Ху Цзиньтао: путешествие на Запад от Вашингтона до Бразилиа (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Согласно принятой в Китае практике, высокопоставленные чиновники, покидая родину, совершают продолжительные турне по нескольким странам сразу. Следуя традиции, после США китайский председатель отправился в Бразилию. В отличие от Африки, которую Ху Цзиньтао за 10 лет посетил шесть раз (дважды в должности заместителя председателя КНР и четырежды в ранге главы государства), латиноамериканские страны ранее были не избалованы частыми визитами китайского лидера. Всего председатель КНР совершил на Юг Америки два вояжа и в обоих случаях – на саммит АТЭС. В ноябре 2004 г. товарищ Ху посетил принимавшую саммит Чили, а также Бразилию, Аргентину и Кубу. В ноябре 2008 г. помимо Перу, он был принят на Кубе и в Коста-Рике.

С некоторых пор для китайской внешней политики латиноамериканское направление - безусловно, приоритетное. В феврале 2009 г. с миссией укрепления китайско-латиноамериканских связей в Мексике, Ямайке, Колумбии, Венесуэле и Бразилии побывал заместитель председателя КНР Си Цзиньпин, которого считают наиболее вероятным преемником Ху Цзиньтао на всех ключевых государственных постах.

Впервые аббревиатуру БРИК ввел в 2001 году аналитик Goldman Sachs Джим О’Нил, который в докладе, посвященном перспективам мирового развития, подсчитал, что к 2050 году экономики Бразилии, России, Индии и Китая превзойдут суммарный ВВП G-7. Потенциал четырех государств действительно огромен: на членов группы БРИК приходится 26% земной суши, 42% мирового населения и 14,6% мирового ВВП. Все четыре страны до начала пресловутого «кризиса» демонстрировали высокие темпы экономического роста, около 10% в год.

Следует подчеркнуть, что поводом для объединения четверки в группу стали не только огромные экономические возможности. В последние годы экспертами не раз отмечалось, что в рамках ООН и других мировых форумов Бразилия, Россия, Индия и Китай без специальных согласований и консультаций выражали схожие мнения по ключевым международным вопросам, были солидарны при голосовании и даже выдвигали совместные резолюции.

Конечно, между этими странами множество различий. Речь идет даже не об очевидной несхожести культур и традиций, а о моделях экономики. Бразилия развивается за счет эффективного управления зарубежными инвестициями в сельское хозяйство. Российские показатели роста во многом обеспечены крупнейшим в мире экспортом сырья и энергоресурсов. Индия, благодаря британскому колониальному наследию, заложившему высокие стандарты образования и внедрившему английский язык в культуру народов Южной Азии, смогла стать лидером в области IT и программирования. Превращению Китая в мировой цех для сборки способствовал громадный ресурс дешевой рабочей силы. С мирохозяйственной точки зрения каждая страна закрывает одну из ключевых экономических сфер: сельское хозяйство, ресурсы, промышленное производство и высокие технологии. Однако полной взаимодополняемости пока нет. Не случайно крупнейшими торговыми партнерами каждой из стран являются не её партнеры по БРИК, а США и Евросоюз.

Отправной точкой создания БРИК можно считать встречу глав внешнеполитических ведомств «четверки» в Нью-Йорке в 2006 г. Тогда же было принято решение о создании координационных групп при МИД каждой из стран. Эстафету дипломатов постепенно стали принимать министры финансов и главы Центробанков, министры сельского хозяйства и начальники статистических ведомств, главы антимонопольных структур и силовики, а также представители бизнеса. Контакты стали происходить на регулярной основе. Координация и обмен мнениями между Бразилиа, Москвой, Дели и Пекином коснулись всех ключевых сфер государственной жизни: экономики, политики, торговли, безопасности и т.д. Первый официальный саммит флагманов развивающегося мира прошел в Екатеринбурге в июне 2009 г. Именно с этой встречи лидеров стран «четверки» на Урале, на условной географической границе между Европой и Азией, о БРИК стали говорить как об окончательно оформившейся международной структуре.

Китай со всей серьёзностью подошел ко второму саммиту лидеров развивающихся государств. «Страны БРИК делают важный вклад в восстановление мировой экономики, они представляют новый тип координации стран с разными моделями социального и экономического развития, и мы верим, что обмен мнениями внутри группы БРИК (в рамках подобного саммита) позволит услышать их голос, поможет стабилизации мировой экономики и будет способствовать гармоничному развитию мира, особенно в условиях нынешней мировой экономической ситуации», - заявил заместитель министра иностранных дел Цуй Тянькай в интервью китайским СМИ за неделю до встречи «четверки».

По просьбе китайской стороны нынешний саммит вместо положенных по протоколу двух дней был сокращен до нескольких часов. Уже 16 апреля Ху Цзиньтао был вынужден отменить визиты в Чили и Венесуэлу и вернуться на родину для координации действий спецоперации по спасению людей, пострадавших от землетрясения (магнитуда 7,1 баллов по шкале Рихтера) в уезде Юйшу провинции Цинхай. Согласно официальной информации, число погибших составило 617 человек, более 300 числятся пропавшими без вести. Количество раненых превысило 9 тысяч человек, около одной тысячи из них находятся в тяжелом состоянии.

Несмотря на насыщенную повестку, лидеры четвёрки успели обсудить все запланированные темы, а именно: посткризисное развитие, борьба с терроризмом, изменения климата, иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование, ситуация на Гаити. В центре обсуждения была проблема реформирования международных финансовых институтов, поднятая Китаем - главным на сегодня мировым кредитором. В этих институтах, контролируемых Соединёнными Штатами, на страны БРИК приходится менее 10% голосов, поэтому они не в силах влиять на принимаемые решения. Согласно достигнутой договоренности, «четверка» поставит вопрос о перераспределении квот МВФ в размере 5% и Всемирного банка в размере 3% на следующем саммите G-20 в ноябре 2010 года.

Если план сработает, то БРИК окончательно превратится в реальную силу, а Пекин получит шанс склонить на свою сторону десятки стран Азии и Африки (как это он уже проделывал не раз в других международных организациях, выигрывая право на проведение Олимпиады или пресекая попытки Тайваня получить членство в ООН), имеющих в сумме в этих финансовых организациях контрольный пакет голосов.

Важным решением нынешнего саммита БРИК стало увеличение доли национальных валют во взаиморасчетах. Это – ещё один удар по доллару. Пекин набирает очки в валютном противостоянии с Вашингтоном. Разговоры об отказе от «зеленых» как основного платежного средства в мировой торговле начались весной 2009 г. Идею, впервые высказанную вслух президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, поддержали лидеры РФ, КНР и Бразилии. Хотя обсуждение темы заблокировали на прошлогоднем саммите G-20, заинтересованные стороны про неё не забыли.

К безусловным достижениям саммита следует отнести подписание первого официального документа в области экономического сотрудничества членов БРИК – меморандума о сотрудничестве между Внешэкономбанком (ВЭБ), Банком развития Китая, Национальным банком социально-экономического развития Бразилии и Экспортно-импортным банком Индии.

Конечно, на сегодняшний день БРИК всё ещё находится в стадии оформления и поиска общих интересов. Причем существуют факторы, серьёзно тормозящие развитие союза. Прежде всего, это китайско-индийские региональные противоречия, которые в рамках БРИК рискуют выйти на глобальный уровень. Дели не нравится, что первую скрипку в группе БРИК играет Пекин, который использует формат встреч лидеров развивающегося мира для создания коалиций по лоббированию собственных интересов. Ещё одной особенностью БРИК является то, что для КНР – это удобная площадка для интеграции с Бразилией и Латинской Америкой в целом.

Торгово-экономические сотрудничество с Китаем становится важнейшим фактором для будущего развития Бразилии. Впервые в истории Китай стал её крупнейшим торговым партнером, оттеснив на второе место США. Торговый оборот между Китаем и Бразилией составил в прошлом году 36,1 млрд. долларов. Китайский бизнес активно занят в различных проектах на бразильской территории – строительство крупного металлургического завода, инвестиции в железнодорожную инфраструктуру и нефтедобывающий сектор страны.

Бразилия является ключевым союзником Китая на южноамериканском континенте, открывающим путь в соседние страны. В 2008 г. торговый баланс КНР с государствами Латинской Америки составил 140 млрд. долларов, причем до «кризиса» среднегодовой прирост товарооборота приближался к 40%. Китай уже стал вторым (после США) крупнейшим торговым партнером региона, отобрав это место у Евросоюза. Около 30% китайских бизнесменов считают, что именно Латинская Америка в ближайшие пять лет будет самым быстрорастущим и привлекательным рынком.

Итоги путешествия Ху Цзиньтао на Запад для КНР объективно положительные. В очередной раз без видимых уступок получилось отстоять курс юаня. Вопрос о введении санкций против Ирана не может быть решён без Китая. Решение по перераспределению квот в МВФ и Всемирном банке, согласованное в рамках второго саммита БРИК, опять же из всей «четверки» наиболее выгодно Пекину. К тому же китайские бизнесмены получили добро на подписание ряда контрактов с латиноамериканскими партнёрами. Уже без сомнений можно говорить о том, что в условиях глобального кризиса значительные экономические (наивысшие показатели роста ВВП) и геополитические (противостояние Вашингтона с Пекином пока складывается в пользу последнего) успехи Китая придали огромную уверенность руководителям страны, позволив им пересмотреть место и роль Поднебесной в современной системе международных отношений.

Ху Цзиньтао даже не думает пасовать перед Бараком Обамой и другими лидерами иранской переговорной «шестерки», он вынуждает сильных мира сего считаться с ним и бороться за свое расположение. А в кругу лидеров развивающихся стран председатель Ху совершенно очевидно - первый среди равных.

__________________

Роман ТОМБЕРГ – эксперт Фонда стратегической культуры, аспирант Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться