Парламент Киргизии определил дату проведения очередных президентских выборов - 30 октября. Действующий президент республики Роза Отунбаева, имеющая статус президента переходного периода, в выборах участвовать не сможет, а, следовательно, явного фаворита предвыборного состязания пока нет.В условиях перманентной нестабильности, сохранения острых межэтнических и межклановых противоречий выборы грозят перерасти в полномасштабный кризис, который поставит вопрос о существовании киргизской государственности как таковой…
В июне население Киргизии ожидало повторения прошлогодних межэтнических столкновений в южных регионах республики, унесших жизни не менее 2 тыс. чел. Были предприняты усиленные меры безопасности. Нового витка насилия пока удалось избежать, но ситуация на юге страны остается крайне напряженной. Между двумя основными этническими группами, участвовавшими в прошлогоднем конфликте – киргизами и узбеками, сохраняются неприязнь и отчуждение. В столице Южной Киргизии – Оше резко упали цены на недвижимость. Жители города, в основном узбеки, продают дома и квартиры, чтобы переселиться в более безопасные районы или вовсе покинуть республику.
В связи с расследованием прошлогодних беспорядков происходит настоящая «битва отчетов». Международная комиссия во главе с Киммо Кильюненом, опубликовавшая свой отчет первой, пришла к выводу, что нападения на узбекские кварталы, в которых помимо гражданского населения «иногда принимали участие и военнослужащие с применением бронетехники», можно расценивать как «преступления против человечности». В документе приводятся и данные об этническом составе пострадавших, правда, сильно заниженные. Погибших согласно мусульманскому обычаю хоронили в тот же день до захода солнца, а потому реальное количество жертв до сих пор и неизвестно. Из более 450 убитых почти 75 процентов, по данным комиссии, составили узбеки, что идет вразрез с утверждениями киргизской стороны о том, что конфликт во многом спровоцировали сами узбеки. В результате отчет зарубежных экспертов киргизский парламент назвал односторонним и необъективным, а самого Киммо Кильюнена объявил персоной нон грата.
Для расследования июньских событий в южных регионах депутаты парламента создали свою комиссию, в состав которой вошло по 5 депутатов от каждой из 5-ти парламентских фракций. Однако члены комиссии так и не смогли прийти к единому мнению. Депутат от Социал-демократической партии Исмаил Исаков, занимавший пост министра обороны и спецпредставителя временного правительства по южному региону, а также депутат от партии «Ата-Журт» Жылдыз Джолдошева подготовили свои доклады. В итоге парламенту пришлось рассматривать сразу три доклада. В основном отчете, подписанном 22 членами комиссии, большая часть вины возлагается на бывшего лидера узбеков Кадыржана Батырова, находящегося в международном розыске, и других лидеров узбекской общины. Deutsche Welle приводит слова председателя комиссии Токона Мамытова: «В трагедии виноваты семейно-клановый режим Бакиева, часть бывших чиновников, а также лидеры узбекского культурно-национального центра. Именно они воспользовались слабостью влияния центральной власти на регионы и частичной деморализацией правоохранительных органов после 7 апреля».
В двух других отчетах вина узбеков подчеркивается еще более рельефно. По мнению Исмаила Исакова, «последовательность событий и характер действий межэтнического конфликта 10 июня, помимо действий семьи Бакиевых и его сторонников, также свидетельствуют о наличии признаков организованности и дают основания полагать, что узбекские группы были заблаговременно подготовлены к конфликту». Депутат от пробакиевской партии «Ата-Журт» Жылдыз Джолдошева также считает виновными узбеков: «Если мы скажем, что виноват только лидер узбекской диаспоры Кадыржан Батыров, то это будет неправильно, потому что на самом деле было заигрывание с ним со стороны отдельных членов временного правительства. Если мы скажем, что виновато только временное правительство, то киргизы не согласятся, так как Батыров проводил там разные митинги и требовал автономию».
Положение, при котором большинство пострадавших в июньских событиях составили узбеки, а вина за развязывание беспорядков возлагается на них же, не способствует сглаживанию противоречий, а еще более усугубляет их. Подливают масло в огонь и заявления представителей некоторых международных структур. Так, президент европейского отделения International Crisis Group Ален Делетро, недавно побывавший в Киргизии, говорит: «Чувствуется, что нетитульные нации, особенно узбеки, уступают титульной, то есть киргизам, по всем направлениям. И поэтому, хотя есть видимость некоего мира, ситуация по-прежнему кипит. Люди не чувствуют себя защищенными государством». Многие узбеки, которые могут куда-то уехать, уезжают. Большинство предпочитает Россию, некоторые уезжают в Китай. «С экономической точки зрения, - говорит А.Делетро, – это кошмар.... Бизнес сворачивают все, кто могут».
Социально-экономическая ситуация в Киргизии и до падения режима К. Бакиева была не блестящей, сегодня же она выглядит совсем плачевной. По оценкам правительства США, ВВП Киргизии за 2010 год сократился на 3,5%. Временное правительство было вынуждено отменить принятые бакиевской администрацией решения о повышении тарифов на ЖКХ и повысить зарплаты бюджетникам. 100 млн. руб. были направлены на восстановление разрушенных в прошлом году Оша и Джалал-Абада. Бюджет 2011 года предусматривает дальнейший рост расходов, компенсировать который в условиях экономического спада можно только за счет наращивания государственного долга. Россия и ЕврАзЭС предоставлять Киргизии обещанный кредит в размере 200 млн. долл. не спешат, опасаясь нецелевого расходования средств, как это уже было с кредитами, предоставленными правительству К. Бакиева. Между тем, если до сентября деньги не поступят, республику, по мнению председателя парламентского комитета по бюджету и финансам Акылбека Жапарова, ждут серьезные проблемы.
Внешний долг Киргизии на сегодняшний день составляет 2,6 млрд. долл., это почти половина ВВП страны. Для того, чтобы покрыть текущий дефицит бюджета, государству, по оценке Акылбека Жапарова, не хватает 21 млрд. сомов (порядка 460 млн. долларов). Дальше проблемы будут лишь усугубляться. Только выплаты по кредитам в следующем году составят сумму, эквивалентную 13% ВВП. Для того, чтобы избежать дефолта и урушения инфраструктуры, необходимо повысить тарифы на ЖКХ и отказаться от повышения зарплат бюджетникам. Однако делать это властям в преддверии президентских выборов - политическое самоубийство. В Киргизии хорошо помнят, что именно решение о резком повышении тарифов на электроэнергию вызвало бурю общественного недовольства, которая в апреле 2010 г. привела к падению режима президента К. Бакиева.
Ближе к дате президентских выборов 30 октября все проблемы разом всплывут на поверхность. Решать их придется правительству, которое уже сегодня практически не контролирует южную часть страны. Если позволить ситуации окончательно выйти из-под контроля, экономический коллапс и территориальный распад Киргизии станут реальностью.