Перейти к основному содержанию

За региональную резолюцию против всех преступлений

"Сербия под большим давлением приняла Резолюцию о преступлениях в Сребренице, в которой взяла на себя историческую ответственность за сфабрикованный пропагандой и СМИ «геноцид». Рассуждать о геноциде, который не планировался, о преступлении, состоящем из военных операций и расстреле неопределенного числа военнопленных, некоторые из которых совершали преступления в отношении мирного населения, по меньшей мере бессмысленно в контексте определения геноцида..."

Сербия под большим давлением приняла Резолюцию о преступлениях в Сребренице, в которой взяла на себя историческую ответственность за сфабрикованный пропагандой и СМИ «геноцид». Рассуждать о геноциде, который не планировался, о преступлении, состоящем из военных операций и расстреле неопределенного числа военнопленных, некоторые из которых совершали преступления в отношении мирного населения, по меньшей мере бессмысленно в контексте определения геноцида. Сравнивать расстрелы военнопленных (количество которых колеблется от нескольких сотен до примерно тысячи), каких в войнах 1990-х годов было немало со всех сторон и в которых страдали мирные граждане, со спланированным уничтожением миллионов людей в концлагерях наподобие Освенцима, Дахау или Ясеновца - оскорбительно по отношению к памяти о миллионах жертв фашистского и нацистского геноцида.

Что же стоит за этой инициативой? Через резолюцию по Сребренице американцы планируют завершить империалистический передел Балкан, а благодаря сербскому самобичеванию легализовать обвинения и приговоры СМИ. Естественным последствием этого станет признание независимости Косово и упразднение Республики Сербской как «детища геноцида». Этой резолюцией Сербия оправдывает сецессию Косово как «расплату за преступления». Подобно тому, как Черногория нанесла удар в спину Сербии признанием независимости Косово, Сербия делает то же самое этой резолюцией в отношении Республики Сербской. Этим приближается эпилог в реализации стратегических планов Вашингтона по утверждению гегемонии на Балканах. И происходит это на фоне приближающейся второй волны глобального экономического кризиса и ожидаемого изменения соотношения сил в некоторых частях планеты.

Сербия сейчас находится в крайне тяжелой ситуации не только вследствие давления, оказываемого из-за резолюции. Однако это давление не может амнистировать власть даже при условии, что она не осознает того, что ставит на своем народе и государстве клеймо позора и возлагает на него ответственность за произошедшее. Принятие данной резолюции – преступление против исторической справедливости и против будущего собственного народа. Таким образом, сербы легализуют всю неправду и преступления, совершенные над ними, и предстанут худшим народом на свете. Мы не говорим уже о возможном возмещении убытков или о других пагубных последствиях этого решения для национальных интересов. Сербия стоит на коленях, но тех, кто примет это несправедливое клеймо позора, будущие поколения заклеймят как предателей, толкнувших в грязь собственную страну.

Как быть в этой ситуации? С одной стороны, Сербия находится под давлением Запада и местных коллаборационистов, с другой стороны, существуют очевидные негативные последствия принятия резолюции. Как очевидно и то, что услужливая сербская политическая элита неспособна противостоять такому давлению, и в этом случае следует рассматривать вопрос на принципиальном уровне.

Первым принципом является принцип исторической правды. Правду можно было бы выяснить путем формирования парламентской комиссии, а также международного органа из независимых экспертов, которые бы позаботились о выяснении всех обстоятельств событий в Сребренице. Организация международной конференции с привлечением влиятельных мировых специалистов, имеющих объективный и сбалансированный подход к этой щекотливой проблеме, - вот что следовало бы сделать Сербии. У нее нет причин бояться правды и исторических фактов, потому что рассказы о 7000 жертв в Сребренице есть не что иное, как политический миф, раздутый СМИ, в который не верят даже те, кто его продвигает. Односторонняя резолюция, основанная на военной пропаганде, укрепила историческую неправду как «факт», вокруг которого не может быть никаких дискуссий.

Следующий принцип – принцип равноправия жертв, т.е. не следует подчеркивать только свои жертвы, нужно также не забывать и о других. Мы убеждены, что в этом отношении Сербия имеет огромные преимущества по сравнению с Боснией и Хорватией, для которых является проблемой признание чужих жертв. В разговорах о Сребренице подчеркиваются жертвы мусульманской общины и предаются забвению погибшие православные и католики. Дискриминация жертв, с чьей бы стороны она ни исходила, является несправедливой и должна быть преодолена. Запад декларативно высказывается против дискриминации, хотя в этом случае настаивает именно на ней. В соответствии с первым принципом необходимо посчитать все жертвы, но в соответствии со вторым принципом не следует подчеркивать, «чьих жертв больше».

Третий принцип – региональный подход к данному вопросу. Необходимо, чтобы Сербия, Хорватия, Босния, а также Словения совместно осудили все военные преступления 90-х. При этом необходимо, чтобы все осудили преступления, совершенные их гражданами. Только при таком коллективном осуждении всех преступлений можно надеяться на нормализацию отношений и «примирение на просторах бывшей Югославии». Если же одна из сторон конфликта осуждает только одну сторону преступлений, лишь чужие преступления по отношению к своим гражданам, или, как в случае с Сербией, ей навязывается, чтобы она осудила сербские преступления по отношению к мусульманам, то желаемое примирение вряд ли возможно. Таким образом, как и прежде, взращиваются опасные тенденции и подогревается межэтническая нетерпимость с обеих сторон.

Совершенно очевидно, что те, кто навязывает несправедливые и односторонние «исторические резолюции», на самом деле не желают примирения между этническими группами. Несправедливая по своей сути резолюция также не в интересах мусульман, поскольку она сильно огорчает сербов, с которыми они живут в одной стране. Если боснийские мусульмане действительно верят, что сербы - преступники, способные на геноцид, то почему тогда они должны жить с ними в одной стране. Таким образом, происходит не только сужение пространства для совместного существования, но и создается новое острейшее противоречие на Балканах.

Любой, кому небезразлична историческая правда и нормализация отношений, поддержит сказанное выше. Тем, кто понимает, что это в сербских интересах, не нужны дополнительные аргументы. С одной стороны, необходим беспристрастный суд международных экспертов, чьи интересы не связаны с интересами сторон конфликта 90-х. С другой стороны, нужна общая региональная резолюция, которая бы одновременно осудила все преступления, совершенные на территории бывшей Югославии, т.е. чтобы парламенты в Белграде, Подгорице, Загребе и Сараево приняли одинаковую или схожую региональную резолюцию, осуждающую все преступления, совершенные в 90-е. Только так можно объективно взглянуть на все негативное, что происходило в эти несчастливые годы. Избавление от балласта прошлого имело бы позитивное влияние на отношения в регионе и способствовало бы исцелению ран недавнего прошлого.

Оцените статью
0.0