Обстановка в Центральной Азии всё больше определяется разрастанием дуги нестабильности, которая берёт начало в оккупированном Афганистане, проходит через Таджикистан и далее через Ферганскую долину распространяется с юга на север Киргизии, захватывает Узбекистан. В основе нестабильности лежит множество факторов - острая нехватка земельных и водных ресурсов; разрастающийся клубок межклановых и межэтнических противоречий; проблема узбекских беженцев из Кыргызстана, численность которых, по данным Ташкента, превышает 100 тысяч человек; борьба различных группировок за контроль над афганским наркотрафиком; разгул коррупции; сложная экологическая обстановка; обнищание населения; напряжённость в межгосударственных отношениях.
Усложняющийся характер проблем Центральной Азии объективно диктует координацию усилий в поисках их решения. Не случайно декабрьский саммит Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) собрал в Москве рекордное количество президентов. Прибыл и президент Узбекистана Ислам Каримов, ранее не часто посещавший такие встречи. Как известно, в 2010 году Узбекистан в одностороннем порядке вышел из Объединенной энергетической системы (ОЭС) Центральной Азии и прекратил движение своих пассажирских поездов через таджикскую территорию в узбекскую часть Ферганской долины. Узбекско-таджикские отношения и раньше были непростыми, а на последнем саммите ОБСЕ президент Таджикистана Э.Рахмон сделал предметом обсуждения новый региональный конфликт, обвинив узбекскую сторону в том, что она блокирует движение транзитных грузов, перекрывает газовый кран и препятствует получению Таджикистаном электроэнергии.
Конфликтная ситуация вызвана, во-первых, активностью Таджикистана в строительстве Рогунской ГЭС, во-вторых, осложнением экологической обстановки из-за выбросов Таджикского алюминиевого завода.
Душанбе заявляет о своём праве строить плотины гидроэлектростанций на территории республики всецело по своему усмотрению и активно ведёт работы по достройке заложенной еще во времена Советского Союза Рогунской ГЭС. Значительные средства вложены в эти работы российскими организациями. Проблема же состоит в том, что плотина перекроет реку Вахш - главный приток Амударьи, питающей водой половину Узбекистана. В соответствии с международным правом, эти реки являются трансграничными, а строительство объектов на них должно вестись по согласованию со всеми странами-водопользователями. Это - позиция Узбекистана, официально поддержанная Россией, Казахстаном и Туркменией.
Что касается другого аспекта узбекско-таджикского конфликта, то принадлежащая государству Таджикская алюминиевая компания (ГУП «Талко») с каждым годом все сильнее загрязняет выбросами не только близлежащую территорию, но и территорию соседа. Ущерб, уже нанесённый окружающей среде и здоровью населения южных районов Узбекистана, оценивается Ташкентом в сотни миллионов долларов. Производство «Талко», на котором не работает ряд очистных сооружений, планируется расширять, значит - выбросы вырастут (а это тысячи тонн!), поскольку оборудование и технологии давно устарели. Требуемую модернизацию реально провести только с помощью России (ГУП «Талко» - переименованный советский завод), где сохранились специалисты-проектировщики, запатентованы передовые технологии плавки алюминия, имеется накопленный опыт реконструкции таких же советских заводов и очистки выбросов, развито производство глинозема нужных марок. Без привлечения средств из-за рубежа таджикская экономика с задачей модернизации не справится, но зарубежные инвесторы на эти проекты не торопятся, учитывая прошлый негативный опыт. На недавнем заседании российско-таджикской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству обращалось внимание на неурегулированные вопросы в расчетах перед хозяйствующими субъектами Российской Федерации (ОАО «Лукойл», ОАО ФКК «Росконтракт», ОАО «Русский Алюминий», торгово-промышленная фирма «Дружба»). И суммы немалые - десятки миллионов долларов.
В целом претензии Узбекистана к соседней стране небезосновательны. Экологи уже высказали более или менее общее мнение о том, что проекты по строительству новых гигантских гидросооружений в верховьях трансграничных рек Амударьи и Сырдарьи, в первую очередь Рогунской ГЭС, несут угрозу разрушения и без того хрупкого экологического баланса в Центральной Азии. Таджикистан предполагает возвести плотину высотой 335 метров, что не имеет аналогов в мире. В случае прорыва плотины высота волны в начальной точке превысит 250 метров, а за 1,5 тысячи километров от Рогуна, в Каракалпакстане, достигнет 6-7 метров. В результате могут оказаться затопленными площади до 1,5 миллиона гектаров, свыше 700 населенных пунктов на территории Таджикистана, Афганистана, Туркменистана и Узбекистана, где проживает около 5 миллионов человек. Альтернативные варианты получения такого же, как на Рогунской ГЭС, объема электроэнергии за счет строительства малых ГЭС обошлись бы дешевле и не создали бы подобных угроз.
Многое будет зависеть от дальнейших действий Душанбе. Если в Узбекистане не увидят реальных шагов навстречу, можно ожидать дальнейшего обострения конфликта с вероятностью его перехода в иную (вплоть до военной) сферу. На Россию, которая выступает локомотивом постсоветской интеграции, в этих условиях ложится особая ответственность.