ООН как бутафория и Балканы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

17 мая Совет Безопасности ООН обсудит положение в Косове и очередной доклад генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о ситуации в этом сербском крае, отторгнутом от Сербии в феврале 2008 года. Это - первое подобное заседание с тех пор, как стал известен план рассмотрения Гаагским трибуналом иска Сербии о нелегитимности косовского псевдо-государства. Идёт торговля: сроки вынесения и содержание судебного вердикта по Косову обусловливаются арестом сербскими властями бывшего командующего армии боснийских сербов генерала Ратко Младича. Соответствующие договоренности могут быть уточнены уже во время визита 12 мая в Белград Главного прокурора Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ) Сержа Браммерца.

В январе Международная гражданская канцелярия в Косове в лице Питера Фейта и албанские власти края впервые синхронно обнародовали содержание совместно подготовленного ими «Плана для Северного Косова», преследующего цель сломить сербское сопротивление и установить контроль албанских структур над всей косовской территорией. Передача под контроль косовских полицейских местных православных монастырей и участка административной границы между Косовом и остальной Сербией стала первым, но далеко не последним этапом в реализации этого плана.

Доклады генсеков ООН по Косову никогда не отличались особой конкретикой, глубиной анализа и далеко идущими выводами и предложениями. Однако в нынешнем документе, подготовленном в ключевой для Сербии и всего балканского региона момент, беззубость Пан Ги Муна особенно бросается в глаза. С одной стороны, он признает, что ситуация остается «относительно спокойной, но хрупкой» и особо отмечает наличие угрозы «роста напряженности» на севере Косова. С другой стороны, предлагаемые им решения проблемы носят декларативный характер и игнорируют не только вопросы статуса края, но и опаснейшие планы Приштины.

Впрочем, сам Пан Ги Мун и не скрывает подлинную цель своего обтекаемого доклада: это стремление и далее получать «непрерывную поддержку» со стороны Совета Безопасности ООН и «более широкого международного сообщества». Такая поддержка позволяет миссии сохранять видимость значимости своей миротворческой функции и получать через соответствующие ооновские структуры необходимое финансирование. А сама ООН, по сути дела, уже расписалась в неспособности, а главное – нежелании заниматься косовским урегулированием не на словах, а на деле.

В таком понимании генсеком ООН и его аппаратом своих задач в Косове - корень косовской проблемы на сегодняшний день. Западные державы, а Пан Ги Мун зарекомендовал себя послушным исполнителем их воли еще в бытность министром иностранных дел Южной Кореи, заинтересованы в сохранении бутафорской роли ООН в Косове и других районах Балкан. Это позволяет им проводить собственную политику, прикрываясь выхолощенным ООН-овским мандатом. Причем действия ЕС, НАТО и других институтов «нового мирового порядка» в том же Косове, а также в Боснии и Герцеговине, Сербии, Македонии и других районах Балкан никак не сводятся к «содействию примирения» или «созданию условий для диалога».

Предстоящее 17 мая заседание Совета Безопасности ООН в очередной раз это продемонстрирует, поскольку, помимо доклада Пан Ги Муна по Косову, на нем будет заслушано выступление Высокого представителя международного сообщества в Боснии и Герцеговине Валентина Инцко. Австрийский дипломат попытается убедить членов СБ ООН в необходимости коренного переустройства бывшей югославской республики на началах жесткой централизации – иными словами, «продавить» в виде специальной и имеющей обязательную международно-правовую силу резолюции тот самый «бутмирский процесс», который забуксовал в октябре 2009 года из-за жесткого сопротивления боснийских сербов. И то, что на одно заседание выносятся косовский и боснийский вопросы, – отнюдь не случайно.

Подобная увязка должна позволить США, Великобритании и Франции при поддержке ряда непостоянных членов СБ ООН (включая саму Боснию и Герцеговину, представленную мусульманскими властями Сараево) за счет декоративных уступок по Косову добиться от России принципиального согласия на «ревизию Дейтона». Учитывая намеченное на начало июня в Сараево проведение представительной международной встречи по Балканам на уровне министров иностранных дел под эгидой Евросоюза, Запад заинтересован в скорейшем разблокировании «бутмирского процесса». А это возможно лишь в случае получения однозначной поддержки России на уровне решений Совета Безопасности ООН. Отсюда необходимость определенного маневрирования по Косову. Имеющаяся у автора этих строк информация позволяет утверждать, что именно с намерением Запада форсированно разыграть боснийский сценарий в виде удушения Республики Сербской и связано определенное затишье на косовских фронтах. В последние недели албаноязычные СМИ в Приштине активно обсуждают намерение западных представителей содействовать организации «технических» переговоров между Белградом и Приштиной и готовность пока притормозить реализацию «Плана для Северного Косово». Очередное продление бутафорских полномочий Миссии ООН по делам временной администрации в Косово в обмен на реальное антисербское «переформатирование» Боснии и Герцеговины – таков западный план на заседание СБ ООН 17 мая.

Есть ли план у России?

Нынешний формат международного миротворчества на Балканах лишь в минимальной степени отвечает интересам России. В Косове реальные полномочия на основании закулисного соглашения генсека ООН и руководства ЕС переданы гражданско-полицейской миссии Евросоюза, взаимодействующей с командованием натовских миротворческих сил КФОР. В Боснии и Герцеговине Москва входит в состав Руководящего комитета Совета по выполнению Дейтонского мирного соглашения 1995 года. Однако еще в июне 2003 года российский воинский контингент покинул состав многонациональных Сил по стабилизации в Боснии и Герцеговине (аналогично было свёрнуто российское миротворческое присутствие в Косове). Кроме того, Россия фактически отстранена от контроля за трансформацией боснийской государственности, от которой напрямую зависит судьба местных сербов. Что касается Македонии, то и там основные рычаги влияния находятся в руках НАТО и ЕС.

Назрело комплексное переосмысление проблемы присутствия России на Балканах. Опираясь на сотрудничество с отдельными государствами и экономические рычаги, необходимо усилить его военно-политические компоненты, используя расширительное толкование решений ООН, что давно с успехом делают западные державы.


___________________

Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться