Арест бывшего начальника Главного штаба Армии Республики Сербской генерала Ратко Младича и подготовка его экстрадиции в Гаагу – очередной этап осуществляемой на наших глазах «зачистки Истории»…
***
Процесс разрушения социалистической Югославии был варварским и кровавым. О том, почему это произошло, кто главные сценаристы трагедии югославских народов, впоследствии были написаны тома научных исследований и горы публицистических материалов, а в начале 90-х были лишь эмоции, непроверенные данные о жертвах межнациональных войн и иллюзии о возможности построения справедливого мира. Вполне оправданной казалась идея создания некой структуры, которая будет вести расследования военных преступлений в ходе развала и раздела Югославии. Окончательное решение о необходимости создания международного суда созрело по итогам работы комиссии экспертов по анализу информации о нарушениях Женевских конвенций и других норм гуманитарного права в ходе вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии, созданной СБ ООН в октябре 1992 года.
Уже в мае 1993 г. на основании Резолюций СБ ООН № 808 и 827 был создан Международный трибунал, призванный расследовать преступления в период с 1 января 1991 г. и до даты, которую СБ определит «после восстановления мира». Благодаря этой весьма расплывчатой формулировки уже много лет «после восстановления мира» Трибунал работает. Сроки завершения его деятельности постоянно переносятся. Так, согласно Резолюциям ООН № 1503, 1534, 1880, он должен был завершить рассмотрение всех дел по первой инстанции сначала до конца 2004 г., затем к 2008 г., потом до конца 2009 года.
16 декабря 2009 г. в Резолюции СБ ООН № 1900 было зафиксировано «намерение продлить до 30 июня 2010 года сроки полномочий всех постоянных судей Международного трибунала, а срок полномочий судей Апелляционной инстанции до 31 декабря 2012 г. – либо до завершения порученных им дел, если это произойдет раньше». Очередное продление деятельности этого института вызвало возмущение России, которая 22 декабря 2010 г. воздержалась от голосования по Резолюции СБ № 1966. На сей раз предполагалось учредить Международный остаточный механизм, который должен будет начать работу по завершению судебных дел МТБЮ 1 июля 2013 г., а закончить работу до 31 декабря 2014 года. За документ проголосовали 14 из 15 членов Совета Безопасности.
Как заявил тогда постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, трибуналы (МТБЮ и Международный трибунал по Руанде) сознательно затягивают свою деятельность. Кроме того, «не меньше вопросов возникает и по поводу объективности этих судов. Однако поддержки на Западе российская позиция по-прежнему не находит». Тем не менее Россия исходит из того, что эта «резолюция последняя по вопросу о сроке деятельности трибуналов, и они будут полностью свернуты к концу 2014 года» (I).
Однако и в эти сроки верится с трудом. Председатель МТБЮ Патрик Робинсон неоднократно заявлял, что дело бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича, задержанного при весьма странных обстоятельствах в 2008 г., – завершится не раньше конца 2012 г., а вероятная апелляция будет рассматриваться до февраля 2014 года. Однако, учитывая то, что процессы длятся по нескольку лет, сроки по делу Караджича могут быть сдвинуты явно не в сторону их сокращения. Эти опасения подтверждают слова пресс-секретаря Гаагского трибунала Нермы Елачич: «Сроки окончания работы Трибунала касаются дела только Караджича и «не распространяются на Ратко Младича и Горана Хаджича» (II). О том же неоднократно заявлял и главный прокурор МТБЮ Серж Брамерц.
И надо же, какая удача! Всего за несколько дней до намеченного на 6 июня выступления Брамерца с докладом о деятельности Трибунала в СБ ООН, где могло быть принято окончательное решение о свертывании этого органа, судьям прибавилось работки (и зарплаты) еще на несколько лет.
В ходе ноябрьского (2010) визита в Белград прокурор МТБЮ провел переговоры «с глазу на глаз» с президентом Сербии Борисом Тадичем, премьером Мирко Цветковичем и председателем Национального совета по сотрудничеству с Гаагским трибуналом Расимом Ляичем, которые заверили гаагского обвинителя в своем полном сотрудничестве с Трибуналом. «Наша страна ведет интенсивные поиски остающихся на свободе Ратко Младича и Горана Хаджича, работает над успешным завершением сотрудничества с трибуналом в Гааге», – заявил тогда Тадич. Более подробный разговор об усилиях, прилагаемых Белградом для поимки главных разыскиваемых Трибуналом лиц, у главного прокурора МТБЮ состоялся в штаб-квартире национальной службы госбезопасности в присутствии первых руководителей всех заинтересованных ведомств, включая и военную разведку, а также с прокурором по военным преступлениям Сербии Владимиром Вукчевичем.
Содержание этих переговоров осталось закрытым для прессы, но результаты «интенсивных поисков», как говорится, налицо. Арест 26 мая Младича в деревне Лазарево, что в 70 км от Белграда, президент Франции Николя Саркози оценил как «сильное решение Тадича». Очевидно, что без «отмашки» сербского президента задержание «самого разыскиваемого военного преступника» вряд ли произошло бы. Поиски Младича действительно были усилены после визита Брамерца. Об изменениях в масштабах и методах «охоты» на Младича не раз заявлял министр внутренних дел Сербии Ивица Дачич. В частности, он подчеркивал, что в поиски Младича и Хаджича, которые ранее были исключительной прерогативой сербской госбезопасности, активно включилось МВД, «что подразумевает более широкий контроль и слежку за лицами, подозреваемых в поддержке преследуемых сербских героев» (III), а также усиление оперативно-розыскной деятельности.
***
По данным сербской полиции, рано утром 26 мая усиленный отряд полицейских приехал в деревню Лазарево, где проживает около двух тысяч человек и где ранее розыскные мероприятия не проводились, для проведения целенаправленного обыска. «Полицейские одновременно вошли в четыре дома, принадлежащие родственникам Младича. В одном из них… полицейские и обнаружили генерала, который, несмотря на ранний час, уже бодрствовал. Генерал шепотом назвал полицейским свое имя и сдал два пистолета, которые держал при себе в момент задержания. В этой деревне он проживал уже около двух лет» (IV). Позже, отвечая на вопросы журналистов, почему он не воспользовался оружием, Младич ответил: «Не хотелось убивать мальчишек, которые пришли меня брать».
Игра «поймать Ратко» с момента объявления его МТБЮ в июне 1995 г. военным преступником стала международной. Младича не только обвиняют в военных преступлениях в ходе войны 1992-1995 гг. на территории современной Боснии и Герцеговины, но и используют его фигуру в качестве условия для вступления Сербии в Евросоюз. Комиссар Евросоюза по вопросам расширения Олли Рен не раз заявлял, что «сербский вопрос» «будет решаться исключительно в зависимости от того, какие оценки будут содержаться в докладе главного прокурора МТБЮ»(V).
Упорство, с которым нынешние руководители Сербии стремятся в Евросоюз по меньшей мере удивляет, по большей – разочаровывает. Эта наднациональная организация, принимавшая непосредственное участие в планировании и проведении операций сначала по уничтожению Югославии, потом Сербии как целостного суверенного государства, оказывается той вожделенной целью, с которой связывает своё будущее усеченная, униженная, лишенная своих исторических реликвий (при непосредственном участии Евросоюза) Сербия! Я уже не говорю о том, что настоящее положение самого Евросоюза в социально-экономическом отношении столь незавидно, что любой трезво мыслящий политик вряд ли станет связывать судьбу своей страны с подобной организацией. Тем более, когда тебе выставляют условия, унижающие национальное достоинство, когда предложение открыть «новую страницу» истории страны обусловливают выдачей сомнительному суду своего гражданина.
***
Ратко Младич был одной из центральных фигур войны в Боснии. О нем знают далеко за пределами Балкан. Газета «Daily Telegraph» включила его в список 30 известных современных полководцев, отметив, что те офицеры, которые вели с ним переговоры, считают его гением тактики (VI). Противники его боялись, а сербы боготворили за честность, высокий профессионализм, отвагу, мужество, преданность Родине. Для национального самосознания сербов значение Младича фактически выигравшего, несмотря на бомбардировки НАТО, войну у мусульмано-хорватской федерации БиГ, огромно.Отсюда и повышенное внимание к его фигуре со стороны НАТО и ЕС.
Поэтому не случайно президент Сербии Борис Тадич на специально созванной по случаю ареста Младича пресс-конференции заявил: «Таким образом, мы закончили тяжелый период нашей истории и сняли это бремя с плеч нашего народа. Теперь открывается новая страница, и мы будем работать над процессом примирения в регионе», а «завершенное расследование поднимет уровень международного доверия к Сербии». Риторическая фигура «бремени народа» - это фактическое признание Тадичем коллективной вины сербов в той войне, в войне национально-освободительной, в войне за свою государственность, в войне, за право жить на земле предков.
Видимо, чтобы окончательно расположить Брюссель к Сербии, Тадич особо подчеркнул, что «ведется следствие в отношении людей, помогавших ему (Младичу – Е.П.) скрываться от правосудия… Все, кто помогал Младичу, предстанут перед судом» (VII). Не знаю, оценит ли эти старания ЕС (арест Младича был приурочен ко дню визита в Белград Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон), но то, что арест Младича – не последнее условие вступления в ЕС – совершенно очевидно. Следующий фигурант – Горан Хаджич, затем последуют признание Косова и референдум в Воеводине и еще много чего.
***
Для нынешнего (прозападного) сербского руководства жизненно важно, чтобы предстоящий доклад С. Брамерца Совету безопасности ООН помог Белграду получить статус кандидата на прием в ЕС. Как известно, самым ярым противником сближения Сербии с ЕС выступает Голландия, мотивируя свою позицию исключительно тем, что Ратко Младич и Горан Хаджич до сих пор не находятся на скамье подсудимых.
Сказать ли о причине, по которой «закопать» Младича так сильно стремятся именно голландцы? Мало кому известно, что многочисленные жертвы в Сребренице самым непосредственным образом связаны с безответственным (трусливым, провокационным – назовите, как хотите) поведением голландских миротворцев, в зону ответственности которых входил этот мусульманский анклав в 1995 году. Когда Сребреницу в ответ на многочисленные убийства сербов со стороны вооруженных формирований под руководством Насера Орича, кстати, оправданного по решению Трибунала, окружили войска Ратко Младича, голландские военные не только не предприняли ничего, чтобы предотвратить конфликт, защитить мирное население, но спешно покинули анклав. Иными словами, свой позор Голландия вот уже более полтора десятка лет пытается «списать» на Младича и его армию.Что же касается Орича, то обвиненный в расстрелах сербов в районе Сребреницы в период 1992-1993 годов и в уничтожении более десятка сербских сел, он получил два года тюрьмы и был освобожден прямо в зале суда после зачтения приговора (ему зачли срок нахождения под следствием).
Я ни в коей мере не собираюсь оправдывать насилие. Сила права должна заключаться в том, чтобы преступник, если его вина доказана, был наказан. Казус Младича заставляет нас задуматься о глобальных вещах, о символике происходящего, которое по всем параметрам укладывается в организованное унижение одного народа – сербов, одной страны – Сербии. Главными обвиняемыми в ходе всех процессов МТБЮ были именно сербы и, настаивая на поимке Младича и Хаджича, Суд, как мне представляется, хочет поставить жирную «антисербскую» точку в своей деятельности.
За 18 лет работы МТБЮ провел 144 судебных процесса, большинство из которых, а точнее – 94 (или 66 % всех дел) – против сербов. 33 процесса было проведено против хорватов, восемь – против косовских албанцев, семь – против боснийских мусульман и два – против македонцев. Из 19 умерших во время следствия 16 были сербами, некоторые из них скончались при очень странных обстоятельствах, в том числе и экс-президент Югославии Слободан Милошевич, вина которого так и не была доказана. Кроме того, из 27 арестованных глав государств, командующих, премьер-министров, вице-премьеров, министров обороны и спикеров парламента сербы опять в подавляющем большинстве – 19. Совокупность сроков особенно впечатляет – в общей сложности сербы осуждены на 904 года тюрьмы, хорваты – на 171 год, мусульмане – на 39 лет, косовские албанцы (вовсю торговавшие, как доказал Дик Марти, человеческими органами) – всего на 19, македонцы – на 12 лет (VIII).
Не менее впечатляют отдельные сроки. Например, к 40 годам заключения приговорены Горан Елисич, охранник лагеря для пленных мусульман и хорватов под городом Брчко в Боснии и бывший градоначальник боснийского Приедора Миломир Стакич. Генерал армии Республики Сербской Радислав Крстич осужден на 46 лет тюрьмы, правда, позже ему сократили срок на десять лет. По 30 лет получили и братья Лукичи, согласно формулировке, за преступления против боснийских мусульман в Вишеграде, городе, расположенном в нескольких десятках километров от Сараева, неподалеку от сербской границы.
Вынесение столь суровых приговоров сербам, естественно, рождает вопросы. Во-первых, об адекватности таких сроков наказания, по сути равноценных пожизненному заключению, вине участников военного конфликта на Балканах. Во-вторых, о равенстве вины всех участников кровавых событий. Классическим примером «двойных стандартов» Гаагского трибунала является дело Рамуша Харадинайя, одного из командиров «Освободительной армии Косово», прославившегося со своими боевиками особой жестокостью по отношению к косовским сербам и гражданам других неалбанских национальностей. Несмотря на совершенные им тяжкие преступления, он был освобожден от ответственности «за недостатком доказательств». «На самом деле, доказательства эти исчезали вместе со свидетелями, в том числе и с сотрудниками косовской полицейской службы, избавляться от которых Харадинай и его сообщники начали еще в 1999 году» (IX). Вообще, что касается статистики по освобожденным албанцам, зверствовавшим в Косове, то она поражает. Самые одиозные албанские боевики, на счету которых сотни жертв – Фатмир Лимай, Исак Муслиу, Идриз Балай и Рамуш Харадинай – были оправданы.
Сама процедура создания МТБЮ (Трибунал имеет мандат СБ ООН, в то время как классические международные суды создаются на базе международного договора) не только порождает множество вопросов и справедливую критику, но и раскрывает суть заинтересованности в этом органе. Как отмечает один из признанных специалистов по этому вопросу Александр Мезяев, «создание юридического органа путем подписания международного договора предусматривает учет интересов всех его участников, а на государства, чьи интересы в договоре не были учтены, положения договора не распространяются. В то время как резолюции СБ ООН основываются на волеизъявлении только нескольких государств. О том, что создатели трибунала сознательно стремились исключить всеобщее участие в принятии решения свидетельствует также тот факт, что вопрос не был вынесен на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН – органа, где представлены все государства-члены» (X).
Действительно, СБ ООН не обладает полномочиями по созданию международных судебных органов, т.к. ни одна статья Устава ООН, включая статьи главы VII, не содержат указания на право Совета Безопасности создавать международные трибуналы, а также любые судебные органы. Иными словами, в соответствии с общепризнанным принципом права: «Никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам», СБ ООН, не будучи судебным органом и не имея судебных полномочий, не вправе наделять этими компетенциями другие институты.
Кроме того, ООН, согласно Уставу (Ст.2, п. 7), не может вторгаться в исключительную компетенцию государств. В то время как Резолюцией СБ № 827 был нарушен принцип суверенитета и создан орган, который призван судить физических лиц – граждан государств-членов ООН. В довершение ко всему СБ ООН нарушил положение статьи 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), закрепившей право каждого человека быть судимым судом, созданным на основании закона. На основании Резолюции СБ ООН все граждане стран бывшей Югославии были лишены этого права. Таким образом, создание МТБЮ со стороны СБ ООН нарушило основополагающие принципы и нормы международного права, а значит, любые решения этого незаконно созданного органа не имеют юридически обязательной силы.
Справедливости ради приведём аргументы защитников Трибунала. Один из самых распространенных – утверждение о том, что СБ ООН имел право создавать международные трибуналы на основании статьи 29 Устава ООН, которая предусматривает возможность СБ «учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций». Однако это аргумент бессилия. Дело в том, что судебный орган в принципе не может быть вспомогательным органом у политического института, и совершенно очевидно, что создание судебного органа 29 статьей не предусмотрено.
Что же касается аргумента, согласно которому МТБЮ независимо от юридического обоснования его создания стал законным органом, т.к. был признан со стороны всех государств, включая государства бывшей Югославии, то и он не выдерживает критики. Во-первых, законность создания МТБЮ признали далеко не все страны. Например, Индия, Мексика, Союзная Республика Югославия (до момента своего распада) и ряд других государств до сих пор продолжают заявлять свои протесты по поводу юридической обоснованности создания и деятельности МТБЮ. Во-вторых, молчаливое признание незаконного акта никак не делает его законным (XI).
Так почему же был создан Трибунал? По мнению подавляющего большинства ученых, «Трибунал осуществляет исключительно политическую цель – подтвердить виновность только одного народа во всех войнах последнего балканского кризиса, а потому оправдать агрессию НАТО против Югославии в 1999 г., придать ее действиям законность. Многолетняя деятельность Трибунала создает у мирового сообщества неадекватное представление об участниках балканского конфликта и происходивших событиях. Трибунал создавался, чтобы переписать историю распада Югославии, изменить характер военных столкновений, переложив ответственность за все преступления, происходившие на Балканах с начала 1990-х годов, на один народ – сербов (выделено мною – Е.П.). Именно поэтому так велика цифра осужденных сербов» (XII).
Сегодня мы располагаем массой доказательств зависимости и пристрастности суда, предубежденности судей, следователей и прокуроров. Необъективность проявляется как в процедуре судебного процесса, так в работе с обвиняемыми, свидетелями, научными экспертами. Среди приемов судебных чиновников – привлечение подставных свидетелей, использование доказательств «из вторых рук», ограничение возможностей экспертов (нельзя пользоваться записями) и свидетелей защиты (если не нравится твое выступление – переходят на ответы «да» или «нет»), защита ложных показаний, помощь свидетелям обвинения, появление в письменных показаниях того, что свидетели не говорили, сохранение имен свидетелей в тайне даже против их воли, чтобы нельзя было подготовиться к защите и допросу, работа со свидетелями по фабрикации показаний и многое другое (XIII). О вопиющей некомпетентности, об отсутствии необходимого профессионализма следственных органов Трибунала подробно писала в своей нашумевшей книге бывший Прокурор МТБЮ Карла дель Понте (XIV).
Среди основных нарушений в деятельности МТБЮ эксперты называют также отказ в праве на защиту лично, насильственное назначение адвокатов, проведение суда inabsentia, нарушение принципа презумпции невиновности, нарушение принципа равенства сторон, нарушение принципа правовой определенности, в частности по вопросу о назначении наказания, нарушение принципа запрета на ретроактивное применение права, нарушение принципа независимости и беспристрастности суда. Кроме того, Трибунал манипулирует статистическими данными, использует непроверенные и неточные статистическо-демографические конструкции, подгоняя их под заранее необходимый результат…
Зачем все эти манипуляции?
Во-первых, Трибунал стал площадкой исторического унижения государствообразующего народа Югославии – сербов, стремящихся сохранить свое национальное ядро на обломках той страны, которую они создавали на протяжении всего ХХ века. Во-вторых, МТБЮ выполняет важнейшую для Запада «превентивную» функцию: Трибунал,сосредоточив все внимание мирового сообщества на преступлениях балканских народов, и прежде всего сербов, отвел карающий меч Фемиды от тех, кто устроил невиданную со времен Второй мировой войны гуманитарную катастрофу на юге Европы в 1999 году. Они судят, дабы не быть судимыми! Вот лишь некоторые факты.
В течение продолжавшейся 78 дней агрессии самолеты НАТО нанесли 2300 ракетно-бомбовых ударов по 995 объектам на территории Сербии и Черногории, используя при этом запрещенные типы боеприпасов с радиоактивными примесями, главным образом обедненным ураном (U-238), а также кассетные бомбы. На Югославию было сброшено в общей сложности 23 тысячи бомб и ракет, общим весом, по одним данным, более 25 тысяч тонн (XV), по другим - 79 тыс. т (XVI), в том числе 152 контейнера с кассетными бомбами.
Бомбардировки нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов привели к выпадению черного кислотного дождя. Нефть, нефтепродукты и токсичные вещества поразили водную систему Югославии и других балканских стран. За время бомбардировок территории Югославии погибли около 2 тыс. мирных жителей, 7 тыс. получили ранения, причем 30 % из них – дети (XVII). Окончательный размер ущерба, который был нанесен промышленным, транспортным и гражданским объектам СРЮ, до сих пор не назван. По разным оценкам, он измерялся суммой от 50 до 200 млрд. долларов. Были уничтожены или серьезно повреждены около 200 промышленных предприятий, нефтехранилищ, энергетических сооружений, объекты инфраструктуры, в том числе 82 железнодорожных и автомобильных моста, повреждены восемь электростанций, семь железнодорожных вокзалов, шесть аэродромов, множество дорог, выведены из строя или разрушены 20 телетрансляторов и реле, большое количество теле- и радиовещательных станций. Уничтожено около 90 памятников истории и архитектуры, две тыс. зданий школ, 35 факультетов вузов, более 20 больниц. Более 40 тыс. жилых домов было разрушено или повреждено. Два миллиона человек из 8-миллионного населения государства были лишены основных средств проживания.
И это еще не всё! Бомбовые удары, наносившиеся, как и сейчас с бомбёжками Ливии, «с целью защиты мирного населения», вызвали лавину беженцев из Косова. Если в 1998 г. во время военных столкновений между боевиками и Югославской народной армией территорию края покинули 170 тыс. человек, главным образом женщин и детей, то с началом агрессии НАТО, по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, 790 тыс. албанцев, 100 тыс. сербов, а также цыгане, адыгейцы, мусульмане стали беженцами. По самым оптимистичным подсчетам, агрессия НАТО вызвала перемещение внутри СРЮ более одного млн. человек (XVIII).
Так кого надо судить?
И еще один – чрезвычайно характерный - факт. В течение всей Страстной недели 1999 года, и особенно в день Святой Пасхи по православному календарю, английские и американские военные самолеты продолжали атаковать сербов. На некоторых бомбах, которые сбрасывались английскими летчиками, было краской выведено: «Счастливой Пасхи!» Даже самым ярым сторонникам Трибунала должно быть понятно, для чего он создавался и чьи интересы защищает.
***
Выскажу еще одно предположение. Продолжающаяся «гуманитарная интервенция» стран НАТО в Ливии остро нуждается в информационном прикрытии. Необходимо отвлечь общественное внимание от разрушений в результате бомбардировок инфраструктуры и гражданских объектов, убийств мирных жителей, включая детей. Надо судить другого, чтобы не быть судимым. Не только арест Младича, но и та поспешность, с которой было принято решение о его экстрадиции в Гаагу, несмотря на явные проблемы со здоровьем 69-летнего генерала, косвенно связаны с «ливийским фактором». Показательна реакция Генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена, который один из первых приветствовал задержание Младича. А официальный Лондон назвал это событие «историческим».
Белград очень торопится (или его торопят) вывезти Младича в Гаагу. 27 мая, уже на следующий день после задержания, белградский суд разрешил депортацию Радко Младича. Агентство Франс Пресс со ссылкой на адвоката задержанного – Милоша Шалича – сообщило, что «состояние здоровья Младича не препятствует его экстрадиции в Гаагу, он транспортабелен». Хотя защита Младича намерена подать апелляцию, утверждая, что генерал не в состоянии принимать участие в работе трибунала из-за плохого состояния здоровья (XIX). Если Младич все-таки будет передан МТБЮ, то, по мнению юристов, непосредственные заседания по его делу могут начаться не ранее, чем через полтора года (XX).
Вся поспешность объяснима резко негативной реакцией значительной части населения как в самой Сербии, так и в Республике Сербской. Известие об аресте Младича уже вызвало массовые акции протеста сторонников бывшего генерала в целом ряде сербских городов – Нови Саде, Кралево, Зренянине, Аранджеловаце, Чачаке. В Белграде на митинг под лозунгом «Младич – герой» попытались собраться несколько сотен человек, но проведению акции помешала полиция. Десятки человек были задержаны. Протестующие называют арест Младича «позорным» и призывают сторонников бывшего военачальника выразить протест против «оккупации Сербии Вашингтоном и Брюсселем» (XXI). По результатам опроса, проведенного газетой Viesti, в его поддержку выступают 75% населения Сербии (XXII).
Волна протестов в связи с задержанием Ратко Младича докатилась и до России. Впервые за всю историю отношений между нашими странами в ночь на 27 мая в посольство Сербии летели бутылки с черной краской. Первый советник посольства Борис Секувич лишь заявил: «Могу только подтвердить, что это было» (XXIII).
В Республике Сербской главный митинг в поддержку Младича намечен на вторник 31 мая в столице РС городе Баня-Лука, а в воскресенье 30 мая предполагается провести акцию протеста в городе Калиновик.Организации ветеранов Республики Сербской осудили арест Младича и призвали создать фонд для помощи всем гражданам РС, обвиненным МТБЮ. Большинство политиков РС также осудили арест Младича. В то же время официальные власти Республики Сербской заявили, что воспринимают арест Младича как выполнение международных обязательств в рамках Дейтонского мирного соглашения 1995 г. и выразили надежду на справедливое судебное разбирательство. По словам президента РС Милорада Додика, власти Республики Сербской никогда не выступали и не будут выступать в защиту тех, кто совершил военные преступления, независимо от национальной или религиозной принадлежности (XXIV).
Российская Федерация словами уполномоченного МИД РФ по правам человека, демократии и верховенству права Константина Долгова также выразила надежду на то, «что судебный процесс над бывшим лидером боснийских сербов Ратко Младичем будет справедливым и не приведет к затягиванию работы Международного трибунала по бывшей Югославии» (XXV). Хотя странно надеяться на справедливость и непредвзятость организации, которая в течение 18 лет с регулярным постоянством демонстрировала прямо противоположное. Не исключено, правда, что могут возникнуть совершенно непредвиденные обстоятельства, которые не позволят Трибуналу принять несправедливое решение. Пути Господни неисповедимы. А пока судебная машина закрутилась полным ходом. Младич еще не доставлен в Гаагу, а МТБЮ уже назначил тройку судей, которым предстоит вести его дело.
Председательствующим судьей на предстоящем судебном процессе назначен Кристоф Флюгге из Германии. Помимо него в судебную тройку вошли Альфонс Ори (Нидерланды) и Баконе Молото (ЮАР). Судьи сразу же приняли решение разрешить прокуратуре МТБЮ в течение семи дней внести поправки в обвинительный акт против Младича. Очень скоро мы увидим «справедливость» в действии – судить, дабы не быть судимым.
_______________________________________________________________________________________________________
ПОНОМАРЁВА Елена Георгиевна – доктор политических наук, доцент МГИМО (У) МИД России.
i Россия воздержалась при голосовании по МТБЮ. – URL: http://www.rian.ru, http://www.itar-tass.com.
ii СБ ООН продлил сроки работы гаагского судилища. – URL: http://www.srpska.ru.
iii Ямбаев М. В Сербии объявлено о начале самой крупной операции по поискам Младича. – URL: http://ruskline.ru.
iv Сербская полиция рассказала подробности задержания Младича. – URL: http://www.infox.ru
v Пасхин Н. Членство в ЕС в обмен на Младича. – URL: http://www.stoletie.ru
vi Довгялло М.С. Политическая история зарубежных славянских стран новейшего времени. – Минск, 2006. – С. 94.
vii В Сербии арестован Ратко Младич. – URL: http://www.itar-tass.com/c1/151051.html
viii Гуськова Е.Ю. Цели создания МТБЮ – секрет Полишинеля // Международная жизнь. – 2011. – Февраль. – С. 129.
ix Пасхин Н. Членство в ЕС в обмен на Младича. – URL: http://www.stoletie.ru
x Мезяев А.Б. Основные правовые проблемы создания и деятельности МТБЮ. – URL: www.srbska.ru.
xi Там же.
xii Гуськова Е.Ю. Указ. соч., С. 130.
xiii Деятельность МТБЮ: содержание, результаты, эффективность. – М.: Ин-т славяноведения, 2009; Двойные стандарты в защите прав человека: казус профессора Шешеля. – М.: Фонд исторической перспективы, 2009; Локленд Дж. Пародия на правосудие. – М.: Русская панорама, 2009.
xiv Дель Понте К. Охота: я и военные преступники. – М.: Эксмо, 2008. – С. 208-210, 212-221.
xv Югославия на пороге 2000 г.: Документы, факты. Свидетельства. – М.: РИА Новости, 1999. – С. 144.
xvi Преступления НАТО в Югославии. В 2-х т. – М.- Белград, 1999.
xvii Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). – М.: Русское право, 2001. – С. 678,
xviii Югославия на пороге 2000 г…, С. 143-144.
xixСуд в Белграде разрешил экстрадицию Радко Младича в Гаагу. – URL: http://www.zman.com/video/2011/05/27/30044.html
xx Сербская полиция рассказала подробности задержания Младича. – URL: http://www.infox.ru
xxi Арест Ратко Младича – URL: http://www.redstar.ru/2011/05/28_05/1_06.html
xxii От пастуха до пчеловада: Младича укрывали от правосудия 15 лет. – URL: http://www.inopressa.ru/
xxiii Сербскле посольство в Москве закидали бутылками. – URL: http://8tv.ru/?id=12&hotnews=1471
xxiv Тысячи боснийских сербов протестовали против ареста Младича. – URL: http://www.rian.ru/world/20110527/380839960.html
xxv Арест Ратко Младича – URL: http://www.redstar.ru/2011/05/28_05/1_06.html