Первый бюллетень Национального избирательного совета (CNE) об итогах голосования пришлось ждать четыре часа. Подсчёты велись тщательно и были объявлены после обработки 92 процентов бюллетеней.
Из 165 депутатских мест в парламенте Венесуэлы кандидаты Альянса «Объединённая социалистическая партия – Компартия» завоевали на выборах 26 сентября 95.Небольшие коррективы ещё возможны, но достичь намеченного президентом Чавесом потолка в 111 мест (более двух третей парламента) Альянсу не удалось. Оппозиция, объединённая в «Круглый стол демократического единства» (MUD), получила (предварительно) не менее 60 депутатских мест. Эйфория руководителей оппозиции после оглашения бюллетеня CNE не заставила себя ждать, зазвучали в их публичных выступлениях и угрожающие нотки в адрес Чавеса…
С погодой накануне и в день выборов не повезло: затяжные проливные дожди, грозы, пугающие электрические сполохи в небе. В самые критические районы венесуэльской столицы и побережья Уго Чавес направил военных для организации расчистки дорог и доставки избирателей в места голосования. На аномальные климатические явления в Венесуэле обратили внимание многие обозреватели. В Интернете появились материалы, указывающие на признаки использования против Венесуэлы климатического оружия. Фидель Кастро, регулярно публикующий свои комментарии в мировых СМИ, тоже намекнул на это, но сделал упор на другое: те избиратели, которые поддерживают боливарианскую республику и социалистический проект, не должны отсиживаться по домам в непогоду и обязаны поддержать Чавеса.
Для обеспечения порядка в стране был введён в действие «План Республика». Для охраны избирательных участков, дорожно-транспортной инфраструктуры, объектов энергетического комплекса были привлечены десятки тысяч военнослужащих. На время голосования закрыли границу с Колумбией, чтобы избежать проникновения в страну террористических групп.
Более 8 тысяч журналистов – венесуэльских и иностранных – было аккредитовано Национальным избирательным советом, ведь выборы в Национальную ассамблею Венесуэлы 26 сентября – главное событие года. Не напрасно Уго Чавес едва ли не ежедневно призывал сторонников самым серьёзным образом отнестись к выборам в парламент. Причина понятна: утрата чавистами «контрольного пакета» депутатских мест позволит оппозиции превратить Национальную ассамблею в гнездо контрреволюции. Самый свежий пример – события в Гондурасе, когда именно в парламенте началась подготовка государственного переворота, который привёл к свержению президента и кровавым репрессиям.
Борьба за места в парламенте Венесуэлы с первого же дня предвыборной кампании обозначила сильные и слабые стороны соперников. Кандидаты от Альянса «Объединённая социалистическая партия (PSUV) – Компартия» пошли в народ, общаясь с обитателями бедняцких «ранчос», средним классом, крестьянами и индейцами, разъясняя суть своей предвыборной программы. Претенденты от оппозиционных партий и группировок сосредоточились на использовании СМИ.
У оппозиции были весомые основания для ставки на телевизионную агитацию и пропаганду. Её кандидаты – это в основном представители привилегированных кругов, лоббирующих интересы бизнеса и банков, то есть люди, которые «страшно далёки от народа». Они чувствуют себя уверенно только в окружении классово солидарных жителей фешенебельных районов. Совсем иное дело - бороться за избирателей на недружественной территории. Не раз выдвиженцы от MUD пытались провести массовые мероприятия в районах, где доминируют сторонники Чавеса, и уходили ни с чем. Обитатели скромных жилищ на склонах гор чаще всего игнорировали экзотических пришельцев, предвыборные лозунги которых сводились к набившему оскомину призыву «Долой Чавеса!»
Поэтому приходилось творчески имитировать близость к простому народу: снимать пропагандистские видеоролики на фоне «ранчос», приглашая для массовки актёров с подходящей фактурой. Были, конечно, случаи, когда оппозиционных кандидатов принимали с симпатией, но когда оппозиционеров целовали реальные, а не подставные выходцы из народной среды, кандидаты поспешно вытирали свои лица. Национальный 8-ой канал охотно показывал подобные сценки: «Венесуэльцы, не верьте лицемерам от оппозиции, они брезгают вами».
Не сумела скрыть гримасы отвращения и Мария Корина Мачадо, когда её поцеловала простолюдинка. Мачадо можно считать типичным представителем оппозиции, хотя она баллотировалась под брендом «независимой». Не вызывает сомнения её связь с американской разведкой. Долгое время Мачадо руководила НПО «Sumate”, которая была создана в Венесуэле на деньги ЦРУ. В качестве официальной задачи эта организация декларирует “укрепление институтов демократии”. На самом деле “Sumate” вмешивается в избирательные процессы в стране, ставит под сомнение объективность подсчёта голосов, провоцирует конфликты между избирателями-чавистами и сторонниками оппозиции. Однако потенциала для разжигания “цветной революции” у Мачадо не хватило. Когда общественность узнала о шестизначных “платёжках” “Sumate” из фондов ЦРУ, Мачадо временно пришлось уйти в тень.
В проамериканских СМИ была развёрнута кампания в её защиту, кульминацией которой стала когда-то трёхминутная встреча Мачадо с президентом Бушем в Белом доме. После этого рандеву политологи левой тенденции утверждали, что Вашингтон делает ставку на Мачадо, “выращивает” её для будущего в качестве символа “демократической стойкости в условиях диктатуры Чавеса”. Примеры таких успешных операций ЦРУ есть: в Панаме на президентский пост была продвинута Мирейя Москосо (это она выпустила из тюрьмы Посаду Каррилеса, террориста № 1 Латинской Америки, и помогла переправить его в Майами). В Коста-Рике – фавориткой спецслужб США была Лаура Чинчилья. После победы на президентских выборах она, в знак благодарности, дала зелёный свет на использование своей страны в качестве базы американских вооружённых сил.
Нет сомнений, что перед президентскими выборами 2012 года Корина Мачадо, 42 лет, католичка, мать троих детей, обладающая даром слова и обученная методикам “цветных революций”, будет раскручена Вашингтоном на всю катушку. Не напрасно Чавес назвал её в одном из выступлений “изысканной буржуазкой” с президентскими амбициями, запрограммированной на провокации.
Альянс “Соцпартия – КПВ” провёл свою избирательную кампанию под девизом “Наступаем вместе с Уильямом Ларой”. Друг Чавеса, губернатор штата Гуарико, в прошлом - министр информации, погиб в автокатастрофе в начале сентября при подозрительных обстоятельствах. Автомобиль губернатора в условиях проливного дождя и плохой видимости “наткнулся” (слова уцелевшего водителя) на какое-то “неожиданно возникшее” препятствие на дороге и рухнул – на крутом повороте - в реку. Это было не первое ЧП за время поездок Лары. Охрана неоднократно предупреждала его об угрозах, поскольку в штате заметно активизировались парамилитарес и наркобароны из Колумбии.
После попытки государственного переворота 11-13 апреля Лара регулярно выступал с разоблачениями деятельности ЦРУ и Моссада в Венесуэле, приводя убедительные данные о каналах финансирования и поставках оружия и взрывчатки для ультраправых террористических ячеек в стране.
Весьма символично, что практически в день похорон Лары сбежал из тюрьмы Рауль Диас, террорист, уличённый в организации взрывов дипломатических миссий Испании и Колумбии в Каракасе в 2003 году. “Коллеги” Диаса из ЦРУ переправили его на катере в Порт-оф-Спейн на Тринидаде и оттуда – спецрейсом - в Майами. Вскоре канал CNN на испанском языке показал интервью с Диасом, подавая его латиноамериканской аудитории как героя и борца с диктатурой. Всё те же двойные стандарты, как в период «холодной войны», - разделение террористов на «хороших» и «плохих».
Чавес лично участвовал в предвыборных манифестациях, а руководство оппозиции вновь и вновь сетовало на отсутствие реального лидера, способного соперничать с Чавесом. Особенностью этих выборов стало то, что Соцпартия и КПВ заметно обновили список претендентов на места в парламенте: появилось много молодых, свежих, внушающих доверие лиц. За годы правления Чавеса в госаппарате и парламенте постоянно разоблачали коррупционеров и агентов «пятой колонны», разрушавших боливарианский проект изнутри. Особенно большой ущерб авторитету режима наносили (и наносят) финансово-экономические преступления представителей власти, использующих теневые схемы для собственного обогащения – возведения роскошных вилл, покупки яхт, развития личного бизнеса в США, Канаде, на Карибских островах. «Коррупция – это застарелая венесуэльская традиция, - говорит Чавес, - мы боремся с нею, но эту задачу в один день не решить».
Администрация Обамы не осталась в стороне от избирательного процесса в Венесуэле, всячески демонстрируя симпатии к кандидатам и активистам оппозиции. Помимо Корины Мачадо, в обойму политиков, постоянно приглашаемых и инструктируемых в посольстве США, входят Хулио Борхес, Леопольдо Лопес, Энрике Мендоса, Антонио Ледесма, Андрес Веласкес и другие. Они принимали участие в заговоре против президента Чавеса в 2002 году и до сих пор воспринимаются венесуэльцами как заклятые враги боливарианского лидера. Только один из них – Хулио Борхес - публично покаялся в том, что содействовал заговору, хотя в его искренность трудно поверить.
В дни венесуэльской избирательной кампании из США активно распространялись небылицы о Боливарианской республике. Особый резонанс вызвала фальшивка о зловещих планах Каракаса по созданию оружия массового уничтожения. Возникла она в связи попыткой неких американских учёных продать «налево» секретные атомные технологии. Сообщения об аресте учёных были сформулированы со злонамеренной невнятностью и создавали впечатление, что чертежи атомной бомбы пытались приобрести венесуэльские «шпионы». Потом выяснилось, что агенты ФБР, следуя своей обычной практике, спровоцировали учёных, выдав себя за «венесуэльцев». Дополнительно плеснул керосина в огонь бывший представитель Буша в ООН ультраконсерватор Джон Болтон, который в статье «Чавес как глобальная угроза» («Los Angeles Times», 19.09.2010) обвинил президента Венесуэлы в том, что он «разворачивает программу создания ядерного оружия». Болтон вновь попытался запустить «активку» ЦРУ о том, что Чавес дал Тегерану разрешение разрабатывать месторождения урана на венесуэльской территории в «обмен на ядерное know how Ирана».
По оценке Болтона, Венесуэла - главная угроза для сохранения безъядерного статуса региона, предусматриваемого Договором Тлателолко 1967 года. Перечислил он и другие «проступки» Чавеса, используя в качестве аргументов (как и в ядерной теме) фальшивки, изготовленные в лабораториях психологической войны США. Мол, Чавес сотрудничает с повстанцами в Колумбии (снабжает их автоматами Калашникова), обеспечивает прикрытие для эмиссаров Хизб-Аллах, финансирует своих политических сторонников в странах Латинской Америки и даже поддерживает мексиканские и колумбийские наркокартели! Болтон призвал американскую разведку сделать приоритетным выяснение причастности Венесуэлы к незаконному обороту наркотиков в Западном полушарии, что не может не вызывать смеха. Хорошо известно, что главными операторами наркобизнеса в регионе являются DEA и ЦРУ…
В новом составе Национальная ассамблея начнет действовать с января 2011 года. Можно с уверенностью сказать, что парламентские баталии будут ожесточёнными, бескомпромиссными и редко результативными. Оппозиция пришла в парламент для решения совершенно других задач…