Хотя во время президентских выборов в США мало кто из японцев желал возвращения Дональда Трампа в Белый дом, в Токио, что называется, стремились «постелить соломку» и на этот случай. На встречу с опальным кандидатом, на которого американские «демократы» навешали множество уголовных дел, еще до выборов был делегирован знакомый с Трампом со времен его первого срока влиятельный японский политик, бывший премьер-министр и тогда заместитель председателя правящей Либерально-демократической партии Японии Таро Асо. Судя по откликам японской прессы, Трамп это оценил и принял японского эмиссара подчеркнуто дружелюбно.
И все же японцы надеялись, что Демократической партии США удастся вырвать победу на выборах и поддерживающиеся при Байдене отношения сотрудничества во всех областях будут сохранены. Приход же Трампа навеял воспоминания о том, как он не церемонился со своими союзниками и требовал учета американских интересов в первую очередь в торгово-экономических отношениях и затратах на обеспечение безопасности стран-протекторатов США. Каковыми, безусловно, являются на Дальнем Востоке Япония и Южная Корея. Во время своего президентства этот бизнесмен-миллиардер, отодвинув чуть в сторону политические соображения по удержанию в своей орбите этих стран, в прямом смысле слова потребовал от их правительств резко увеличить расходы на военные цели. И обзавестись новейшими образцами оружия, в том числе ядерного, для самостоятельного «противостояния врагам», в число которых уже тогда были записаны КНР, Россия и КНДР.
Следует отметить, что Токио и Сеулу не удалось устоять перед напором Трампа, и они были вынуждены принимать новую стратегию безопасности, которая предусматривала доведение расходов на оборону для начала до двух процентов бюджета и увеличение закупок американского вооружения. Да японские власти особенно не сопротивлялись, ибо и сами давно вынашивали планы превращения Страны восходящего солнца вновь в военную державу.
Гораздо больше напугали крупный японский и южнокорейский бизнес угрозы Трампа, защищая американского производителя и рынки, обложить все импортные товары повышенной пошлиной. И избранный президент США от этой идеи отказываться не собирается. Для японской экономики, которая в основном ориентируется на экспорт, выполнение такого требования Вашингтона явится весьма чувствительным ударом.
Практически уже объявленная Трампом «мировая торговая война» в первую очередь направлена против Китайской Народной Республики, товары которой новый старый хозяин Белого дома вознамерился обложить беспрецедентно высокими пошлинами в 60 процентов. Но и 20-процентные пошлины на предметы экспорта в США из других стран, включая союзные, могут серьезно нарушить международную торговлю. Японию не могут не волновать, в частности, планы ввести пошлины на ввозимые в США автомобили, что серьезно скажется на конкурентоспособности японского автопрома. Было озвучено, что произведенные за пределами США автомобили могут облагаться пошлиной в 100 процентов.
«Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США повысила вероятность развязывания глобальной торговой войны с применением пошлин, которая может нанести ущерб Японии и многим ближайшим союзникам Вашингтона, а не только ударить по его главной цели – Китаю…» – отмечает японское информационное агентство «Киодо цусин». И приводит мнение старшего научного сотрудника Института Хадсона, специализирующегося на международной экономике и национальной безопасности Райли Уолтерса о том, что «при новой администрации Трампа темпы роста этих пошлин будут намного выше».
Характеризуя складывающуюся обстановку, японское агентство пишет: «В предвыборной речи Трамп выделил слово “тариф” как “самое красивое слово в словаре”, которое превосходит любовь и уважение.
Он уже проявлял симпатию к тарифам во время своего первого срока, когда использовал угрозу таких мер, чтобы добиться уступок от иностранных государств.
Однако на этот раз предлагаемые им пошлины еще выше, и ведущие экономисты предупреждают, что они не только замедлят мировую экономику и нарушат цепочки поставок, но и затронут потребителей в США, которые и так недовольны ростом цен на повседневные товары.
Явно отступая от десятилетий усилий США и их партнеров по максимизации выгод от либерализации торговли, Трамп полагает, что тарифы, которые, по сути, являются налогами на импорт, помогут сократить дефицит федерального бюджета, а также создадут больше рабочих мест на (американских) заводах и фабриках».
При этом отмечается, что если Трамп введёт более высокие пошлины против Китая, этот шаг приведет к сокращению экспорта США в Китай, поскольку Пекин почти наверняка примет аналогичные ответные меры.
При Трампе может вновь вспыхнуть между США и Японией «торговая война» по поводу требований американской администрации «либерализовать» сельскохозяйственный рынок Страны восходящего солнца. Правительство Японии опасается, что Дональд Трамп в ходе своего нового президентского срока может потребовать от японской стороны проведения нового раунда торговых переговоров для пересмотра достигнутых ранее договоренностей. Такое мнение выразил профессор японского Института международных отношений Тэцуо Котани: «Администрация Трампа рассматривает достигнутые тогда договоренности как итоги первого раунда… Сейчас будет новый президентский срок, и они наверняка будут добиваться второго раунда переговоров». Профессор допустил, что в ходе нового раунда американская сторона может, в частности, потребовать от Японии расширения импорта американской сельскохозяйственной продукции. Он также выразил уверенность в том, что правительство Японии уже начало готовиться к различным вариантам развития событий, поскольку теме японско-американской торговли в целом и положению японских производителей в частности уделяется большое внимание.
Автору этих строк памятны баталии между правительствами Японии и СЩА в 1980-е годы прошлого столетия, когда Вашингтон добивался допуска на японский рынок дешевых говядины и апельсинов, и даже экспорта в Японию риса и… сакэ. Тогда японские власти безуспешно пытались защитить интересы местного производителя сельхозпродукции.
С другой стороны, США потребуют от других стран закупать больше американского вооружения. Указав, что новая американская администрация будет добиваться от союзников повышения расходов на оборону, Котани подчеркнул, что это, скорее всего, затронет не только Японию, но и остров Тайвань, администрацию которого Трамп наверняка «заставит покупать больше американского оружия».
Японский профессор выражает уверенность, что Трамп не откажется от поставленных целей… ибо теперь он сможет делать все, что посчитает нужным, и ему никто не сможет помешать. По мнению Котани, новый президентский срок Трампа станет скорее его истинной формой, нежели продолжением первого президентского срока, поскольку перед Трампом не будет каких-либо преград. «В первой администрации Трампа в его окружении были люди, которые играли роль сдерживающего механизма, в этот раз, скорее всего, таких людей не будет», – пояснил профессор.
В японском правительстве с должным пониманием относятся к таким неблагоприятным для Японии перспективам. Не случайно премьер-министр Сигэру Исиба с таким рвением добивался личной встречи с Трампом еще до его инаугурации. И получил отказ – американская сторона заявила, что до официального вступления в должность президента Трамп не будет встречаться с лидерами иностранных государств.
Но Исиба счел необходимым хотя бы заочно выразить избранному президенту свою лояльность и преданность Японии военному союзу с США. На пресс-конференции в Рио-де-Жанейро он заявил, что не собирается идти на конфронтацию с администрацией президента Трампа. «Вместо того чтобы занимать конфронтационную позицию, я хочу приложить усилия, чтобы объяснить (Дональду Трампу), что японско-американское сотрудничество послужит национальным интересам как Японии, так и США, а также поможет поддержанию стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе», – говорил японский премьер. Он также верноподданически подчеркнул, что японская сторона будет внимательно следить за шагами новой американской администрации, работая над построением отношений сотрудничества с Вашингтоном.
Вся эта словесная преданность, конечно, принимается во внимание. Но в связи с изложенным на ум приходит японская поговорка «хана ёри данго» – «пирожок лучше, чем цветок». Отношение же прожженного бизнесмена Трампа к своим союзникам можно охарактеризовать русской пословицей «дружба дружбой, а табачок врозь»…
Заглавное фото: REUTERS