска в Россию и о его участии в поминальных мероприятиях, посвящённых памяти польских офицеров, погребённых в Катыни. Наблюдается довольно широкий разброс мнений, несмотря на то что «катынская трагедия» является краеугольным камнем польской истории в её русофобском преломлении, которая легко находит отклик в сердцах поляков. Доходит до того, что на одном и том же информационном ресурсе можно увидеть чуть ли не противоположные мнения на злобу дня.

К примеру, на портале Kresy.pl, специализирующемся на тематике т.н. «восточных территорий» (Украина, Белоруссия, Литва, Россия), опубликован материал русофоба Яцека Ковальского «Катынь. Путин. Усталость». Автор узрел проницательным оком в примирительных инициативах российского руководства хитрый ход с целью умаслить польскую общественность и, пользуясь её доверчивостью, приступить к построению новой Российской империи. «Пригласили президента Польши, но пригласили и Ярузеля», - возмущается Я. Ковальский, называя первого секретаря ПОРП и героя Второй мировой войны Войцеха Ярузельского уничижительным прозвищем.

«Используя катынскую трагедию, Путин играет с нами, как кот с мышкой... Маккиавеллиевские тропы, которыми он продвигается к цели, не всем ясны», - констатирует автор. Обвиняя Кремль в злоупотреблении чувством патриотизма, свойственного всем полякам, Ковальский призывает отречься от политики «шаг вперёд – два назад» и оставаться верным принципам евроинтеграции и политике вечного противостояния с Россией. «К счастью, грехи польского государства не такие уж и большие», - уверяет он и в конце резюмирует, что лучше уж быть поляком, чем русским, поскольку русские-де обречены жить при тоталитаризме.

Но, касаясь официальной стороны дела, Kresy.pl цитирует слова премьера Д. Туска, что память о Катыни – лучший путь к взаимопониманию двух народов. Сам Туск заявил, что трагедия Катыни не должна «привносить враждебности в отношения поляков и русских» и «слово правды может повести за собой оба народа». Далее процитированы слова российского премьера о том, что правду о Катыни нельзя использовать в политических заказах, будучи ослеплённым ненавистью и злостью. При этом обошлось без злобно саркастических комментариев, свойственных польской прессе при освещении любых событий, связанных с Россией.

В том же русле высказался польский «Newsweek», который, кроме всего прочего, процитировал слова Д. Туска о том, что в катынской земле лежат не только поляки, но и представители других национальностей. Вслед за «Newsweek» последовали похожие комментарии «Gazety Wyborczej”, «TVN», «Wiadomosci», «Моjе оpinje» и др.

Тем временем зарубежная редакция Польского радио приводит как дружественные, так и враждебные комментарии о перспективах российско-польского «потепления». Комментатор газеты “Fakt” Лукаш Важеха утверждает, что верить России не стоит, поскольку главной геополитической задачей Кремля является восстановление прежней сферы влияния, которую Россия утратила вместе с развалом Советского Союза. Однако Л. Важеха считает целесообразным не вступать с Москвой в конфронтационные отношения, а, вооружившись изрядной долей недоверия, постараться добиться перелома в польско-российских отношениях без ущерба интересам Польши.

Эксперт Анждей Таляга со страниц издания “Dziennik. Gazeta Prawna", чьи слова также цитирует Польское радио, заявил, что, напротив, видит в визите Д. Туска позитивный сигнал для обеих стран. «Ещё два года назад это было бы невозможно, - говорит А. Таляга, имея в виду речь В. Путина в Катыни. – Россия хочет засыпать ров между нашими странами и предлагает сотрудничество. Если мы согласимся, мы можем немало выиграть. Если Москва не сойдёт с выбранной дороги, откроются новые возможности – польская поддержка прозападных устремлений Украины, цены на газ и Северный поток перестанут быть элементами тихой войны…Польша должна оценить инициативу России и сделать очередной шаг».

Умеренно оптимистично прозвучали слова польских государственных деятелей. Александр Шчигло, руководитель Бюро национальной безопасности Польши, выразил надежду, что встреча двух премьеров положит начало новому этапу отношений между Варшавой и Москвой. Министр иностранных дел Радослав Сикорский выразил своё удовлетворение ходом траурных мероприятий в Катыни. Но наиболее резонансным заявлением отличился лидер Союза левых демократических сил (SLD) Гжегож Наперальский, который в интервью журналистам «Rzeczpospolita» выразил поддержку не только политике Д. Туска, направленной на сближение с Россией, но и недвусмысленно выразился о почётных заслугах перед польским народом генерала В. Ярузельского. Г. Наперальский призвал коллег по цеху отказаться от порочной практики, когда трактовка польской истории, в т.ч. взаимоотношения Польши с Россией, является прерогативой исключительно правых сил, привносящих в историю этих отношений свои националистические комплексы, что пагубно сказывается на польской внешней политике.

Похожие заявления прозвучали из уст политолога Люблинского университета Марии Кюри-Склодовской, профессора Марека Петраша. Следует отметить, что Люблинский университет является интеллектуальной базой польской восточной политики, в фокусе внимания которого находится деятельность польских «кресовых» организаций на территории России, Украины, Литвы и Белоруссии. Поэтому мнение профессора М. Петраша можно воспринимать как настрой экспертно-аналитического сообщества, «делающего» польскую политику в отношении бывших республик СССР, на переход к более конструктивным отношениям с Москвой.

В общем хоре голосов были услышаны мнения бывших государственных мужей Польши. Так, экс-премьер Польши Тадеуш Мазовецкий заявил, что Д. Туск своим визитом продемонстрировал готовность польского руководства пойти навстречу России, и высказал надежду, что этот жест будет верно истолкован. Т. Мазовецкий отверг упрёки чересчур эпатажных журналистов в адрес российского премьера в том, что будто бы в своей речи в Катыни он уделил недостаточно внимания польским жертвам трагедии. По словам Т. Мазовецкого, слов сочувствия, прозвучавших из уст В. Путина, вполне хватит, чтобы понять, что Кремль нацелен начать отношения с Варшавой с чистого листа. И даже присутствовавший в Катыни экс-президент Лех Валенса, который всегда позиционировал себя как ярого русофоба и атлантиста, назвал этот день «близким к перелому».

Более сдержанным был маршалек польского Сейма Влодзимеж Тимошевич. Он также положительно оценил визит Д. Туска в Россию, но призвал не спешить с выводами, поскольку «Ельцин тоже много жестов делал, но дальше этого дело не пошло».

Как видим, объём положительных комментариев в польской прессе явно больше нервно-припадочных обвинений в адрес Кремля в новых «гнусностях» против свободолюбивой Польши. Среди наиболее высокопоставленных лиц польского политикума прослеживается определённое единодушие в оценках важности налаживания отношений между нашими странами. Именно из их уст прозвучали наиболее оптимистичные оценки будущего польско-российского партнёрства. Пессимистически агрессивные комментарии, напротив, принадлежат если не маргинальным слоям, то, по крайней мере, тем, кто не может выступить конкурентом правящей элиты в силу недостатка популярности и политической харизмы. Похоже, что сегодняшняя Польша сама бы рада избавиться от «катынского» синдрома. Сумеет ли, покажет время, ибо польский национальный характер иногда играет злую шутку с самими поляками.

Россия должна понимать, что чрезмерное посыпание головы пеплом будет иметь лишь кратковременный информационный эффект, который нужно использовать с максимальной выгодой. Если этого не сделать, будут упущены потенциально благоприятные моменты для того, чтобы добиться политических уступок со стороны Варшавы. И со временем полякам захочется от России вечных стенаний и покаяний, что неприемлемо, поскольку сами поляки за преступления своего режима каяться не собираются.

Оцените статью
0.0