17 мая Совет Безопасности ООН обсудит положение в Косове и очередной доклад генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о ситуации в этом сербском крае, отторгнутом от Сербии в феврале 2008 года. Это - первое подобное заседание с тех пор, как стал известен план рассмотрения Гаагским трибуналом иска Сербии о нелегитимности косовского псевдо-государства. Идёт торговля: сроки вынесения и содержание судебного вердикта по Косову обусловливаются арестом сербскими властями бывшего командующего армии боснийских сербов генерала Ратко Младича. Соответствующие договоренности могут быть уточнены уже во время визита 12 мая в Белград Главного прокурора Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ) Сержа Браммерца.
В январе Международная гражданская канцелярия в Косове в лице Питера Фейта и албанские власти края впервые синхронно обнародовали содержание совместно подготовленного ими «Плана для Северного Косова», преследующего цель сломить сербское сопротивление и установить контроль албанских структур над всей косовской территорией. Передача под контроль косовских полицейских местных православных монастырей и участка административной границы между Косовом и остальной Сербией стала первым, но далеко не последним этапом в реализации этого плана.
Доклады генсеков ООН по Косову никогда не отличались особой конкретикой, глубиной анализа и далеко идущими выводами и предложениями. Однако в нынешнем документе, подготовленном в ключевой для Сербии и всего балканского региона момент, беззубость Пан Ги Муна особенно бросается в глаза. С одной стороны, он признает, что ситуация остается «относительно спокойной, но хрупкой» и особо отмечает наличие угрозы «роста напряженности» на севере Косова. С другой стороны, предлагаемые им решения проблемы носят декларативный характер и игнорируют не только вопросы статуса края, но и опаснейшие планы Приштины.
Впрочем, сам Пан Ги Мун и не скрывает подлинную цель своего обтекаемого доклада: это стремление и далее получать «непрерывную поддержку» со стороны Совета Безопасности ООН и «более широкого международного сообщества». Такая поддержка позволяет миссии сохранять видимость значимости своей миротворческой функции и получать через соответствующие ооновские структуры необходимое финансирование. А сама ООН, по сути дела, уже расписалась в неспособности, а главное – нежелании заниматься косовским урегулированием не на словах, а на деле.
В таком понимании генсеком ООН и его аппаратом своих задач в Косове - корень косовской проблемы на сегодняшний день. Западные державы, а Пан Ги Мун зарекомендовал себя послушным исполнителем их воли еще в бытность министром иностранных дел Южной Кореи, заинтересованы в сохранении бутафорской роли ООН в Косове и других районах Балкан. Это позволяет им проводить собственную политику, прикрываясь выхолощенным ООН-овским мандатом. Причем действия ЕС, НАТО и других институтов «нового мирового порядка» в том же Косове, а также в Боснии и Герцеговине, Сербии, Македонии и других районах Балкан никак не сводятся к «содействию примирения» или «созданию условий для диалога».
Предстоящее 17 мая заседание Совета Безопасности ООН в очередной раз это продемонстрирует, поскольку, помимо доклада Пан Ги Муна по Косову, на нем будет заслушано выступление Высокого представителя международного сообщества в Боснии и Герцеговине Валентина Инцко. Австрийский дипломат попытается убедить членов СБ ООН в необходимости коренного переустройства бывшей югославской республики на началах жесткой централизации – иными словами, «продавить» в виде специальной и имеющей обязательную международно-правовую силу резолюции тот самый «бутмирский процесс», который забуксовал в октябре 2009 года из-за жесткого сопротивления боснийских сербов. И то, что на одно заседание выносятся косовский и боснийский вопросы, – отнюдь не случайно.
Подобная увязка должна позволить США, Великобритании и Франции при поддержке ряда непостоянных членов СБ ООН (включая саму Боснию и Герцеговину, представленную мусульманскими властями Сараево) за счет декоративных уступок по Косову добиться от России принципиального согласия на «ревизию Дейтона». Учитывая намеченное на начало июня в Сараево проведение представительной международной встречи по Балканам на уровне министров иностранных дел под эгидой Евросоюза, Запад заинтересован в скорейшем разблокировании «бутмирского процесса». А это возможно лишь в случае получения однозначной поддержки России на уровне решений Совета Безопасности ООН. Отсюда необходимость определенного маневрирования по Косову. Имеющаяся у автора этих строк информация позволяет утверждать, что именно с намерением Запада форсированно разыграть боснийский сценарий в виде удушения Республики Сербской и связано определенное затишье на косовских фронтах. В последние недели албаноязычные СМИ в Приштине активно обсуждают намерение западных представителей содействовать организации «технических» переговоров между Белградом и Приштиной и готовность пока притормозить реализацию «Плана для Северного Косово». Очередное продление бутафорских полномочий Миссии ООН по делам временной администрации в Косово в обмен на реальное антисербское «переформатирование» Боснии и Герцеговины – таков западный план на заседание СБ ООН 17 мая.
Есть ли план у России?
Нынешний формат международного миротворчества на Балканах лишь в минимальной степени отвечает интересам России. В Косове реальные полномочия на основании закулисного соглашения генсека ООН и руководства ЕС переданы гражданско-полицейской миссии Евросоюза, взаимодействующей с командованием натовских миротворческих сил КФОР. В Боснии и Герцеговине Москва входит в состав Руководящего комитета Совета по выполнению Дейтонского мирного соглашения 1995 года. Однако еще в июне 2003 года российский воинский контингент покинул состав многонациональных Сил по стабилизации в Боснии и Герцеговине (аналогично было свёрнуто российское миротворческое присутствие в Косове). Кроме того, Россия фактически отстранена от контроля за трансформацией боснийской государственности, от которой напрямую зависит судьба местных сербов. Что касается Македонии, то и там основные рычаги влияния находятся в руках НАТО и ЕС.
Назрело комплексное переосмысление проблемы присутствия России на Балканах. Опираясь на сотрудничество с отдельными государствами и экономические рычаги, необходимо усилить его военно-политические компоненты, используя расширительное толкование решений ООН, что давно с успехом делают западные державы.
___________________
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».