Шаги, направленные на сближение России с НАТО и изменение образа этого военного блока в глазах российской общественности, идут параллельно с попытками встроить Россию в духовное пространство западной цивилизации. Наиболее ярко это проявляется на примере развития отношений с Ватиканом. Католическую церковь многие пытаются представить «духовной сестрой» православия, призванной помочь русским бороться с атеизмом и бездуховностью. Показательной в этом отношении стала состоявшаяся в конце лета встреча генерального настоятеля ордена иезуитов Адольфа Николаса с представителями Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в ходе которой в качестве возможной области сотрудничества упоминалась сфера религиозного образования, где у иезуитов есть богатейший опыт работы. Особое внимание было уделено обсуждению вопроса о том, как преодолеть исторически сложившиеся среди верующих православных негативные представления об иезуитах.
Напомним, что такое орден иезуитов. Это организация, созданная в разгар Реформации для спасения папской власти и требующей от своих членов беспрекословного послушания папе. Орден всегда отличала жесточайшая дисциплина, отточенная система управления и абсолютное подчинение начальству. Всё это хорошо описано основателем ордена Игнатием Лойолой в книге «Духовные упражнения».
В наше время, когда создаётся глобальная система тотального контроля над личностью, наставления Лойолы особенно актуальны: иезуит «должен смотреть на старшего, как на самого Христа, он должен повиноваться старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлениях, как палка, которая повинуется всякому движению, как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях». Этот опыт последовательно применялся нацистами, многие из которых, в частности Геббельс и Шелленберг (глава СД - службы безопасности СС), получили иезуитское образование. Шелленберг прямо заявил на Нюрнбергском процессе, уже будучи приговорённым к смерти: «Организация СС была построена Гиммлером в соответствии с принципами Ордена иезуитов. Правила и духовные упражнения, предписанные Игнатием Лойолой, были той моделью, которую Гиммлер пытался точно воспроизвести».
Другой особенностью ордена является его знаменитая иезуитская мораль, позволяющая приноравливаться к воззрениям и нравам людей любого времени и места жительства и оправдывать любой безнравственный поступок, если таковой ведёт к поставленной орденом цели («цель оправдывает средства»). Именно в системе «нравственного богословия» иезуитов, воспитавших целые поколения представителей европейской элиты, лежат истоки той «двойной морали», которая стала одним из ключевых принципов западной дипломатии и удобным оружием отстаивания интересов Запада в мировой политике. И сегодня они так же активно выдвигают своих людей на ключевые посты в государственных структурах не только Европы, но и США. Достаточно вспомнить, что иезуитские частные высшие учебные заведения закончили бывшие руководители ЦРУ У.Кейси (Фордхэмский университет), Д.Тенет (Джорджтаунский университет), Роберт Гейтс (Джорджтаунский университет) и нынешний его глава Л.Э. Панетта (университет Св.Клары).
Эта «приспособительная мораль» всегда позволяла Ватикану заниматься разведывательными операциями, политическими и дипломатическими интригами, манипулированием государственных и общественных деятелей и, наконец, банковскими операциями. Сегодня католическая церковь всё глубже погружается в сферу финансовых махинаций, что ярко проявилось в истории с Институтом по делам религии (ИДР), называемом Банком Ватикана.
В конце сентября 2009 года новым главой ИДР стал бывший глава итальянского подразделения Сантандер-банка Готти Тедески, имеющий тесные связи с «Опус Деи» и известный как крупный специалист по финансовой этике. Назначение его на этот пост во многом было связано со стремлением Ватикана максимально поднять репутацию банка, сильно подмоченную в результате прошлых скандалов и особенно после недавнего выхода в свет в Италии книги «ООО Ватикан», в которой на основе 4 тысяч секретных документов ИДР описывалось, как в 90-е годы этим банком создавалась сложная система тайных счетов для отмывки денег. Тогдашний руководитель банка Калойа в итоге был снят со своего поста раньше времени как не оправдавший доверия, а пришедший на его место Тедески стал работать над созданием нового имиджа ИДР, который бы соответствовал представлениям об «этичной глобализации» - этой главной заботе папы Бенедикта ХVI, как явствует из его энциклики 2009 года CaritasinVeritate, опубликованной в преддверии встречи G-8 в Аквиле.
Однако едва специалист по «финансовой этике» приступил к «отмыванию» имиджа ИДР, как уже в декабре 2009 г. прокуратура Италии занялась расследованием схемы отмывания денег банка Ватикана через счета банка UniCredit, а в сентябре 2010 г. в отношении Готти Тедески было возбуждено уголовное дело, в результате которого он вместе с генеральным директором ИДР Паоло Чиприани оказался под следствием. Банк подозревается в нарушении закона об обеспечении прозрачности деятельности, поскольку собирался перевести 23 млн. евро со своего счёта в итальянском банке CreditoArtigianato в немецкий филиал банка JPMorgan и 3 млн. евро – в BancadelFucino на счета неизвестных лиц. Посчитав, что операция может быть классифицирована как отмывание денег, правоохранительные органы наложили арест на эти средства, фактически впервые применив столь строгую меру в отношении активов банка Ватикана.
К удивлению, именно тогда, когда «оплот» католических финансов вновь оказался в центре скандала, в Москве провели российско-итальянский симпозиум с участием банкиров Ватикана на тему «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии». Симпозиум прошёл с 11-12 октября 2010 г. по инициативе Фонда кардинала Поля Пупара (бывшего президента Папского совета по культуре).Как подчёркивалось в зачитанном на симпозиуме послании папского нунция в России архиепископа Антонио Меннини, тема встречи «необычна», но «интересна».
Действительно, для православного человека тема эта крайне необычна, поскольку в его сознании деятельность современного банка как учреждения, существующего за счёт взимания процента, испокон веков осуждаемого Церковью, плохо, мягко выражаясь, согласуется с христианской этикой. Однако обмирщённый католицизм, навязывая эту тему, упорно пытается «приобщить» православных в России к «продвинутому» взгляду на мир, свободному от основополагающих ценностей христианского мировоззрения. На симпозиуме был поставлен вопрос о возможности создания «христианского банкинга» (?), использовались такие понятия, как «христианские финансовые инструменты» (?), «христианская система микрокредитования» (?) и пр. Ещё в сентябре, в ходе подготовки к симпозиуму, в Москве прошёл круглый стол «Перспективы православного банкинга в России» (1) с участием представителей различных бизнес-структур, на котором обсуждались «православный банкинг как инструмент повышения взаимного доверия», «механизмы православного банкинга», «законодательная поддержка в сфере развития православного банкинга» и др.
Навязывание Ватиканом «финансово-этической» тематики «православно-католического диалога» представляет собой очередную попытку вовлечь Православную Церковь в опасную дискуссию (а прошедший симпозиум было предложено превратить в постоянно действующий), за которой неминуемо последуют практические шаги по созданию некого единого «христианского» банковского пространства. И при расширении «православно-католического диалога» сотрудничество в сфере финансов может оказаться для Ватикана ключевым направлением.
Специальный интерес представляет здесь деятельность популярного в определённых российских кругах банка Сантандер, итальянский филиал которого возглавлял как раз Готти Тедески. Банк Сантандер, являющийся главной финансовой группой Испании, первым банком в еврозоне и девятым в мире по рыночной капитализации, действительно заслуживает внимания. Во-первых, в силу его близости к ордену «Опус Деи»: с ним связан и Готти Тедески, и нынешний президент банка миллиардер Эмилио Ботин, чья жена Палома О’Шеа является супернумерарием ордена (именно Ботин ввёл Готти Тедески в ближайшее окружение Бенедикта ХVI). Во-вторых, банк Сантандер входит в важнейшую ротшильдовскую структуру - Интер-Альфа группу, созданную в 1971 г., тогда, когда Ричард Никсон отменил золотое обеспечение доллара, положив начало демонтажу Бреттон-Вудской системы. Интер-Альфа группа представляет собой банковский консорциум, возглавляемый Королевским банком Шотландии (RBS) и объединяющий одиннадцать контролируемых Ротшильдами ведущих европейских банков, среди которых нидерландский ING Bank, французский Société Générale, ирландский AIB Group, итальянский Intesa Sanpaolo, португальский Banko Espírito Santo, Национальный банк Греции и др. Королевский банк Шотландии, обслуживающий королевскую семью Великобритании, входит также в Европейский круглый стол по вопросам финансовых услуг (ЕКСФУ), который в своих отчётах в последние годы активно отстаивает концепцию создания единого надзорного и контрольного органа («the lead supervisor concept») в качестве наиболее продуктивного средства интеграции европейских финансовых рынков. Данный орган должен стать «мегарегулятором» деятельности всех трансграничных финансовых организаций.
С момента своего основания в 1857 г. финансовая структура Сантандер находится в сфере влияния группы Ротшильдов, с которой связаны представители семейства Ботин, изначально возглавлявшие данный банк. Благодаря этим связям банку удалось осуществить расширение своей сети сначала по всей Испании, затем провести финансовую экспансию в Латинскую Америку (Аргентину, Мексику, Бразилию, Чили и др.), где банку Сантандер принадлежат 10% всех банковских активов и, наконец, закрепить свое присутствие в Европе, заключив стратегический союз с Королевским банком Шотландии, под управлением которого он фактически находится в настоящее время. Учитывая, что с британскими банковскими домами и с Ротшильдами имеет крепкие исторические связи и другой крупнейший банк Испании - Бильбао Визкайя Архентария (BBVA) и что вместе с Сантандер-банком он контролируют 56% испанского банковского капитала, можно считать, что банковская система Испании по своей сути является филиалом Лондона. Не случайно, когда в условиях финансового кризиса Еврокомиссия потребовала от шотландского банка в обмен на финансовую помощь выставить на продажу 700 его филиалов, именно Сантандер-банк предложил выкупить 318 из них, хотя он уже владеет 1,3 тыс. различных подразделений RBS.
В своих отчетах Сантандер-банк предстает в качестве процветающего банка, опережающего по годовой прибыли в последние три года Bank of America, JP Morgan, Union Bank of Switzerland и тот же RBS. Между тем вся империя банка Сантандер представляет собой, по выражению исследователя Д.Смолла, лишь огромных размеров куклу без серьезных активов. Главные свои прибыли банк получает за счет раздувания огромного спекулятивного пузыря в Бразилии, Великобритании и Испании. В Бразилии - от операций с бразильскими государственными обязательствами, представляющими собой громадную финансовую пирамиду, а в двух других странах - от операций с деривативами на недвижимость, в результате которых у Сантандер банка накопились огромные «токсичные» активы, приведшие к резкому возрастанию невозвратных долгов в испанской банковской системе.Имя президента банка не раз всплывало в связи с торговлей наркотиками. Так, в сентябре 2004 г. постоянный подкомитет сената США по расследованиям вынес «строгое предупреждение» банкам Сантандер и HSBC за слабый контроль за соблюдением мер по предотвращению отмывания денег и получение подозрительных переводов на 35 миллионов долларов от лица, подозреваемого в наркоторговле из Экваториальной Гвинеи.
Однако Эмилио Ботин не видит здесь никаких проблем. Он стремится превратить свой банк в первый по величине банк Англии по объемам рынка, прибыльности и рентабельности. Как пишет Д.Смолл, «таким трофеем Ботин и его английские покровители будут гордиться, даже если бы вся мировая финансовая система одновременно отправилась в небытие. Но синдром Сантандера – это смертоносное жульничество, от которого патриоты России, Китая, Индии должны держаться подальше».
Д.Смолл называет те страны, к которым банк Сантандер проявляет особый интерес, выразившийся в разработке Фондом М. Ботина (личным фондом семейства Ботина) собственного проекта БРИК, в соответствии с которым с 2006 по 2009 гг. в штаб-квартире фонда в Мадриде проводились ежегодные встречи с представителями политических кругов Китая, Индии, России и Бразилии для частных обсуждений вопроса о том, какой должна быть ориентация той или иной страны. Политические, экономические и стратегические корректировки курса, которые должна сделать Россия, обсуждались на соответствующем семинаре в 2009 г.
В России в последние годы банк Сантандер развивает необычайную активность, действуя через свое подразделение «Сантандер Консьюмер Финанс, С.А.». Хотя его специализацией является автомобильное кредитование клиентов, главным направлением его деятельности является совсем другое. Можно считать, что сегодня Сантандер вполне заменил собой в России фонд Сороса, сконцентрировавшись на научно-образовательных проектах.
Группа Сантандер является, похоже, единственным банком, в рамках которого существует отдельное глобальное подразделение, называемое «Университеты Сантандер», отвечающее за реализацию программы сотрудничества с академическими сообществами в различных странах мира (главным образом, в Латинской Америке). Данное подразделение осуществляет поддержку университетов, с которыми у банка имеется соглашение о сотрудничестве, проводя различного рода поощрительные мероприятия - предоставление стипендий на обучение, организация проектов для преподавателей и исследователей, поощрение развития отношений между университетами и бизнес-сообществом. В период с 1996 по 2008 гг. на эти цели было направлено около 590 млн. евро. В настоящее время соглашения подписаны с более чем 700 университетами, а более широкий проект «Универсия» охватывает 1169 образовательных учреждений в 23 странах, в которых учатся и работают 13,5 млн. студентов и преподавателей.
В России партнерами банка Сантандер являются уже 8 ведущих вузов страны, в том числе Высшая школа экономики – ВШЭ.
Деятельность группы Сантандер стала уникальным примером инновационного глобально-сетевого проекта, когда частный банк, объединяя вокруг себя ведущие университеты мира, формирует собственную транснациональную образовательную систему («Сантандер-сеть»). Пытаясь предложить синтез ростовщически-спекулятивных и «высокоидейных» начал, банк Сантандер стал моделью союза бизнеса с католицизмом опус-деистского толка. Учитывая, что нынешний глава Банка Ватикана накопил богатый опыт, работая именно в Сантандер Банке, можно представить, чем обернётся для России опыт заимствования «банковской этики» и создания пресловутого «православного банкинга».