«Участники блокад не завершили свое собрание на Видовдан словами "Да здравствует Сербия!" Они завершили его жутким призывом к убийству Сербии, чудовищным и открытым призывом к гражданской войне. Запомни это, Сербия!» – с таким призовом к соотечественникам обратилась вечером 28 июня спикер парламента Сербии Ана Брнабич.
Глава законодательной ветви власти выразила своё возмущение тем, что организаторы погромов и массовых беспорядков воспользовались главным национальным праздником сербов Видовданом (Видов день) ради того, чтобы под надуманным предлогом совершить очередную попытку государственного переворота.
Что касается предлога и самого сербского псевдомайдана, то об этом я скажу чуть позже. Но прежде всего я хотел бы поговорить об историческом мистицизме. Да-да, не удивляйтесь.
Все мы (по крайней мере большинство), особенно те из нас, кто родился и вырос ещё в СССР, придерживаемся материалистического взгляда на мироустройство. И ни в какие чудеса не верим. Разве что в божественное проведение, и то – чисто в теории.
Тем не менее время от времени, изучая жизненный опыт – свой и предыдущих поколений – в исторической ретроспективе, мы сталкиваемся с весьма загадочными совпадениями, которые иначе как мистикой объяснить не получается.
Где-то это вырождается в народные приметы, часть которых становится потом элементами поп-культуры, вроде «пятницы, 13-е». А какие-то со временем воспринимаются как проявление чьей-то недоброй воли – кого-то очень могущественного – и в сознании народном превращаются в роковые.
Сложно в истории Сербии найти более роковую дату чем 28 июня – Видовдан.
Праздник, у западных славян традиционно посвящённый Святому Виту и отмечавшийся по старому стилю 15 июня, стал именно тем днём, когда произошла знаменитая Битва на Косовом поле – одно из важнейших событий в сербской истории. В этот день в 1389 году войска князя Лазаря потерпели поражение в битве с турецким войском султана Мурата, что, по принятой в Сербии трактовке, привело к потере ею независимости почти на 500 лет.
В тоже время ценой своих жизней сербские патриоты тогда остановили дальнейшее продвижение турок вглубь Европы, чем, по мнению многих, спасли её от турецкого завоевания.
28 июня 1914 года в Сараево был убит австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд, что стало поводом для начала Первой мировой войны, надолго погрузившей Европу в хаос революций, разрушения государств и перекройки политической карты Старого Света.
28 июня 1921 года в Королевстве сербов, хорватов и словенцев была принята первая Конституция, получившая название «Видовданский Устав», ограничивавшая власть монарха и заложившая основы для более позднего появления единой Югославии.
Накануне празднования Видовдана в 1941 году был образован Главный штаб партизанских отрядов Югославии, а 28 июня 1941 года считается днём начала народно-освободительной войны югославов от нацистского ига.
Ровно через 50 лет, 28 июня 1991 года, произошли первые боестолкновения частей Югославской народной армии с подразделениями самообороны Словении, за три дня до этого объявившей о своей независимости. К чему это в итоге привело, полагаю, все помнят.
Интересно, а нынешние сербские «майданщики», планируя свои протесты именно на 28 июня, поступали так осознанно или и в этом случае в дело вмешалась какая-то мистическая сила, не раз, как мы видим, проявлявшаяся в сербской истории?
Слава Богу, Сербия снова спаслась и правоохранителям довольно скоро удалось подавить беспорядки, что, к сожалению, никак не гарантирует от повторения подобных попыток государственного переворота в будущем, причём в самом ближайшем.
Надо сказать, что волны массовых протестов, время от времени накатывающих на Сербию, начались в ноября 2024 года. И поводом к ним послужил трагический инцидент на вокзале в Нови-Саде, где в результате обрушения бетонного козырька погибло 16 человек.
Событие, безусловно, очень печальное, но, простите меня за цинизм, на триггер для антиконституционного переворота никак не тянет. Впрочем, силовой разгон «онижедетей» на киевском майдане в ноябре 2013 года (кстати, к моменту самого разгона детей и даже подростков там совершенно точно не было) также вряд ли напоминал историческое событие, способное масштабами своих ужасных последствий перекрыть многие мировые трагедии. А вот поди ж ты!
Теперь сербские протестующие (в основном студенты) с завидной регулярностью выходят на улицы и требуют досрочных выборов, обвиняя власти в коррупции, которая, по их мнению, и привела к произошедшему в Нови-Саде несчастью.
В том, что все эти беспорядки спровоцированы и инспирированы извне, сомнений ни у кого в Сербии нет. Слишком уж заметны там шаблоны всех «цветных революций», на проведении которых специализируются западные спецслужбы – раньше американские, теперь, видимо, британские и прочие европейские, ибо США сейчас не до проблем Европы и уж тем более не до свержения законной власти в Сербии.
Буквально на днях президент США Дональд Трамп хвалился, что сумел предотвратить целый ряд вооружённых конфликтов, в том числе и новую войну в Косово между Сербией и местными боевиками, провозгласившими при поддержке Запада в 2008 году собственное «государство».
«Всего за два коротких месяца нам удалось добиться мира между Индией и Пакистаном, Израилем и Ираном, в Демократической Республике Конго и Руанде – и ещё с парой стран, кстати. Сербия, знаете ли, тоже готовилась к войне с одной группой, которую я даже не буду называть… хотя нет, назову – это Косово. Но они действительно собирались развязать полномасштабную войну, и нам удалось это остановить. Мы остановили войну с помощью торговли. Они хотят торговать с Соединёнными Штатами. А я им сказал: мы не торгуем с теми, кто идёт на войну».
Что там такое намечалось в Косове и намечалось ли вообще – Трамп, мягко говоря, склонен к чрезмерному преувеличению собственных заслуг, – мне неведомо. Но в том, что касается событий в Белграде, то тут, на мой взгляд, всё предельно ясно.
Майданы «волнами» не проводятся. Они делаются сразу и в один миг, ибо внезапность и необходимость не дать властям опомниться – важнейшая характеристика майданной тактики.
Похоже, организаторы, спонсоры и бенефициары регулярных сербских протестов (а это одни и те же люди) не ставят своей задачей свержение Вучича здесь и сейчас. Им важнее держать его «в тонусе», в постоянном напряжении, с ощущением дамоклова меча над головой, который может в любой момент сорваться и обрушиться на него.
Это такой изощрённый способ принуждения сербских властей к покорности. Ибо склонность к самостоятельности в принятии решений и наличие собственное мнения – непозволительная роскошь для тех, кто считает себя кандидатом на вступление в Евросоюз.
И в этом смысле Вучич сам сделал себя объектом информационно-психологических спецопераций европейских спецслужб.
Именно попытка Белграда усидеть сразу на двух стульях – эта известная болезнь многовекторности – и привела к тому, что Сербия остаётся полигоном для опасных экспериментов Запада.
А потому «пляску Святого Вита», в которую давно уже превратились сербские протесты, с её характерными конвульсиями и прыжками мы будем наблюдать ещё не один раз. И, видимо, однажды они таки «допрыгаются».